В Санкт-Петербурге открылась выставка Золото инков (из Музея золота в Лиме, Перу), почти одновременно в Мосве открылась выставка Эльдорадо. Петербургская выставка мне несколько ближе :)) В Этнографическом музее СПб проводятся два цикла лекций по теме, одним словом, в одном месте сконцентрировано много полезой информации - поэтому я для себя решила, что это прекрасный повод заново вникнуть в тему))
Несмотря на огромную разницу между культурами Южной Америки и Евразии - природные, географические различия, особенности сельского хозяйства, у инков фактически отсутствовало скотоводство (только ламы и альпаки) и вообще водились другие животные, птицы и растения - все-таки в инкской и доинкских культурах содержится много ключей к пониманию и других древних культур. В конце поста много видео-роликов по теме, если интересно. В итоге мое сердце отдано культуре Фриас, но о ней в следующий раз) а среди фаворитов на сегодня - две пары сосудов. Одна пара из золота в виде птичек с бусиной в клюве (Ламбайеке) и два расписных керамических сосуда (Наска). О них ниже и расскажу.
На выставке много непривычных для нас предметов - таблички для носа, пинцеты (выщипывать брови и ресницы перед встречей с начальством), сумочка для листьев коки, ритуальные ножи Туми для отсечения головы, сосуды-погремушки и т.д., много привычного - посмертные золотые маски (правда, с клыками), ожерелья, короны, мир у них тоже делится на три части - птички как и у всех относятся к верхнему миру, змеи к нижнему. Вообще много змей в рисунках. Много золотых кружочков украшает большинство предметов - маленькие солнышки) может быть украшение костюма монетами восходит к солнечным культам? Кстати, денег у инков еще не было, не было колеса и тягловых животных. Но при этом было построено 24 тыс км прекрасных дорог, по которым все ходили исключительно пешком.
Click to view
Все предметы выставки - из захоронений, все имеют ритуальный подтекст, вместе с тем, - дают понимание о жизни и верованиях древних жителей южноамериканского континента.
Кроме грандиозности и красоты темы впечатляет возможность сравнения с другими древнейшими культурами, ведь инкскую культуру европейские завоеватели застали живой) Государство Инков пребывало в бронзовом веке - отсюда и особенности культов и так шокировавшее европейцев отношение к смерти и к мертвым) Гоcударство Инков сравнительно молодое по историческим меркам и само понятие инкской культуры вбирает в себя большое количество более древних (доинкских) культур на территории нынешнего Перу. Сравнения напрашиваются постоянно. Например, отношение к золоту, которое особенно хорошо понятно при столкновении западноевропейской и южноамериканской культур, которые имеют пропасть различий. Золото в неолите не имеет материальной ценности, это принадлежность богов, оно имеет ценность только для жизни в вечности. Отсюда и разная природа жестокости у "двух образов жизни". Кстати, государство инков не было жестоким, особенно по сравению с ацтеками. Но ритуальные жертвоприношения совершались, в том числе ритуал капакоча предполагал принесение в журтву детей. Перед отправлением жертвы в иной мир у нее состригали волосы, а потом одевали обратно (это напоминает о пазырыкской принцессе). Жертву одурманивали, снабжали сосудами, запасом кукурузы и листьев коки. Жертвы могли быть и попроще - животные, еда, драгоценные металлы, их приносили к священным местам. Во время ритуальных церемоний использовали кубки керосы, из которых пили кукурузное пиво.
Огромное государство инков было завоевано горсткой испанских конкистадоров в количестве 200 человек во главе с Франсиско Писарро из города Трухильо в Эстремадуре. Франсиско Писарро - внебрачный сын, так и не признанный своим отцом, не получивший образования и оставшийся неграмотным. Все-таки историю делают те, кто вынужден что-то доказывать) Решающими доводами испанцев стали 4 пушки (из которых выстрелила только одна), ружья и коварство. Кортес посоветовал Писарро взять в плен царя, без которого остальные не будут знать, что делать. Так и вышло.
Мне самой в последее время интересны ритуальные сосуды, наверное поэтому первое впечатление произвели именно они.
Это золотой сосуд, его описание (ниже) взяла на сайте Этнографического музея
здесь Но выглядит он как предмет, свсем уж символический, потерявший функциональное значение (такое может быть, поскольку золотые ножи Туми, например. невозможно использовать как оружие) - в него же невозможно ничего налить без воронки, пить пришлось бы как через коктейльную трубочку, разве что поливать, как из лейки - тогда второе отверстие имеет смысл) но зачем наливать с трудностями, если сразу же выливать? а ручка предполагает, что сосуд нужно долго носить)
На ручке изображены три антропоморфные головы - две по бокам обращены к центральной. У основания к каждому горлышку присоединены зооморфные головы с высунутыми языками. На корпусе четыре антропоморфные фигуры.
Культура ламбайеке - самая развитая цивилизаций Древнего Перу в период между 900 и 1200 н.э., когда большинство других районов пребывало в упадке. Антропоморфная голова посредине ручки - это почти наверняка изображение верховного божества. Если такое божество показано целиком, то в некоторых случаях у него имеются птичьи крылья. Авторы публикаций иногда пишут, что это Наймлап (он же Найламп, Ньяньлап) - прибывший по морю с севера мифический основатель местной царской династии. Так ли это в действительности, сказать невозможно. Головы с высунутыми языками вместе с соединяющей горлышки ручкой-мостиком, скорее всего, обозначают двуглавого змея, символизирующего Млечный Путь и вообще мироздание. Формой и декором золотые и серебряные сосуды культуры ламбайеке копируют гораздо более многочисленные сосуды из глины. В отличие от золотых, керамические сосуды есть во всех крупных музеях Америки и Европы - их производили тысячами, если не десятками тысяч. Не только археологи, но и грабители древних захоронений хорошо разбираются в иконографии ламбайеке. Сосуд с божеством типа изображенного на фотографии известен им как «уако рей» - что-то вроде «царского сосуда». Культура ламбайеке унаследовала многие традиции культуры мочика, существовавшей до нее на севере побережья Перу. Однако формы парадных сосудов восприняты не от мочика, а от горной культуры уари. Некоторые их особенности загадочны, поскольку обнаруживают параллели на Нижней Амазонке в культуре сантарем.
Золотой сосуд в виде птички с бусиной состоит из 11 спаянных частей, в клюве птицы бусина (полый шарик). Птица тинаму, родственница страуса) Фотографировать на выставке нельзя, фото с предыдущей выставки золота инков в Москве
отсюда Поразила сходством с попугаем с бусиной, частым атрибутом самой знаменитой азиатской богини Гуан Инь, писала о ей
здесь. Еще вспомнился танец двух драконов, которые перекидывают друг другу жемчужину, но она никогда не оказывается ни у одного из них. Культура Ламбайеке. Что могли пить из ритуальных сосудов? Кровь врагов или чичу - пиво из кукурузы, которое пили и во время ритуалов и просто так) Во время сельскохозяйственных ритуалов точно пили много чичи) Для ферментации в напиток добавляли слюну (поплевывали, пока готовили).
Что касается бусин, то они точно имели ритуальный смысл. Вот, для примера, осетинская сказка про
волшебную бусину - юноша спасает котенка, щенка и детеныша змеи. Кошка и собака с тех пор живут у него, а зееныш советует попросить у его матери волшебную бусину (змея - хтоническое божество и в определеном смысле символ бессмертия). Бусину у него похитил хитрый Алдар и с помощью же бусины превратил юношу в камень, но с помощью кошки, собаки, а потом и мышки он ее вернул)) Прямо сказка про репку))
Одни осетины верят, что волшебная бусина падает с неба, другие - что ее можно найти во рту змеи. Но все согласны, что она приносит или большую радость, или большое горе. А главное, если ее увидит посторонний, волшебство тут же заканчивается, и хозяину грозит страшная беда. Кто знает, может, такие бусины до сих пор хранятся в запертых сундуках, и ночами, когда город спит, владельцы достают их, чтобы искупать в молоке и загадать желание...
отсюда В системе эпического повествования осетинской "Нартиады" обращают на себя внимание архаичные мифы творения, в которых прослеживается мотив чудесной бусины - Цыкурайы фæрдыг (досл,: "бусина, исполняющая желания"). Мотив Цыкурайы фæрдыг входит в систему высших ценностей мифопоэтического сознания осетин, обладающих максимумом сакральности. Он устойчиво зафиксирован как в различных жанрах фольклора, так и в обрядово-ритуальном комплексе осетин. В кадаге о сотворении Нартов, согласно закону основного начального сюжета большинства мифологий, сказание начинается с описания хаоса и отсутствия порядка во вселенной: "Рассказывали наши славные предки, что прежний, ложный мир был спящим, беззвучным и темным. Затем на небе появился свет Луны, блеск звезд, и от горизонта к горизонту протянулся Млечный Путь. После этого загорелась утренняя звезда, и на синем небе появился солнечный диск. Позже ярким светом драгоценной бусины блеснула на небе искра и упала на землю, и все вокруг на земле покрылось темным пеплом. Бог создал из остатков небесного огня Нартов. От дыхания Создателя во вселенной изначально появилась чудесная бусина желтого цвета"
отсюда Про китайских собакольвов с бусинами много интересного
здесь Назначение древних сосудов, а использование их наверняка было простым и понятным, сейчас трудно объяснимо. Вот интересные сосуды, причем не золотые, а керамические с росписью, представляющие художественную ценность.
Ниже совсем другой сосуд - из археологической культуры кукутень (или кукутень-трипольской). Таких сосудов найлено очень много, что говорит о том, что их использовали очень широко. Латиноамериканских тоже много. Эти двойные сосуды часто не имеют дна. По мению академика Рыбакова они использовались в ритуальных целях, возможно перед началом с/х работ или, к примеру, для вызова дождя - может быть для ритуала в начале работ, чтобы все благоприятствовало хорошему урожаю, в том числе погода. В одном из носиков такого сосуда найдено приставшее зернышко. Предполагается, что в одну чашу лили воду, в другую сыпали зерно. А может быть оно случайно попало) Два горлышка обоих видов сосудов часто соединены ручкой, словно для того, чтобы их удобно было носить. Но если предпложить, что из кукутенских сосудов поили землю в буквальном смысле, то в случае с сосудом Наска лежащая толстая фигура и есть эта самая богиня-земля (возможно это действительно богиня Земли Пачамама). Но все равно загадка. Судя по всему для Наска это предмет для захоронений, а для Кукутень - предмет для с/х ритуалов. Не докопалась пока до истины - может быть кто-то знает и расскажет? Ниже небольшое видео о кукутенской выставке, оставила здесь, хоть это и не по теме. Еще есть интересные предметы - ритуальная заколка для одеяний с навершием в виде птички, и тонкие лопаточки с помощью которых из сосудов-попоро извлекали известь, которую жевали вместье с листьями коки.
Click to view
Ритуальные сосуды есть у каждой культуры и, судя по всему, они могут очень отличаться по своему назначеию и использоваию. Геродот описывает священные чаши-курительницы у скифов, котрые были чуть ли не прообразом бань, с их помощью совершали очистительные обряды) У многих кочевых народов сакральный смысл имели курительницы и котлы из бронзы, найдено много курительниц, в которых сохранились следы конопли) А если вспомнить скифский миф (один из) о том, что боги сбросили на землю три священных предмета из золота - плуг с ярмом, обоюдоострую секиру и чашу, то понятно, что сосуды были очень разными.Чашу эту скифы носили на поясе) Практически всегда сосуды были связаны с использованием веществ, изменяющих сознание - будь то сома, вино, пиво или окуривание тлеющими травами.
Здесь есть небольшой матерьяльчик) О сосудах писала немного
здесьКнига Джеффри Бушнелл. Перу. От ранних охотников до империи инков
здесь Пишет о формах сосудов в разных культурах, но предположений о их ритуальной функциональности тоже не нашла.
"Ежегодный сбор урожая, как и посев, начинался с официальной церемонии в Куско, в которой принимали участие кандидаты в Уарачико - они собирали урожай на террасе, посвященной Мама Уако (сестра-жена Капака), покровительнице маиса. Уборка сопровождалась жертвоприношениями и благодарственными пожертвованиями, а также бесконечными танцами, пирами и поглощениями чичи. В каждом доме устраивалось святилище "матери маиса" - наилучшие початки заворачивались в самую красивую ткань, которая только могла найтись в семье". Кенделл Энн. Инки. Быт, религия, культура. Сельскохозяйственные ритуалы
здесь О выставке на сайте музея этнографии
здесьЕсли вы собираетесь на выставку - по вторникам и пятницам там проводит экскурсии Калюта Анастасия Валерьевна в 17.00
Расписание лекций:
Цикл лекций "Жизнь и смерть в Древнем Перу"
17 апреля - История завоевания Перу
24 апреля - Повседневная жизнь в Тауантинсуйю - империи «четырех четвертей света»
1 мая - Полет с Сан Педро: использование галлюциногенных растений в ритуальной практике древних цивилизаций Перу
8 мая - Медицина в Древнем Перу
Лектор Калюта Анастасия Валерьевна - лектор заболел, лекции, скорее всего, уже не состоятся
Цикл лекций "Доинкские цивилизации Цнтральных Анд"
6 апреля - «Доинкские цивилизации Центральных Анд»
27 апреля - «Культура моче (мочика). Древнейшее государство Южной Америки?»
25 мая - «Культура наска: четырнадцатицветные росписи на неизвестную тему»
1 июня - «Культура уари: генеральная репетиция Инков?»
8 июня - «Культура ламбайеке: как много золота и как мало понятно»
29 июня - «Инки: наследники древних цивилизаций Центральных Анд или порвавшие с традициями тысячелетий?»
Лектор Юрий Евгеньевич Берёзкин
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Click to view
Click to view
Click to view
Кровь бога Солнца)
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view
Археология моче
Click to view
Предшественники инков, боги
Click to view
Инки - легенды Анд
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view
Фильм о предыдущей выставке, посвященной золоту инков, в Москве) почти те же экспонаты
Click to view
О поклонении мертвым предкам
Click to view
О современных украшениях - стилизациях
Click to view
И здесь о современных украшениях, копиях украшений музея золота в Боготе
Click to view