Всего 45 фото
Это заключительная, третья часть моего поста о курганах вятичей в Царицыно. В ней мы осмотрим третью основную группу царицынских курганов, что находится недалеко от Большого дворца.
Во
второй части нашей прогулки-исследования мы уже почти добрались до павильона "Нерастанкино".
02.
Немного уделим внимания Дриаде Александра Бурганова...
03.
Павильон «Нерастанкино», построенный в 1803-1804 годах по проекту И. В. Еготова сориентирован на пологий и протяжённый спуск холма к Верхнему Царицынскому пруду, завершающийся живописной луговиной.
04.
На самом пруду обустроен искусственный остров с аркой-руиной, которая образует с павильоном эффектную визуальную связку. С начала XIX века за павильоном закрепилось второе название "Храм меланхолии", - видимо, из-за особой лиричности раскрывающихся здесь пейзажных сцен. Само название «Нерастанкино» обычно связывают с фразой «не расстанешься», имея ввиду, что чувствительной душе трудно расстаться с красотами здешних мест. Однако на одной из карт Царицына 1816 года этот павильон обозначен как «Миростанкино». Возможно, таково было исходное название. Его смысл, особенно в контексте расположенных неподалёку курганах-могильниках, заключается в намёке на бренность человеческого существования...
05.
«Нерастанкино» представляет собой постройку в канонах строгого классицизма в виде открытого зала с боковыми нишами, увенчанного небольшим куполом, и с колоннами тосканского ордера. Павильон отделан таким образом, что штукатурка не скрывает текстуру кирпичной кладки. Декор минимален: только четыре вазы-урны в боковых экседрах. Декоративный павильон имел некоторое практическое применение: в нём посетители парка могли найти садовые кресла для отдыха.
Склон холма, спускающегося от павильона к пруду, во время проживания Екатерины II в Царицыне летом 1775 года стал местом для одной её увеселительной затеи. Здесь был устроен «воздушный театр» (то есть театр под открытым небом) и была поставлена комическая опера. Красивые пейзажи стали натуральной декорацией; императрица, вероятно, знала об особых акустических свойствах местности и выбрала склон не случайно. По одной из легенд, по случаю постановки спектакля к искусственному острову с декоративной аркой (ныне известному как «Русалочий») прорыли подземный ход от холма, где сейчас находится беседка «Храм Цереры»; по нему на остров проходили занятые в спектакле крепостные девушки, чтобы неожиданно появиться по ходу представления...06.
Однако, нас ждут Царицынские курганы вятичей, что совсем рядом с "Нерастанкино" и Башней-руиной. Здесь две курганные группы: Царицыно-2, 23 кургана и Царицыно-1, 5 курганов (XII-XIII вв.) и занимают они довольно обширную территорию парка.
07.
На схеме кургангов они соответственно под номерами 149 и 150.
08.
Ситуационно эти курганы находятся вне основных прогулочных маршрутов Царицынского парка, поэтому внимания гуляющих могут и не привлекать. Сейчас мы видим самую значительную группу курганов вятичей - Царицыно-2.
09.
10.
Курганы в Царицынском лесопарке начали изучать еще в XIX веке. С тех пор это один из самых известных археологических памятников Москвы.
11.
12.
Более малочисленная группа курганов Царицыно-1 находится ближе к Верхнему Царицынскому пруду.
13.
14.
Древние славяне отправляли умерших в мир своих предков во всеоружии: нарядными и с угощениями. Да и похороны со стороны больше походили на праздник. Прежде, чем придать тело усопшего огню, вятичи совершали тризну - ритуальные гулянья, пиршество и военные состязания в честь покойного.
15.
При погребении сохраняется для женщин, например, свадебный или, во всяком случае, парадный убор. Их клали в могилы со всеми песочными кольцами, ожерельями, браслетами, перстнями. У мужчин погребение было поскромнее. Обычно клали какие-то инструменты, иногда ножи, что-то для их точки, иногда серп, косу или что-то из оружия
16.
Основная часть погребений (женские костяки) содержала элеметы костюма, характерного для племени вятичей. Это - бусы, браслеты, перстни, а также семилопастные височные кольца. Они крепились на налобной повязке по нескольку штук с каждой стороны и при ходьбе издавали мелодичный перезвон. Большинство височных колец серебряные, несмотря на то, что они принадлежали рядовым жительницам общины. Это связано с тем, что женщин погребали в подвенечном уборе, который сохранялся ими в течение жизни. Эти украшения настолько изящны, что ими интересуются современные ювелиры.
Вот, кстати, замечательная реконструкция того как выглядела в ленточном головном уборе женщина вятичей с характерными височными, семилопастными кольцами (рисунок-реконструкция Олега Федорова). Воссоздано по материалам курганов вятичей из Подмосковья, конец XI века - XII век.
17.
Именно эти группы курганы, где мы с вами сейчас находимся, были наиболее пристально исследованы археологами, что на практике выразилось в их полном сносе. Здесь находили ювелирные украшения, в том числе и вышеприведенные семилопастные женские височные кольца, керамику. Сейчас курганы тщательно воссозданы и не представляют собой исторически сохранившиеся оригиналы, что не мешает нам почтительно вспоминать о наших предках, живших когда-то в этих местах.
18.
Реконструкция парка в целом вызвала в свое время массу критики, а один из ведущих культурологов, директор ГИИ А. Комеч назвал эту реконструкцию «актом вандализма». Но существуют и другие мнения: теперь Царицыно красивый и удобный объект отдыха. Около курганов появились информационные стенды, и теперь люди не пройдут мимо, не узнав что это не просто холмы.
19.
Обычай насыпать курганы над умершим известен с языческих времён. Под каждой насыпью, как правило, содержится одно захоронение. Но бывали и исключения, когда под готовой насыпью устраивали женские и детские погребения. Такие курганы представляли собой как бы семейные усыпальницы, ведь в древности эпидемии уносили людей целыми семьями.
20.
Высота некоторых курганных насыпей достигала 2 м. Насыпали их всей общиной.
21.
22.
В курганах вятичей, по словам А.В. Арциховского (занимавшегося археологическими раскопками курганов вятичей в Царицыно), до раскопок 1944 года из орудий труда археологи находили только ножи и серпы (ножи - в захоронениях и у мужчин, и у женщин, серпы - только у женщин). Мужские погребения вятичей очень бедны находками. До последнего времени можно было утверждать, что в них совсем нет орудий труда. Но в археологии всегда возможны неожиданные находки. При вышеупомянутых раскопках 1944 г. в Царицыне в мужском кургане был найден железный скобель. Он был положен на грудь умершего-мастерового.
23.
Самой частой находкой в слоях XI-XIII вв. являются стеклянные браслеты, любимое украшение древнерусских горожанок. Такая находка изобилует во всех русских городах XI-XIII вв. от Тмутаракани до Ладоги, в том числе и в подмосковных, как Коломна и Дмитров.
24.
"Характерные для вятичей хрустальные шарообразные бусы чередуются в ожерельях с сердоликовыми бипирамидальными общерусскими, т. е., иначе говоря, короткие белые бусы чередуются с длинными красными. Это позволяет, мне кажется, сделать заключения о колорите вятических одежд. Общий стиль одежды, судя по облику украшений, не допускал пестроты. Красный и белый цвета должны были чередоваться в тканях и вышивках. Семилопастные височные кольца не нарушали общего колорита: первоначальный их двет серебристый, как это, при хорошей сохранности, всегда видно. Остатки окрашенных тканей, встреченные в погребениях, или белы или красны", - отмечает А. В. Арциховский.
25.
Третий племенной признак вятичей, решетчатый перстень, также имеет значение для понимания древнерусского народного искусства. Прорезь этих перстней составляет разнообразные узоры. Арциховский насчитал семнадцать их типов. С тех пор найдены новые. Большинство этих узоров геометричны, но встречаются и довольно причудливые фигуры. Эти прорези близки по очертаниям к недошедшим до нас вышивкам.
26.
Из других украшений в наших курганах очень часты браслеты. Это заставляет предполагать, что русская женская одежда отличалась тогда от западноевропейской короткими рукавами. В Западной Европе тех веков от Франции до Чехии никаких браслетов не было: длинные рукава их не допускали. А у нас женщины всех социальных слоев носили браслеты: крестьянки - медные, судя по курганам; горожанки - стеклянные, судя по постоянным находкам в городах; боярыни - золотые и черненные серебряные, судя по кладам.
27.
Керамика курганов вятичей (в том числе и в Москве) полностью принадлежит к общеславянскому типу, столь однородному от Эльбы, Дуная и Адриатического моря до Волхова, Волги, Оки и Кубани.
28.
Москва находится в сплошном окружении курганов вятичей. В Историческом музее хранятся вещи из многих таких курганных групп, расположенных и к северу от Москвы в Митине, Тушине, Никольском, Болшеве, Пушкине, и к западу в Черневе, Ангеловке, Немчиновке, и к югу, в Дьякове, Царицыне, Чертанове, и к востоку, в Косине, Троицком и т. п.
29.
Давайте, теперь, просто, пройдемся вокруг этих курганов, что являют нам свой таинственный облик, рассказывая свою грустную забытую историю, за которой стоят судьбы многих и многих тысяч вятичей, что жили, любили и умирали здесь...
30.
31.
32.
33.
34.
35.
[дополнение]
Немного позже я получил сообщение от волхва Велимира (о котором рассказывал во второй части поста) о современной судьбе одного из этих курганов: "...Один из крайних курганов группы 150 (по карте указанной ссылки), был раскопан до основания архитектором Галкиным в 1998 году. Земля этого могильника была безжалостно раскидана вокруг. Тогда же, осенью, мы, община "Коляда Вятичей", собрали разбросанные археологами человеческие кости, уложили их в любяную коробку, разместили ее в центр кургана и насыпали курган заново из той же земли. Никто не знает, что один из курганов претерпел такую передрягу..."...
36.
37.
38.
39.
40.
Это Минерва Александра Бурганова. В римской мифологии богиня мудрости, искусства, войны и городов, покровительница ремесленников. Соответствует греческой Афине-Палладе. На фото не очень хорошо видно, но губы у богини накрашены ярко-красной женской губной помадой. Иногда у подножия этого изваяния римской богини можно заметить подношения в виде конфет или вечнозеленых веточек ели. Все же, язычники живут в нас до сих пор)
41.
Почему именно Минерву выбрали стоять "на охране" древнего могильника вятичей не совсем понятно...
42.
Время подходит заканчивать наше исследование курганов вятичей в Царицыно. Надеюсь Вам было интересно узнать побольше о наших с вами предках, населявших эти благодатные подмосковные места тысячю лет тому назад и о той памяти, что они оставили после себя.
43.
44.
Спите спокойно, наши славные предки!... Мир Вам!
45.
Источники:
А.В. Арциховский. Основные вопросы археологии Москвы.
Вятичи. Информационный центр русской традиции.
Древнерусский женский ювелирный головной убор XI-XIII вв., рисунки-реконструкции Олега Федорова.
А. Юшко. Отечественная история. Курганы и височные кольца. Как славяне осваивали московскую землю.
Сайт: Москва. Южный округ. Краевеление.
© Vladimir d’Ar
Часть 1 Часть 2