В Этнографическом музее СПб продолжает работать выставка Золото инков, писала
здесь) в связи с этим небольшой цикл лекций о древних культурах на территории Перу читает Юрий Евгеньевич Березкин) последняя встреча была посвящена культуре ламбайеке) обнаружила довольно много его лекций в интернете, пересмотрела уже почти все) Он специалист в области сравнителной мифологии, кроме всего прочего) и рассказывает увлекательно. Много картинок) я заметила, что лекции записывали на видео, может быть опубликуют) Интересно вникать в мир древних индейских представлений о жизни и смерти и пытаться понять, как сознание человека порождает эти образы и символы
Какие-то вещи вроде бы знаешь, но вдруг они ясно осознаются) например, для чего древним нужны были маски - в духов превращаться) об этом второе видео - Явление духов) Под катом несколько фотографий с лекции)
Click to view
Легенда о перуанских индейцах
Советский мультфильм для детей. В основу фильма положены мифы древних перуанцев, воссозданные советским учёным Юрием Берёзкиным по изображениям мочика. Действие происходит 1500 лет назад.
Click to view
Явление духов. Из цикла Мифы Южной Америки, читает Ю.Е.Березкин
Ниже - распространенный символ в культуре ламбайеке в виде двуглавой змеи
Ручка золотого сосуда Ламбайеке (представлен на выставке) в виде двухголового змея
Это серьга
Только в культуре ламбайеке встречается глаз-запятая
Кстати, чем-то напоминает бусины японской богини Аматерасу или священную бусину магатаму, писала
здесь Перуанское золото содержит киноварь, поэтому небезопасно) Хризокола часто используется в украшениях, ее иногда путают с бирюзой)
Бог, по-видимому, солнечное божество чаще всего изображается с двумя жезлами, ниже) В одной руке у его обычно отрубленая голова, в другой - ритуальый нож)
Разница в исскустве - мочика - несимметричные рисунки, уари - симметричные на примере главного божества. Культуры отдичаются погребениями и керамикой, примеры керамики - дух ореха и птичка)
Распространенные контакты) В Эквадор и Колубию традиционно плавали за раковинами Spondylus (спондилус), для Центральных Анд характерны обряды плодородия с использованием морских раковин Spondylus (мулью), праздники, приуроченные к регулярной очистке оросительных каналов.
Spondylus - двустворчатый моллюск, по-английски - колючие устрицы (хотя в действительности они не устрицы). Как и во всех морских гребешках, Spondylus имеет несколько глаз по краям мантии. Встречаются во всех субтропических и (особенно) тропических морях, обычно вблизи побережья. Археологические данные указывают на то, что люди в неолитической Европе торговали раковинами для изготовления браслетов и других украшений на протяжении большей части периода неолита. Основной период использования, вероятно, был между 5350 и 4200 до н.э. Добывали их в Эгейском море, но находят их далеко в центре континента.
Много браслетов и пряжек из раковин Spondylus из Эгейского моря находят в культуре линейно-ленточной керамики (LBK) - наиболее распространённая неолитическая культура Европы, относится к группе Дунайских культур (5500 - 4000 гг до н.э., а также в культуре Лендьель (4900 - 3400 гг до н.э.). Со временем ситуация менялась, в среднем неолите предпочтение отдавалось более крупным бочкообразныем бусинам, в позднем неолите - более мелким бусинам и бусинки в форме дисков. Значительные находки ювелирных изделий из ракушек Спондилуса были сделаны в некрополе Варны. Во время позднего неолита использование Spondylus используется только в могилах женщин и детей.
Раковина Spondylus crassisquama встречается у побережья Колумбии и Эквадора и была важна для андских народов доколумбового периода. Она служила подношением Пачамаме, а также в качестве валюты. Как и в Европе изделия из этих раковин находят на большом расстоянии от тех мест, где они водятся. Учитывая, что раковины использовались в качестве денег - они были широко распространялись, благодаря торговле.
На фото - браслеты из раковины Спондилус из Варненского некроля
отсюда Болгарские ученые в 1988 г. организовали экспедицию из Варны к Средиземному морю за раковинами Спондилус, поскольку украшения из этих раковин были найдены в Варненском некрополе. находки из некрополя свидетельствуют о существовании древних коммерческих контактов.Основная цель экспедиции - изучить торговые пути, соединяющие Средиземное и Черное моря в доисторическую эпоху. Позже ыло опубликовано несколько книг.
Труба из резной раковины моллюска Strombus. Культура: Чавин. 400 - 200 гг. до н.э. Бруклинский музей, США
[ Кроме спондилуса также и раковины стромбуса занимают важное место в андской мифологии и ритуальной практике. В Национальном музее Чавина экспонируются трубы из раковины моллюска стромбуса (путуто). «В 2001 г. археолог Рик и его коллеги обнаружили тайник с 20 украшенными трубами из раковин Strombus galeatus в крошечной галерее возле чавинской Круглой площади, - пишет в своей статье «Код раковины» американский архео- и психоакустик Мириам Колар. - Эти раковины пропутешествовали сотни километров от тропических вод у побережья современного Эквадора до их места упокоения в Центральных Андах. Рука и губы указывают, что чавинские путуто использовались поколениями, а их потрясающая сохранность позволяет им играть сегодня.
V-образный вырез (вверху) и отверстие мундштука путуто (в центре)
Известно, что в инкский период раковины-трубы были неотъемлемой частью Капак-Райми - торжества поминовения усопших, одного из главных праздников империи, завершавшегося в декабрьское солнцестояние. «Ежегодно в это время, согласно индейскому религиозному обычаю, - отмечает У. Салливан, - мертвые, как говорилось, возвращались на землю, чтобы вернуть к жизни власть традиции, общаясь некоторое время с живыми»
Тиауанако, 21 июня 2010 г., или 5518 г. по аймарскому летоисчислению. Раковина была символом вступления на землю усопших. Как на звучала, можно послушать
здесь Трубы из раковин стромбуса и сейчас используются коренными народами во время ритуалов. На фото - андский священник в Тиаунако трубит в священную раковину на торжественной церемонии Willkakuti - праздника возвращения солнца. Он отмечается одновременно со встречей аймарского нового года Machaq Mara, который приходит с первыми лучами солнца 21 июня.
В дни декабрьского солнцестояния в Куско отмечалось ежегодное открытие земли усопших для земли живых. Путь был открыт потому, что «великая небесная Река» - Млечный Путь, «которую каждый смертный должен был пересечь, чтобы достигнуть земли мертвых, был доступным на горизонте, восходя вместе с солнцем солнцестояния» Подробнее
здесь У. Салливан пишет: В доколумбовых Андах существовал неподвижный момент вне времени, когда барьеры между этим миром и следующим могли преодолеваться. Этот момент наступал на рассвете в декабрьское солнцестояние, когда само время казалось приостановленным короткой задержкой движения солнца по горизонту. В этот момент Млечный Путь находился в видимом контакте с горизонтом в надвигавшемся рассвете. Земля в этот момент «соединялась» с большой Рекой, по чьим берегам находилась небесная родина андских народов
В классическом греческом мифе о Девкалионе, например, «разрушительные волны потопа были повернуты вспять звучанием раковины Тритона: раковина была изобретена Aigokeros, то есть Козерогом, который управлял зимним солнцестоянием в том мире-веке, когда Овен «нес» солнце». В результате исследований Ферстман пришел к выводу, что майя связывали раковину с декабрьским солнцестоянием, а панцирь черепахи - с июньским. Дехенд указывал, что майяским иероглифом для «нуля» была раковина, символизировавшая завершение одного цикла и начало следующего. Элиад отмечал, что в Северной Америке и Азии шаманы иногда используют трубу-раковину вместо барабана в начале путешествия в преисподнюю. В ацтекском мифе о Кетцалькоатле герой получает доступ к земле усопших, направляя звук трубы-раковины Владыке Земли Усопших. Должно быть, раковина символизирует декабрьское солнцестояние по той же причине, по какой гора символизирует июньское солнцестояние. Раковина приходит с морского дна (пространственно противоположного «высочайшей горе в мире»), представляй самый низкий или самый южный край земли точно так же, как декабрьское солнцестояние представляет самый южный край в годовом обороте солнца. Обращение к диаграмме Пачакути Ямки (рисунок 2.4) показывает, что такая логика действовала в Андах. Земной противоположностью «Горе Июньского Солнцестояния» является масса воды, называвшаяся мамакочей, «родительским морем (или озером)», соединявшимся с пукио, или «источником», образовывавшимся в сезон дождей, на стороне декабрьского солнцестояния рисунка.
Возможно, денежный эквивалент) много таких фигурок находят при больших храмах
Click to view
Архитектура ламбайеке, как и у других культур Перу почти не сохранилась, по сравнению с храмами майя. Поскольку строили в Перу из глины - постройки быстро разрушались) Существовали постройки, похожие а лабириты
Это измерительный прибор, с помощью которого можно было отслеживать угол наклона) Например, при строительстве каналов, когда нужно было выдерживать равномерно угол наклона на протяжении сотен метров
Это две сохранившиеся пары рук, найденных в захоронениях
Ниже - сохранившиеся в захоронениях ткани. Древние перуанцы славились тканями, которые и в древние времена высоко ценились. Но насколько было велико мастерство изготовления тканей - настолько же отсутствовало мастерство портных) На тканях повторяются те же образы и символы, характерные для древних перуанских культур
Click to view
Фигурки
отсюда представляют собой полые керамические сосуды с фаллическим носиком для выливания, вероятно символизировали плодородие. Навеяли мысль о древних прообразах писающего брюссельского мальчика) Знаменитый брюссельский символ, возможно, утратил свой древний сакральный смысл, но меня всегда удивляло, что его сувенирные изображения так популярны у туристов)
Среди керамики Моче существует не менее 500 экземпляров с изображениями сексуальных сцен. Но среди них практически не встречаются обычные "традиционные" сексуальные сюжеты. Как правило, изображены божества, скелеты, люди и священные животные, распространены сцены "нетрадиционного" секса. Эту керамику исследуют заокеанские ученые. Поль Матье в своей книге "Секс-горшки: эротизм в керамике" описывает варианты сцен, в том числе совокупления лягушек, мышей, лам, обезьян, а также кукурузы и другой еды. Часто в сценах участвуют женщины и мифические животные, такие как летучая мышь и ягуар - оба персонажа имели религиозную коннотацию в культуре Моче. Если учесть, что вся эта керамика найдена в захоронениях, скорее всего имеет смысл, связанный с возрождением. Вообще все древние культуры пропитаны этой темой, что отажается также и в символике. В древних религиях также присутствует тема андрогинности, не знаю, есть ли современные исследования на этот предмет.
Ритуальные ножи туми
Современный рисунок с перуанского сайта, образ отображает современную интерпретацию символики: туми - ритуальный нож, подводный или заокеанский мир мертвых)
Онлайн-курс по археологии фольклора
здесьМифы Южной Америки
здесь База данных мирового фольклора
http://www.ruthenia.ru/folklore/berezkin/ Click to view
Джеффри Бушнелл. ПЕРУ От ранних охотников до империи инков. М.: Центрполиграф, 2003 г.
Здесь Click to view