Рельеф Берни (Burney Relief) или Королева ночи - кто на нем изображен? И еще раз о символе "шен"

Jul 19, 2018 14:00

Это одно из самых известных изображений месопотамской богини, правда до сих пор неизвестно какой именно. По этой причине его называют "рельеф Берни" по имени одного из владельцев. Первоначально барельеф куплен сирийским антикваром на юге Ирака в 1924 г., исследован в Британскм музее в Лондоне в 30-х гг,. Музей барельеф не купил и он переходил к разным владельцем, пока не был приобретен японским коллекционером Горо Саккамото за полтора миллиона фунтов.  Тогда англичане спохватились и с 2003 г. барельеф становится экспонатом Британского музея под названием "Королева ночи". До сих пор ведутся споры, что за богиня на нем изображена - Лилит, Инанна, Иштар или Эрешкигаль (сестра Инанны, шумерская богиня подземного мира), но самые реальные кандидатки - Инанна и Иштар.

На глиняной рельефной панели Барни изображена обнаженная женская фигура с птичьими крыльями и ногами с когтями, в головном уборе из 4-х пар рогов, характерных для главных шумерских богов. Рога увенчаны диском. На ней сложное ожерелье и браслеты из 3-х колец на запястьях, в руках кольцо с перекладиной. Стоит на паре львов, по бокам совы.  Обозначена гористая местность. Лицо обрамлено двумя косами, возможно, это церемониальный парик. Широкое ожерелье состоит из квадратов, структуированных горизонтальными и вертикальными линиями, возможно, изображая бусины. Ожерелье похоже на ожерелье бога, найденного в Уре (у него три линии ведут к квадрату).

Символ в руках богини интерпретируется по-разному, например, как веревочный спиральный виток, который мог служить для измерений или как кольцо в нос для домашних животных с веревкой. Но заметно его сходство с египетским символом шен, означающий вечнную защиту. В месопотамских изображениях этот символ часто можно видеть в руках божества, где он передается королю в момент поклонения, жертвоприношения и т.д.




Википедия о рельефе



В Британском музее

Барельеф относят к раннему периоду Исин-Ларса или немного позже, к началу старовавилонского периода (1800-1750 гг до н.э.). Возможно он происходит из Ура, где найдено изображение похожего мужского божества, подобное ожерелье изображено на фрагменте, найденном в Исине, а похожих львов раскопали в Ниппуре. Барельеф мог служить объектом поклонения и находиться в храме - об этом говорит фронтальность изображения, а скульптурность позволяет предположить, что это не просто живописная ссылка на божество, а символ его присутствия. Месопотамский храм имел прямоугольную форму с нишами с двух сторон, барельеф мог быть устаовлен в стене. Учитывая, что, вероятнее всего, на барельефе изображена Инанна/Иштар, богиня чувственной любви и войны, то предложение Торкильда Якобсена, что богиня находилась в храмовом борделе не выглядит невероятным, разве что слово бордель не совсем точен :))

Во время новогодних праздников в Шумере проводился особый ритуал, когда царь и богиня Инанна в лице главной жрицы уединялись в специально для них подготовленном помещении на вершине зиккурата, Царь вступал в союз с богиней и приобщался таким образом к божественности и вечной жизни. Это было очень важно для всего народа. Остальные подданные могли вступить в храме в такой же союз с самой богиней, где ее роль выполняли жрицы. Даже существовало правило, по которому каждая девушка должна была в порядке жертвы единожды отслужить в храме.

Мне она напоминает Фрейю и валькирий)) или апсар, которые поспокойнее, но только на первый взгляд) Наверняка в храмах Инанны и Иштар звучала музыка и танцевали жрицы, как в Индии, например, или в Египте)) Аналогами Инанны можно считать Дургу и Парватти, которые  в их ярстных формах с танцевали на поле боя. В пользу Инанны на барельефе говорит горный пейзаж (в текстах есть упоминание о горных гребнях Kur-mùsh на ее родине), из шумерских богов только Инанна изображалась на львах.



По остаткам краски воссоздали первоначальную окраску барельефа. Исследователи Британского музея предполагают, что рожки головного убора и часть ожерелья были первоначально окрашены в желтый цвет, так же, как на очень похожей глиняной фигуре из Ура. Возможно, что браслеты и символы кольца с перекладиной могут быть также окрашены в желтый цвет. Однако на рельефе не осталось следов желтого пигмента. Общий фон был, скорее всего, черный. В глаза были вставлены драгоценные камни.





Глиняная статуя женщины из храма, старовавилонский период (2000-1700) со следами красной краски, Британский музей. Прическа или парик, а также ожерелье и 3-составные браслеты очень похожи на детали богини на барельефе Берни.



Иштар держит в руках свой символ, терракотовый рельеф начала 2 тыс.до н.э. из Эшнунна, Лувр. Ожерелье, прическа и головной убор такие же как на рельефе Берни



Ваза Иштар, начало 2 тыс. до н.э. Схематичнское изображение ног богини соответствует ногам птиц, идущих над ней. Лувр. Такой подводный вариант Инанны.

К этому же периоду относятся еще несколько находок, где богиня изображена обнаженной, с крыльями и птичьими ногами, но в большинстве случаях она одета. Барельеф Берни имеет редкую сохранность, учитывая его возраст (около 4 тысяч лет) и материал (глина).  Это единственный в своем роде барельеф, по этой причине его долго считали подделкой.

Месопотамская богиня Инанна/Иштар - королева ночи, царица небесная, богиня плодродия, любви и войны. Олицетворение планеты Венеры, символ - 8-конечная звезда. Культ Инанны/Иштар распространен на всей территории Ближнего Востока и Египта, в финикийских колониях в Северной Африке и Западном Средиземноморье. Имя связано с аналогичными женскими божествами - Астарта, Ашторет и другие.

Об Инанне можно послушать лекцию А.Зубова здесь
Там же опубликована статья со всеми изображениями Инанны

image Click to view



Далее -  изображения символа кольца с перекладиной. Или стилизованного изображения веревочной петли.  Этот символ в Египте назывался кольцом шен и обозначал вечную защиту фараона и всего, чем он управлял. Похожий символ, но с кругом, растянутым в овал, на котором было написано имя фараона, назывался картушем и имел близкое значение. То есть кольцо шен представляло собой символический защитный периметр вокруг фараона и его владений. Эта концепция была включена в конструкцию гробницы, дворца и храма и представляла собой нечто вроде невидимой защитной  стены вокруг зданий фараона. Возможно, в основе символа изображение инструмента для измерения, которым пользовались строители и архитекторы.

Чаще всего шенское кольцо встречается у бога сокола Хораса (напоминает нашего двуглавого орла со скипетром и державой в лапах) и у богини-стервятника Нехбет.





Кодекс Хамураппи, верхняя часть стеллы



Правитель Ура Ур-Намму перед богом Нанной



Фрагмент стелы Ур-Намму из Ура. Около 2112-1997 гг до н.э. Филадельфия, университетский музей. Фото из статьи о месопотамском божестве Луны отсюда





Мардук верховное божество Вавилона с драконом, оттиск с печати





Хорос, Лувр. Амулет, Древний Египет, 1254 г до н.э., 26 год правления Рамзеса IIб XX египетской династии, найденный на мумии быка Аписа в Мнмфисе. Золото, ляпис-лазурь, бирюза и сердолик



Из гробницы Тутанхамона

























Фаравахар, символ зороастризма. Еще о солнечном крылатом диске здесь





Также встречается символ лягушки с подобным знаком. Лягушка была символом Хекат, богини плодородия, связанной с ежегодними разливами Нила, отождествлявшейся с Хатхор. Вместе с тем, она была покровительницей последней фазы рождения ребенка и жрицы ее храмов были акушерками. Амулет в виде лягушки в лотосе носили беременные женщины. Имя Хекат связывают с именем Гекаты - греческой богини колдовства. В виде лягушки или человека с лягушкой изображался бог Хех (его женская форма - со змеей). Хех представлял собой понятие бесконечности или вечности, а иероглиф этого бога обозначал "миллион", что для египтян было равно бесконечности. Он держит в руках пару пальмовых ветвей, которые обозначали год. Обе ветви изображены на кольце шен.



Cancho Roano - археологический объект, вероятно храм, расположенный в 3-х милях от Заламеа-де-ла Серен в провинции Бадахос, в Испании





В Пушкинском музее в Москве недалеко от месопотамской коллекции

Об украшениях шумерской царицы (жрицы) Пу-Аби писала здесь

Лекция Виктора Солкина о храме богини Хатхор в Дендере

image Click to view


О воротах Иштар, часть которых находится в Пергамском музее в Берлине. Традиционные цвета богини - синий и золотой

image Click to view



Это себе для памяти почитать

символика, шен, Иштар, музеи, богини, Инанна

Previous post Next post
Up