История Китая. Ну, скажем, письменная, до X века (так удобнее)

Jan 09, 2011 15:29

Благодаря все тем же вопросам, появляется очередной пост, на этот раз о Китае. Ну, логично, Китай - еще одна страна, находящаяся рядом, да не просто "еще одна", а ВЕЛИКИЙ КИТАЙ, влияющий на весь регион. И уж на Японию-то...
В общем, вот что получилось, если не очень подробно вдаваться в историю.
На этот раз я захватила чуть больший период. Можно было, конечно, остановиться на 7-м веке, времени прихода династии Тан, но без рассмотрения самой династии сложно определить, почему такое огромное влияние оказал Китай на Японию. А, говоря про династию Тан, нельзя не сказать и о ее закате, а это начало 10-го века н.э.
Так что вот так оно и вышло...

Китай…
Сложная штука Китай. Одна из первых человеческих цивилизаций, с культурой, не похожей ни на что другое и одновременно так близкой всем остальным.
Китай был единственной страной, где жречество так и не развилось в значительную политическую силу.
Страна с удивительной философией, научными достижениями и какой-то их полной неприспособленностью. Изобрели порох, а использовали его в фейерверках. Придумали множество механизмов, а использовали их для игрушек и фокусов.
Странная страна, одним словом.
Кто-то ведет историю этой страны с возраста в 9-10 тыс. лет. (Ну, разумеется, самые древние стоянки человека… и т.д. тут были еще 400 тыс. лет назад, но я про цивилизацию) Кто-то отсчитывает историю с 5-го тысячелетия до н.э. Кто-то говорит, что история Китая имеет всего 5 тыс. лет.
Объяснение тому простое и китайцев подводит… их письменность. Известно, что уже 3600 лет китайцы записывают свою историю и так хочется верить тому, о чем сообщают их хроники… Но…
Во-первых, летоисчисление в Китае довольно-таки запутанное, поскольку у них была традиция каждый раз начинать ее заново с приходом нового императора, а был момент, когда династии менялись ну очень быстро и хорошо все запутали.
Во-вторых, был такой замечательный и знаменитый во всех смыслах император Китая, как Цинь Шихуанди, объединивший в 221 г. до н.э. Китай. При том, что он был человек выдающийся и о Китае всячески заботился, он еще побеспокоился и об истории родного государства. В частности, об инакомыслии, в этом государстве царящем.
Цинь Шихуанди однажды объявил, что с этого дня право на жизнь имеют только книги по гаданию, сельскому хозяйству, медицине и истории династии Цинь, а остальные надобно почикать и пожечь. Правление императора было достаточно жестким, чтобы ему в угоду история Китая была попросту переписана, а оригиналы уничтожены. Датировка событий менялась в пользу более древних, местами откровенно фальсифицировалась.

Запрет на книги держался полвека, но и Ханьская династия, сменившая династию Цинь, тоже держала запрет на создание библиотек и "левых" книг. Правда, не столь жестко преследовало их обладателей, но это уже мало помогало делу. Потом, правда, запрет и вовсе отменили, а император У-ди даже повелел построить государственную библиотеку и взялся собирать все несожженные книги, однако их осталось так мало, что библиотека оказалась не слишком внушительной. В 26-м год до н.э. император Чен-ди даже решил собрать вообще все книги и издал указ об их тотальном розыске по всей стране. Он же составил один из первых каталогов в мире и первый каталог книг Китая.
Но было уже поздно.
История Китая, таким образом, требует постоянной сверки дат и уточнений, а это в свою очередь означает недоверие к ней со стороны западного мира. Отчасти, это правильное недоверие, особенно если учесть, что и сегодня Китай активно фальсифицирует собственную историю, особенно неприглядные ее части. (Иначе им пришлось бы сознаться в уничтожении тибетских … и не только людей, но и книг, религии, культуры, да много чего еще).
Но ладно. Это было введение, теперь официальная хроника событий примерно до 7-го века н.э., раз уж тема связана с Японией.
Надо сказать, что все это время история Китая напоминает лоскутное одеяло. Кто-нибудь из великих императоров на какое-то время объединяет страну, после чего наступает 200-300 лет хаоса и внутриусобных войн. Снова объединение и снова хаос. Страна то расширяется, то сжимается до каких-то уж совсем мелких областей. То в ней царит кровавая деспотия, то не менее кровавый хаос. Сельское хозяйство то взлетает, то падает до нуля. В общем, это то самое время, которое в истории зовут временем мелких феодальных войн. В экономике, культуре, науках и искусстве не то, чтобы застой - время от времени они резко взлетают - но тут же падают. И уж точно развиваются не так быстро, как обычно хочется.
В любом случае, если говорить о Китае тех пор в связи с Японией и Кореей, то можно в общем сказать следующее - Китай им не противник. Постоянно поглощенный выяснением своих внутренних проблем, он иногда пытается захватить Корею, один раз даже успешно. Но обычно все это ненадолго, власть Китая сбрасывается. А до далекой Японии и вовсе не добраться, да и не до нее Китаю. В Японию бегут из Китая и Кореи многие деятели искусств и наук, администраторы и философы. Это косвенно говорит о том, что Япония создала более благоприятные условия для жизни и существования. Это логично, если вспомнить, что скоро там засияет своим удивительным светом эпоха Хэйан. Так что пока Япония аккумулирует в себе силы того мира, континент раздирается многочисленными войнами всех со всеми.
В Японии они тоже идут, но, видимо, не так интенсивно. Или оставляют возможность где-то отсидеться. Одним словом, бегут в Японию, а не наоборот. И военная мощь Японии все время растет, чего нельзя сказать о соседях. Правда, это их не спасло, но сейчас не о том речь.
Вернемся к Китаю.
Уже упоминавшийся мной в Истории Кореи Сыма Цянь в 104-91 гг. до н.э. составил совершенно уникальную хронику "Шицзи", что значило "Исторические записки". Сыма Цяня считают отцом китайской историографии, поскольку он написал первую из 24 книг династических историй Китая. Завершаются они "Историей династии Мин" (1368-1644), той самой, которая прославилась своим фарфором. Последняя династия не имела своей записанной истории, а потом и вовсе был 1911 г., свержение династии, потом 1919, революция, потом появилась КНР… В общем, уже было не до исторических записей.
Кстати, самое древнее упоминание о Китае связано с правителем Фу Си, личностью мифической и уж точно легендарной, который жил 5-6 тыс. лет назад, познакомился как-то с драконом (а дракон в Китае - это высшая сила во всех смыслах), тот научил его письму. Фу Си же написал известнейшую по сей день "Ицзин" - книгу Перемен, по которой до сих пор гадают во всем мире, и гадание это очень популярно. Если говорить о содержании, которое нынче благополучно упускают, то Ицзин рассказывала о том, как создалась Вселенная, как развиваются и чередуются в ней инь-ян, одним словом, содержала она мифологию мира, а не историю. Но Книга-то была, так что… Китай точно уже был.
Еще одна полумифическая фигура в истории Китая - основатель самой первой китайской династии Ся. Основателя звали Юй, а правила вся династия с 2205 по 1557 гг. до н.э. (другая хронология дает другие даты - с 1989 г. до н.э. по 1756 г. до н.э.) Легенды гласят, что это самое государство было на юге провинции Шаньси, наверное, в его состав входила и часть провинции Хэнань, возможно, что влияние распространялось на весь восток Северного Китая. Возможно. Многие историки считают, что это была никакая не династия, а просто правление мелких феодальных князьков, вождей племен и кланов. Об этой династии, по правде-то сказать, неизвестно почти ничего и знаем мы о ней из-за Конфуция. Его же спустя тысячу лет от правления Ся так поразил существовавший тогда календарь, что он немедленно рекомендовал снова ввести его в обиход.
Официальная же хроника начинается с 1766 гг. с правления династии Шан, которая с большой вероятностью перехватила власть у распадавшейся династии Ся. Она продержалась довольно долго - больше 600 лет. О временах ее правления тоже спорят, поскольку по одним датам они начали править в 18-м веке до н.э., другие говорят, что в 16-м. Племена Шан были гораздо менее цивилизованными (Ся точно знали земледелие и астрономию, были знакомы с металлом), некоторые вообще считают, что это были охотничьи племена с матриархатом и тотемными знаками. Отсюда и господство Земли в те времена, перешедшее и на более поздние верования. Шан-Ин основал некто Ли, который принял новое имя - Тан - и захватил большую часть современного Китая. Базировались они в Хэнани, на юге доходили до Янцзы, может и дальше. В общем, очень большая была территория, что потребовало разделение управления на администрации. Тан был умным правителем, поэтому, не долго думая, он делегировал неограниченные права в пределах владения местным владыкам. Разумеется, с условием не ходить войной на центральную власть и требованием являться с подарками к Шанском двору. В общем, замечательно жили. Пока рядом не появились дикие соседи - племена Чжоу.
Чжоу захватили империю Тана, и в 1122 г. до н.э. построил новую столицу рядом с Сианем (Цзунчжоу). Кстати, год совпадает с установлением в Корее династии Киджа (Ци Цзы), хотя с датами там та же неразбериха. Династия Чжоу (а это были племена скотоводов только-только освоивших земледелие) продержалась примерно в два раза меньше времени, и в 750 г. до н.э. императорский двор бежал от варваров и переместился примерно к нынешнем Ляояну (в Чэнчжоу). При этом император передал старую землю одному из своих родственников, и надо сказать, что эта провинция стала позже источником центральной власти в Китайской империи.
Император не удержал в руках власть, она распалась и перешла к местным правителям, которые начали ожесточенные стычки друг с другом. Воевали они ни много, ни мало, а почти 250 лет и этот период - с 476 г. до н.э. по 221 г. до н.э. - называется "период сражающихся царств". Чтобы этим царствам не скучно было жить, их периодически кусали соседи с севера и северо-востока (они всегда нет-нет, да доставали Великий Китай, а временами и попросту его завоевывали).
Кстати, в это время по всем странам Дальнего Востока активно распространяется рабство, поскольку военнопленные не переводились. Всякие окончания типа бэ, ба, бэй означали раба. Все систематизировавшие китайцы ввели даже там систему рангов. Гуань звались государственные рабы, сы - частные, гун - принадлежали дворцу императора, цзя - отдельно взятым семьям или хозяйствам. Соответственно, если вы видите слова с такими приставками или окончаниями, они свидетельствуют о том, что их предок был в числе военнопленных, и даже иногда говорит, у кого именно.
Среди воюющих областей можно было выделить западную и восточную, которые в истории так и назывались - Западное и Восточное Чжоу. Управляли ими так или иначе родственники императора. Общее время правления Чжоу тоже примерно 600 лет, до 3 века до н.э. Постепенно Восточное Чжоу распадалось на все более мелкие государства, которые стали звать себя срединными (чжун-го). Их было семь: Вэй, Чжао, Хань, Цинь, Ци, Янь, Чу. Можно считать, что тут все плохо и беспорядочно, но именно тут рождаются конфуцианство в 6-5 вв. до н.э., даосизм столетием позже и две малоизвестные у нас религии - моизм и легизм. Здесь развивается выплавка железа, расширяются сельскохозяйственные поля, развивается ирригация. Без последней жить-то вообще было невозможно, но одно дело просто затапливать поля или поддерживать уровень воды, другое - подавать воду туда, где ее никогда не было. Надо сказать, что в это время вообще в Китае бурно развивается практически все, что связано с ремеслами, изобретениями и сельским хозяйством, причем во всех областях, включая - что немаловажно - военное дело.
Мы приближаемся к 221 году. И вы уже сами можете сказать, что случилось, если вспомнить, что первый император, объединивший Китай, был Цинь Шихуанди. Это означало, что всех победило государство Цинь и ее правитель - Шихуанди, взявший себе имя и вовсе легендарного правителя, мифического первого человека, от которого пошло Дао и весь Китай - Хуан-ди (Желтый император). Именно он когда-то подчинил себе вождей отдельных племен и создал первое государство в горах КуньЛунь (это запад от бассейна реки Хуанхэ). У него было 25 сыновей, из которых получилось 14 родоначальников китайских кланов. В общем, человек был великий, если верить Сыма Цяню. Кстати, желтый цвет в Китае означает землю, центр мира и кровь земли. Просто для справки.
Цинь Шихуанди считал себя прямым потомком императора, поэтому и объявил себя после объединения всех царств Первым Императором (а это и будет Шихуанди) Китая. С этого момента можно считать, что началась история не Китая, но Великой Китайской империи. Первой ее династией была династия Цинь, которая продержалась всего-то 14 лет, до 207 г. до н.э. Но как много было сделано! Создана единая транспортная система, денежная система, создана общая экономика, введено централизованное управление армией, единая система обороны, наконец, пошлины и ограничения на свободу торговли (куда же без этого в централизованном-то государстве?)
Именно тогда было закончено строительство Великой Китайской Стены.
Цинь Шихуанди не только упразднил старые книги, но и ввел унификацию судебной системы, письменности и идеологии. Кстати, государственной религией был тот самый, мало известный нам легизм. На самом деле он нам, напротив, хорошо известен, ибо называется демократическим принципом равенства перед законом всех и вся :)
У китайцев только добавлялось еще, что равенство должно быть и перед императором - Сыном Неба. Каждый мог стать первым министром (теоретически). Интересно, что всякий раз, когда легисты дорывались до власти, они оставляли о себе след в виде чрезвычайно жестоких времен правления и наказаний, тотального контроля, милитаризма, в общем, диктатуры.
Цинь Ши Хуанди использовал одну из ветвей учения, которая сочетала легизм с идеей естественности (которая шла от Дао), суть сводилась к тому, что государство не слишком должно мешать жить своим жителям. Кстати, терракотовая армия Китая - это тоже от Шихуанди.
Ну, хватит, пожалуй, о нем. После смерти Циня в стране вспыхнуло восстание и началась такая разорительная внутренняя гражданская война, что говорить о едином государстве стало невозможно. Правда, длилась она не так уж и долго - всего лет пять-шесть. Уже в 2006 году губернатор Лю Бан, правивший бывшим царством Чу, основал династию Хань, которая как-то правила Китаем аж до 220 г. н.э. Впрочем, Китай тех лет был значительно меньше по площади, по сути, они всего лишь контролировали западную часть. В стране было относительно тихо, хотя и централизации власти особой не было. Но, тем не менее, территория Китая сильно расширилась, что и послужило причиной очередного столкновения. В 220 г. н.э. сразу три царства - Вэй, У и Шу сцепились в битве за власть, а спустя еще пару лет в войну вступили уже 16 провинций. Как-то держится Восточный Цзинь, но на самом деле это время полного хаоса.
В 140-м г. до н.э. власть на полвека захватил император У-ди (тот самый, который повелел собрать книги и сделать государственную библиотеку). Это один из первых конфуцианцев-императоров, который сильно способствовал распространению нового учения. Настолько хорошо способствовал, что конфуцианство быстро превратилось в господствующее учение, вытеснившее легизм. Это было благоприятное время, когда Китай вытеснил вьетских правителей, а заодно захватил Чосон. Ненадолго, правда. Страна снова погрузилась в хаос, пожалуй, даже еще больший, чем до того.
Хаос длился очень долго. Время полного безвластия, наступившего после падения династии Хань, длилось более 350 лет и закончилось основанием новой династии. В 581 г. н.э. новый основатель Суй захватил власть и начал строить Великий канал между Янцзы и Хуанхэ. Суй прославились тем, что создали хорошую административную систему, которая смогла удержать страну в едином "пространстве". Именно тогда была введена система экзаменов для отбора чиновников и многие другие полезные начинания. Суй так и не определились с государственной религией, поэтому буддизм и конфуцианство развивались примерно одинаково. Однако Суй мечтал захватить соседей, а это истощало и без того не слишком хорошую экономику. Кончилось все очередной грызней внутри страны и приходом к власти династии Тан.
Династия Тан пришла к власти в 618 г. н.э. Даже известно когда - 18 июня. Основал династию Ли Юань. Считается, что после этого история Китая достигла расцвета, он стал самым большим и сильным государством не только Азии, но и всего мира. В столице - Сиане - жило больше миллиона человек, в стране появилась живопись, музыка, опера, театр, музыка. Керамика Тан - это открытие белого полупрозрачного китайского фарфора, ставшего знаменитым во всем мире. Развивается астрономия и география. Китай достигает Индии, Персии и Аравии. В Среднюю Азию идут караваны. Китай торгует с ними всеми… правильно, шелком. В это время рождается китайская чайная церемония и искусство чая. Государственной религией становится буддизм с конфуцианской этикой поведения.
Высший расцвет. Высшая сила…
Япония быстро замыкается в собственных границах и скорее опасается своего соседа, чем пытается отхватить у него территорию. Корейцы получают независимость не столько благодаря силе и ловкости интриг, сколько благодаря внутрикитайской политике, которая готова предоставить довольно много прав подчиненным народам (иначе и не вышло бы, Китай стал слишком большой).
Триста лет правления династии Тан запомнились не только истории, но и Китаю, который с тех пор навсегда стал Великим Китаем, хотя расцвет длился-то всего лишь немногим более ста лет.
Но закончилось все примерно как и всегда. Во-первых, местные военные губернаторы начали брать себе все больше власти и огрызаться на власть центральную. Во-вторых, начались набеги со стороны монголов (еще 300 лет и сюда придет Чингисхан). В-третьих, был такой халифат Аббасидов (арабы их Хорасана), которые захватили и Таджикистан, и Узбекистан, точнее, его Ферганскую долину. Китай имел серьезное влияние в Средней Азии и решил вернуть себе территорию силой. Аббасиды сумели победить наемников из Китая в 751 г. И вроде никакого особого отношения к внутреннему Китаю это не имело, а только это спровоцировало гражданскую войну (восстание Ань Лушаня, согдианца или тюрка). Длилась она 9 лет - с 755 по 763 гг. и это был крупнейший военный конфликт по числу жертв на ближайшие 1300 лет до 2-й мировой войны(!). Население Китая сократилось на 36 миллионов человек(!!)
Оцените цифру - ведь общее население земного шара тогда едва насчитывало 200 миллионов человек, а в самом Китае было около 90 млн. человек. Население сократилось на две трети!
Пожалуй, стоит об этом рассказать подробнее.
После битвы с аббасидами, в ходе которых погиб главный полководец Ли Линьфу, один из его командующих - это и был Ань Лушань - сумел собрать войско инородцев (в Китае считали, что это относительно безопасно). Когда он явился в северный Китай, который традиционно презирался в Китае вообще, они нашли поддержку и понимание. Лушань даже сумел убедить императора Сюаньцзуна в том, что нужно срочно заменить 36 высших командующих армией на других людей. Это были лично преданные Лушаню степняки, так что в результате вся армия оказалась у него в руках.
Война началась с того, что Лушаня начали раздражать другие представители двора - клан Янов. Придворные и так были сильно ненавидимы страной, так что предлог пойти на них войной был просто замечательным. Лушань пообещал императорским чиновникам на местах личную неприкосновенность, после чего на его стороне оказалось почти вся империя. Ян Гочжун - советник императора и тот самый придворный, который раздражал Лушаня, выдвинул две армии в 60 и 110 тысяч человек, но они были легко разбиты более подготовленной армией Лушаня.
Вот как писал об этом великий китайский поэт Ду Фу в 756 г.:
Пошли герои снежною зимою
На подвиг, оказавшийся напрасным,
И стала кровь их в озере водою,
И озеро Чэньтао стало красным.
В далеком небе дымка голубая,
Уже давно утихло поле боя,
Но сорок тысяч воинов Китая
Погибли здесь, пожертвовав собою.
Лушань после этого занял Лоян - древнюю столицу Китая и объявил себя императором, а не исполнителем его воли. Настоящий император был вынужден бежать, но прихватил с собой любовницу Ян-гуйфэй, а это был второй личный враг Лушаня (и двоюродная сестра Ян Гочжуна). Даже личная стража императора была возмущена и однажды попросту придушила ее в покоях. Ян Гочжун, узнав о события, повесился. Император отрекся от престола и убежал в горный замок Сычуань. Трон перешел сыну Суцзуну, который никак не мог противодействовать армии.
Но северная армия - еще не вся армия Китая, оставалась западная ее часть. Наследник престола Ли Хэн в 756 г. сумел объединить западных обитателей страны: тибетцев, уйгуров, хотанцев, кстати, и тех же арабов, и даже бирманцев. Император Суцзун подтвердил союз и даже женился на царевне Уйгуров, признав их равными себе. А что делать?!
Война продолжалась.
Наверное, все же династия Тан пала бы еще тогда, если бы не не евнух Лушаня, который убил его собственной рукой. Смерть Аня Лушаня тщательно скрывалась, но это мало пологло. В 757 г. в страну вторгается уйгурское войско, его поддерживает император и мятежники практически полностью уничтожались. Самый населенный город мира -Чанъань - стал практически безлюдным. Но мятежники отступили в город Фаньян и оттуда продолжали огрызаться.
Тем временем тюркские племена решили поиграть в свою игру и начали откусывать северные куски империи. Средняя Азия к этому времени вообще откололась и в игре уже не участвовала, про нее никто и не вспоминал.
Уйгуры начали грабеж своих союзников, грабили монастыри и попросту насиловали местных жителей. Унялись они только богатыми дарами, в частности 10 тысячами кусков шелка - это очень дорогое подношение по тем временам, на него можно было бы купить полностью любую европейскую страну.
И снова Ду Фу, бывший очевидцем событий:
Я слышу народа китайского стон.
Плывут мертвецы по великой реке,
А женщин и девушек, взятых в полон,
Терзают от их деревень вдалеке.
Суцзун оказался преданным сыном и в 758 г. он возвращает на престол отца. Отец был напуган событиями и начал направо и налево казнить виноватых и невиновных. В частности, он предал смерти трех сыновей-наследников, забыв почему-то о том, что мятежники никуда не делись. Сын Аня Лушаня возглавил их движение, оставил Лоян и скрылся за Хуанхэ. В 759г. он осадил город Йечен, но тут в дело вмешалась природа в виде сильнейшего тайфуна, который уничтожил обе армии почти полностью. Победителем оказался предводитель восточных войск, до того ничем себя особо не проявивший. Его звали Ши Сымин, а главное, что он сумел сделать - казнить сына Аня Лушаня. После чего сам объявил себя императором - почему бы и нет?
Ши Сымин двинул оставшиеся от тайфуна войска обеих армий на столицу, а старый император снова обратился к уйгурам за помощью. На этот раз он выдал замуж свою дочь за правителя кагана и назвал его двоюродным братом, что, конечно, было позором для китайской империи. Тем временем была объявлена всеобщая мобилизация и в армию были призваны абсолютно все, включая женщин и детей, способных держать оружие.
Ши Сымин взял город Кайфэн, но на этом его удача и закончилась, хотя до 761 г. ему удавалось сопротивляться императорской армии. Убили его свои же соратники, передавая бразды правления его сыну. Восточная армия поутихла, зато вспыхнуло восстание на западе, где кроме всего прочего, тибетцы оказались недовольными не только тем, что происходит, но и восхождением уйгурцев, бывших соратников по оружию (скорее всего, конечно, тибетцы были недовольны, что им не досталось даров).
Сын Ши Сымина тем временем пытался подкупить уйгуров, но те не торопились соглашаться. Тем временем умер Сюаньцзун и в 762 г. император Дайцзун начал новую серию переговоров с уйгурами. Уйгурский каганат оказался той самой силой, которая играла главную роль во всей этой истории.
После целого ряда уже довольно серьезных уступок уйгурам, император заключил очередной военный союз, после чего уйгуры уничтожили и Лоян, и Фаньян. Дайцзун объявил всеобщую амнистию, хотя при этом сына Ши Сымина нашли повешенным в лесу.
На этом можно было считать закончившимся восстание Лушаня, но не историю восстания. Тибетцы тем временем взяли Чанъань, благо людей там практически не было, и захватили почти всю провинцию Сычуань.
Вообще говоря, окончание правления династии Тан, т.е. еще двести лет до 960 г., - это история войн, междуусобиц и то там, то сям вспыхивавших следов мятежа. Печальным следствием восстания было не только падение Великого Китая, но и демонстрация слабости северных пограничных наместников - цзедуши, которые оказались попросту предателями и многократно пропускали кочевников на территорию Китая.
Надо сказать, что в 858 г. случилось еще огромное наводнение и затопило Великий Канал, соединявший Хуанхэ и Янцзы. Погибло несколько десятков тысяч людей, а оставшиеся в живых решили, что династия Тан прогневала Небесных Правителей и больше не имеет права на трон. Следом за наводнением, в 873 г. случился тяжелый неурожай, даже самые плодородные районы собирали едва ли половину обычного урожая. Голодная смерть грозила множеству людей и на этот раз династия Тан, которая в свои лучшие годы прославилась тем, что имела огромные запасы зерна на такие случаи, не справилось с ситуацией.
Ситуация снова стала выходить из под контроля, а государство стремительно распадаться. Засуха и голод не торопились отступать, снова вспыхнули восстания и одно из них - под предводительством Хуан Чао разграбило обе столицы, что привело к полной децентрализации власти. Восстание подавили только через 10 лет, но уже в 907 г. один из лидеров повстанцев, предавший Хуан Чао и перешедший на сторону Тан, решил еще раз изменить историю страны. Звали его Чжу Вэнь, он сверг последнего представителя династии Ли Чжу и учредил собственную - династию Лян. Следующие 50 лет в Китае меняли друг друга сразу пять династий, а период так и называется - период пяти династий и десяти царств.

Если говорить об отношениях Китая и Японии, то надо сказать, что Япония почему-то мало интересовала династию Тан. При том, что Китай дошел до Персии на западе, до Алтая и Каспия на северо-западе, Японию он оставил в покое. Однако императоры Тан всячески поощряли визиты чужеземцев и торговлю. Они даже разрешили постройку христианских храмов и создание мечети, возведение зороастрийского храма и множества других религиозных зданий - это никого особо не беспокоило. Кстати, арабы достигли и Китая и Японии быстрее христиан. Арабы научились делать бумагу у китайцев и привезли это умение в Европу от тех самых пленников, которых они захватили в 751 г. в Туркестане.
Это все касалось Японии только одним боком - из Китая регулярно появлялись миссионеры, торговцы, ремесленники, в общем, кто угодно. Только в 1243 г. в Японию отправился официальный посланец Китая (они и раньше были, но тому минуло пять столетий) Цзянь Чжень.
«Я хотел бы собрать свежие зелёные листья, чтобы иссушить твои слёзы», - сказал Басё после посещения храма в г.Нара, возле статуи Цзян Чженя.
Япония ценила культуру Китая. Императоры лично распространяли буддизм, призывали к строительству храмов и усваивали светские знания. Послы и ученики отправлялись в Китай ежегодно постигать танскую науку (это время правления императрицы Суйко).
Япония подвергалась до этого опосредованному воздействию Китая, культуры династии Хань через Корею. А в начале VII века Китай стал учителем Японии. Это время культурного заимствования всего, чего только можно, от законов и государственного устройства до культуры и армии. Задача облегчалась еще и тем, что уже два столетия японцы изучали китайский и использовали иероглифы.
Китай, естественно, тоже знакомился с разными знаниями чужих народов и хорошо их впитывал, но все же именно Китай был лидером всего мира.
Первое японское посольство к китайскому двору от Оно-но Имоко прибыло в Китай в 607 г. Несмотря на то, что у посольства был ряд дипломатических проблем, контакт был установлен, а Имоко привез огромное количество книг домой. Правда, у него украли в Пэкче письма китайского двора, так что войны не получилось (обращение от китайского императора к японскому было малопочтительным, мягко говоря).
Еще через год Имоко снова поехал с миссией, провожая китайских послов и увозя с собой группу студентов, большей частью китайцев или корейцев по происхождению. До 630 г. все затихло, хотя студенты ездили в Китай регулярно. Далее до 837 г. зафиксировано не более 12 официальных посольств, правда, все были отправлены с большим размахом. Японцы считались варварами, так что им пришлось приложить немало усилий, чтобы изменить эту точку зрения. Надо сказать, что путешествия в Китай стали осложняться тем, что естественный "порт" или точка входа была на берегах Силлы, а она часто вела себя враждебно. Пересечь же Китайское море было не слишком просто - там всегда бушевали тайфуны. История гласит, что ни разу флотилия, шедшая южным путем, не добиралась до Китая без потерь, и если терялось всего несколько судов, это считалось большой удачей. Погибали и послы Китая, и послы Японии. Возможно, именно наличие Силлы препятствовало контактам Китая и Японии. Может, были и другие проблемы. Может быть, Китай просто считал добычу мелкой и неинтересной - ведь их-то корабли могли бы подойти к Японии.
Не надо забывать еще, что Япония по сравнению с Китаем всегда была бедной страной. Так что для Китая это островное государство, где жили бедные варвары, не представляло собой интереса ни с интеллектуальной точки зрения, ни с культурной, ни с торговой. Стоило ли искать контакт, особенно, если вспомнить, что армия Японии всегда была достаточно многочисленной и воинственной.
Один из учеников Китая - Киби-но Маби - прожил в Китае 17 лет (с 717 г. и своего 22-летнего возраста до 734 г.), вернулся домой и оказался во главе академии в Нара, где читал лекции о "Книге ритуалов" и классике китайской литературы. Потом он был послом в Китае и занимал высокие посты в государстве. Благодаря ему Япония обязана широкими познаниями о китайской административной системе управления государства и основах философии. Не менее важными были и знания учеников буддистов, их было свыше 70 человек.
Но обратного влияния Японии на Китай в те времена установить не удается.

арабская цивилизация, корейская история, Япония, Тибет, китайская культура, поэзия, я, Корея, буддизм, китайская чайная церемония, Китай, культура, не-японское, арабская культура, люди, японская жизнь, история Китая, японская культура, сказки, вокруг света, китайская жизнь, религия, японские традиции, японское искусство, Дальний Восток, история, библиотеки, китайские традиции, китайское искусство, исследования, история Японии

Previous post Next post
Up