Открытие Антарктиды.

Dec 21, 2011 17:26

Десять дней до Нового года :)
День первый.
Благодаря halette я обнаружила вот такое вот сообщество: bellinshausen, которое ведется по "следам" жизни российской антарктическая станция на о. Кинг Джордж

С профайла сообщества: Это сообщество открыто по инициативе Аджея Гояла (Ajay Goyal). Гоял отправился в путешествие к Антарктиде на парусной яхте в феврале 2008 года, и по стечению обстоятельств оказался на о-ве Короля Джорджа. Там он познакомился с командой российской антарктической станции Беллинсгаузен. По возвращению на "большую землю", Аджей открыл вебсайт www.bellinshausen.com, где заметки ученых публикуются на английском языке. Теперь в Живом Журнале есть сообщество bellinshausen, где вы сможете прочитать рассказы о жизни в Антарктиде на русском языке и задать вопросы сотрудникам станции.

Российская антарктическая станция "Беллинсгаузен расположена в точке с координатами 62° 11’ 59’’ ю. ш. и 58° 53’ 37’’ з.д. на острове Ватерлоо (Кинг-Джордж) архипелага Южно-Шетландские острова. Станция Беллинсгаузен строилась в период с 29 января по 22 февраля 1968 года - последняя дата считается днем основания станции. Температура самого холодного месяца (август) - −6,8°С, самого тёплого (февраль) - +1,1 °C. Российские полярники часто называют станцию Беллинсгаузен «курорт». Вблизи станции Беллинсгаузен действует православная церковь Святой Троицы, единственная в Антарктиде.

Короче, это реклама, о которой меня никто не просил, но я ее все же дам за редчайшей экзотичностью места и моей личной любовью к шестому континенту :))

Ну, и чтобы не было просто рекламы, я добавлю сюда один свой старый рассказ про Антарктиду.
Когда-то я придумала курс лекций по драконологии для волшебной виртуальной школы, которую вполне искренне считаю прототипом виртуальной школы будущего. Ну, во всяком случае, я вполне отчетливо вижу, как это можно было бы реализовать.
Так вот курс назывался "Драконология", а вообще-то он был посвящен мировой мифологии. Дело в том, что в мире почти все придумали себе драконов...
Лекция предпоследняя посвящалась Южной Америке. В конце лекции, согласно моему замыслу (подсказанному мне, кстати, мужем) местные племена смотрели на стаю драконов, улетающих на юг. А вот лекция последняя, заключительная, посвящалась драконам Антарктиды.
По ссылкам можно найти и курс, и полную лекцию, я же выдерну из нее ту часть, которая посвящалась собственно открытию Антарктиды. (Плюс это мой маленький подарок той же Халет, которая любит кораблики :))
Япония тут не причем абсолютно. :)



Шестой континент - самый неизученный на нашей планете. Даже если тут кто-то когда-то и жил, то рассказать о нем совершенно некому. Разве что пингвины что-то могут вспомнить, но, говорят, у них короткая память.


Кстати, пингвин - удивительная птица. И вот почему. Отложив яйцо, самка пингвина убегает развлекаться к океану. Там она празднует все радости жизни, кушает вкусную рыбку, плавает, в общем, отдыхает. А пингвин-самец высиживает яйцо. Скажете, редкость, но ничего особо странного? Это так. Только он его высиживает полгода. И все это время остается без еды. А ведь это условия антарктической зимы! Много ли живых существ на свете, способных столь экономно расходовать собственные питательные запасы? Когда птенец вылупится, пингвин-папа, вместе с коллегами начинает длинный путь к океану. А навстречу им бегут толстенькие наевшиеся самки. Если природные условия станут таковы, что путь окажется слишком длинным (лед нарастет), то самцы могут просто погибнуть от голода в пути и не дойти до моря. Такая вот хрупкая жизнь у шестого континента.

Слово "Антарктида" означает "противоположная Арктиде (Арктике)". Долгое время континент оставался неоткрытым, ведь попасть туда означало пробиться через весьма неблагоприятные погодные условия на не очень приспособленных для того судах. Однако о ее существовании "знали" практически всегда. Даже во времена Древней Греции была твердая уверенность, что южная земля должна быть (правда, логика ее существования была неверной. Считалось, что Земля плоская и, если бы существовал только северный материк, она бы попросту перевернулась.) Римляне уже были твердо уверены в том, что она есть, однако считали, что "она" - это Австралия. Собственно, когда Джеймс Кук открыл Австралию, он не сомневался, что континент тянется далеко на юг, и все такое.

Однако жизнь показала, что Австралия - довольно маленький континент, а за ним начинаются вечные льды.

Странно, но ни Англия, ни Голландия - морские повелители тех времен - так и не смогли пробиться к земле Антарктиды. Великий английский мореплаватель Джеймс Кук написал даже: "«Я обошел океан Южного полушария на высоких широтах и совершил это таким образом, что неоспоримо отверг возможность существования материка, который если и может быть обнаружен, то лишь близ полюса, в местах недоступных для плавания. Отныне споры о южном материке не будут больше привлекать внимание ученых...»"
И совсем даже не морская держава Россия (по сравнению с этой парой плюс Испания-Португалия) все же ухитрилась первой открыть шестой континент.

Официально это произошло в начале 1820 года. 15 января по старому стилю или 27 по новому.

Русской экспедицией руководили два прославленных адмирала (тогда еще лейтенанта) - Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (поскольку имя у него явно нерусское, я приведу правильное написание на немецком - Fabian Gottlieb Thaddeus von Bellingshausen, - как видите, оно несколько отличается от принятого в России) и Михаил Петрович Лазарев - один из самых выдающихся наших адмиралов.

Экспедиция состояла всего из двух кораблей - шлюпов "Восток", которым командовал Беллинсгаузен, и "Мирный", которым командовал Лазарев.

Беллинсгаузен участвовал в первом кругосветном плавании русских судов под командой лично Ивана Крузенштерна, что означает, что он прошел лучшую морскую школу из всех возможных на то время. Неудивительно, что именно он был назначен начальником новой подобной экспедицией, чья задача стало южнополярное кругосветное путешествие.









Фабиан Готллиб фон Беллинсгаузен или просто Фаддей Фаддевич Беллинсгаузен и его шлюп "Восток".

Михаил Петрович Лазарев и его шлюп "Мирный".

Его спутник мало чем уступал в своей морской истории. Правда, вместо экспедиции Крузенштерна, будущий адмирал Михаил Петрович Лазарев отправился в Англию, поступил во флот волонтером и несколько лет набирался опыта у самых знаменитых моряков мира. Через 5 лет после возвращения в Россию он получил корабль "Суворов" с заданием совершить кругосветное плавание. Кстати, экспедиция была снаряжена на деньги и по поручению коммерсантов Российско-Американской компании, заинтересованных в торговле и регулярном сообщении между Петербургом и Русской Америкой, соответственно денег на подобные путешествия не жалевших (государство же в 1813 году вряд ли могло выделить деньги, если вспомнить, что война с Наполеоном еще идет, хотя до победы уже недалеко). Экспедиция успешно прошла в 1813-1816 гг.

Таким образом, оба будущих адмирала имели опыт кругосветных экспедиций. Лазарев при этом имел опыт прохождения пролива Дрейка и мыса Горн в сложных условиях сильных штормов, поэтому именно он занимался снаряжением экспедиции, усилением и утеплением кораблей, и подбором команд. Это дало любопытный результат. Дело в том, что "Мирный" был построен по проекту русских инженеров на Лодейно-Польской верфи и поначалу назывался транспорт «Ладога», а "Восток" - британских (а строился в Кронштадте). И все усилия сделать "Восток" более выносливым дали значительно меньший результат, чем с русским кораблем, который в походе оказался значительно более приспособленным к местным условиям. Правда, и это надо понимать, улучшения отрицательно сказались на его скорости: он стал медленнее "Востока".

Кстати, полученный опыт кругосветных экспедиций и открытия Антарктиды позволил Лазареву стать одним из лучших адмиралов мира, к тому же придумавшим систему обучения моряков и офицеров, которая позволила российскому флоту удерживать звание лучшего в мире в течение почти ста лет. К тому же он наладил работу гидрографического депо, издававшего карты и атласы.

Но вернемся к кораблям.
Длина 28-пушечного шлюп «Восток» была чуть меньше 40 метров (вспомните 60-метровку, которые почти все бегали в детстве). Ширина - чуть больше 10 метров, осадка от 4.5 до 4.8 м, водоизмещение 985 тонн. Максимальная скорость, которую он мог развить, составляла 10 узлов (1 узел - это 1 морская миля в час или 1,852 км/ч, хотя узлы у разных стран были разные, в данном случае это английский, который стал международным). Т.е. максимальная скорость "Востока" была 18.5 км/час
Экипаж насчитывал 117 человек, включая офицерский состав.
Строился «Восток» корабельными мастерами В. Ф. Стоке и И. П. Амосовым, причем кроме него позже было построено как минимум два таких же шлюпа - «Камчатка» (1817 г.) и «Аполлон» (1821 г.), а до него были еще два фрегата "Кастор" и "Поллукс", спущенные на воду в 1807 г., которые делал корабельным мастером Исаков. Отличие между первой парой и остальными в том, что у трех последних была, грубо говоря, сплошная верхняя палуба, а не разрезная.



По правде сказать, это было плохое судно для плавания в ледовых условиях. У корабля не было второй обшивки, промежутки между шпангоутами (это "ребра" корабля) не был забраны брусьями, подводная часть не была защищена. Только когда стало ясно, что именно "Восток" идет к Южному полюсу подводную часть корабля обшили медью и сменили железные рулевые петли на медные, сменили же и сам руль на более прочный дубовый. По настоянию руководителей экспедиции, корпус был дополнительно укреплен железными стойками параллельно борту в местах вырезов портов для пушек и другими элементами.
С "Мирным" было иначе. Во-первых, он с самого начала был торговым судном и строился на опыте голландской Вест-Индской торговой компании выдающимся корабельным мастером Ильей Степановичем Разумовым. Именно этот корабль строил помощник корабельного мастера Колодкин. "Мирный" достраивался в Кронштадте. Во-первых, ему доделали такую штуку как княвдигет - это выдающаяся вперед часть корабля, наверху обычно вешалась резная фигура. Задача княвдигета - разрезать волну, так что обойтись без нее нельзя, от нее в те года во многом могла зависеть обтекаемость корабля. Были добавлены и боковые накладки, которых размещались гальюны. Достройку корабля выполнял тот же мастер И.П.Амосов, который "работал" с "Востоком". После этого транспорт стал шлюпом, т.е. военным судном.



Параметры судов были похожими: "Мирный" имел длину 37.3 метра, ширину 9.55, осадку 4.1 м. Водоизмещение (объем, грубо говоря) 884 тонны. Скорость - 8 узлов, т.е. примерно 15 км/час.
А дальше начались усовершенствования, внесенные Лазаревым именно для этого путешествия. Была поставлена вторая обшивка, на которую наложены медные листы, защищающие корпус от давления льда. Он же изменил и конструкцию надпалубных построек и снастей (то, что называется рангоут и такелаж), введя другие паруса, которые до того не использовались в русском флоте вообще.
(Я стараюсь не использовать малоизвестную морскую терминологию обозначения парусов и т.п.)
Корабль стал более устойчивым, но слишком тяжелым. Лазарев писал своему другу Шестакову: «...один («Мирный») беспрестанно вынужден нести все лиселя и через то натруждать рангоут, пока спутник его («Восток») несет паруса весьма малые и дожидается».
Не случайно Беллинсгаузен, представляя Лазарева к награждению после окончания экспедиции, подчеркивал его большое искусство в управлении шлюпом. Несмотря на разницу в скорости хода и сложнейшие условия плавания в беспрерывных туманах и снеговых зарядах, «Восток» и «Мирный» ни разу не разлучились.



Экипаж "Мирного» насчитывал всего 73 человека.
В экспедицию отбирались только добровольцы, и это касалось не только офицеров, но и экипажей судов (я напомню, что крепостное право еще никто не отменил и матросы никаких особенных прав голоса в те времена никогда не имели, так что это - беспрецедентный случай). Кроме моряков, в дальнее плавание пошли астроном И. М. Симонов и художник П. Н. Михайлов.
Известны строки Симонова, дошедшие до наших дней: «.Мы скитались во мраке туманов, между бесчисленным множеством огромных плавающих льдин, беспрестанно в страхе быть раздробленными сими громадами... Хлад, снег, частые и жестокие бури беспрестанно нам сопутствовали в местах сих...»
Стартовала экспедиция 4 июля 1819 г.
Уже в декабре 1819 года шлюпы были в районе острова Южная Георгия. Продвигаясь к югу, экспедиция открыла ряд неизвестных островов, названных именами офицеров «Востока» и «Мирного»: остров Анненкова, остров Завадовского, остров Лескова, остров Торсона.
15(27) января 1820 года «Восток» и «Мирный», пробиваясь сквозь тяжелые льды на 69°25' южной широты, оказались вблизи Антарктического материка. Это и есть день открытия Антарктиды.
Экспедиция еще пять раз почти вплотную подходила к краю материка: 20 января (1 февраля), 5(17) и 6 (18) февраля 1820 года, когда они находились от шельфового ледника берега Антарктиды всего в 1,5 - 2 милях и, наконец, 12(24) и 13(25) февраля 1820 года.
После открытия Антарктиды, т.е. после того, как "Восток" и "Мирный" дошли до мыса, находящегося на 60градусах в.д. (это Земля Королевы Мод, точнее Берег Принцессы Марты, примерно положение станции Санаэ, ЮАР) шлюпы разделились и двумя разными путями прошли до Австралии (чуть южнее и чуть севернее) к порту Джексон (Сидней). Оба пути были проделаны впервые и при наличии хорошей карты вы и сами можете это увидеть - слишком много русских названий осталось на карте. (Острова Беллинсгаузена, Восток, Симонова, Михайлова, Суворова, Россиян и т.п.)

"Поболтавшись" в более теплых морях, отдохнув и пополнив запасы провизии, экспедиция снова соединилась и южнее Новой Зеландии снова отправилась на юг, затем на восток, трижды зайдя за Южный Полярный Круг, пока не встретили сплошной лед 10-20 января 1821 года. После этого Беллинсгаузен принял решение поворачивать на север. Кстати, именно тут и сказались худшие свойства "Востока". Шлюп просто не мог продолжать движение на юг, в то время как "Мирный" был готов продолжить экспедицию.

Экспедиция открыла остров Петра I и берег Александра I, вернулась к берегам островов Новой Шотландии (кстати, многие были открыты тогда заново) и повернул в Кронштадт.



Этот поход по сей день считается (и вполне справедливо) одним из самых важных и трудных в истории мирового мореплавания. Ведь до того почти 50 лет все верили Куку, что нельзя пройти южнее того, что он достиг, поскольку там стояло сплошное море льдов. Учитывая, что тогдашние парусные суда не были приспособлены для плавания во льдах, остается только удивляться мастерством русских команд.

Экспедицией было пройдено в общей сложности 4972 мили - путь, в два с четвертью раза превышающий длину экватора. Плавание, во время которого русские моряки показали блестящие образцы кораблевождения, продолжалось 751 сутки, из них шлюпы находились на ходу 527 дней, причем 122 дня южнее 60-й параллели и 100 дней во льдах. За время плавания открыт материк Антарктида и 29 островов. Помимо географических открытий, экспедицией сделана масса интереснейших и ценнейших астрономических, океанографических, синоптических и этнографических наблюдений.

Именем Беллинсгаузена названы море в Тихом океане, мыс на Сахалине (где он достаточно неудачно пытался решить несколько проблем, связанных как с географией, так и судоходством, но он туда попал во время летних муссонов и погода не позволила в полной мере завершить экспедицию), остров в архипелаге Туамоту и остров и залив в море Лаптевых (они носят имя Фаддея). Кроме того существует Ледник Беллинсгаузена, лунный кратер и научная станция в Антарктиде (которая периодически не функционирует по причине нехватки денег, но - как видите - именно она создала антарктический блог :)).



Именем Лазарева названы ряд мест в России и Украине, а также атолл в Тихом океане, горная цепь в Антарктиде, две антарктические станции (с функционированием та же проблема), несколько мысов в районе Амурского лимана, бухта и порт в Японском море.

После открытия континента на продолжение его исследований нацелилась Норвегия и именно они на судне "Антарктик" первыми вступили на континентальную часть Антарктиды. Произошло это опять-таки в январе, 24 числа, 1895 года. Честь поставить первый человеческий след на новом континенте выпала капитану Кристенсену и преподаватель естественных наук Карлстену Борхгрёвинку.

Однако, перенесемся в наши дни.



Антарктида, согласно мировым соглашениям, является континентом, на который нельзя претендовать, на нем можно вести только научные исследования. Однако вряд ли статус продержится очень долго - ведь Антарктида - последний ресурсный резерв человечества, здесь содержится значительное количество железной руды, каменного угля, меди, никеля, свинца, молибдена, есть слюда, графит, горный хрусталь.

Здесь главные запасы пресной воды мира (90%). Про нефть я молчу, но, если учесть, что ее нашли на всех остальных континентах, с чего вдруг Антарктида станет исключением?

Главными претендентами на Антарктиду являются Норвегия, Великобритания и Австралия (которая попросту считает половину континента своей). Чили и Аргентина претендуют почти на одну и ту же территорию, Франция тоже хочет получить себе кусочек, США с Россией объявили, что могут и предъявить претензии, но пока помолчат и это делать не будут. При этом обе страны подписали соглашение, по которому они не признают претензий всех остальных стран, в том числе и друг друга.



Здесь запрещены проходы военных судов и любые эксперименты с ядерными реакциями, в том числе и атомные станции и проход атомоходов.Впрочем, в 2009 году этот договор утратил свою силу и что происходит в наше время для меня остается загадкой.

В общем, битва за Антарктиду нас еще ждет, а пока это рай для научных сотрудников всех мастей и рангов, кто способен выдержать антарктический холод.

Главная тема изучения Антарктиды - это воздействие космоса и процессы земной коры, а также различные гео- и климатические изменения. Дело в том, что во льдах Антарктиды сохранились данные о климате и составе атмосферы за время никак не меньшее, чем последние 100 тыс. лет (а заселение Европы кроманьонцем - нашим прямым предком началось примерно 50 тыс. лет назад, а сама Антарктида "изолировалась" 14 млн. лет назад и ее ледниковый покров "в целом" сформировался тогда же). Здесь легко отслеживать сейсмическую активность всей планеты и даже тренировать технику, которая будет послана на Луну и Марс.



Условия жизни в Антарктиде крайне тяжелые. Во-первых, за счет ледникового покрова, это самый высокий континент Земли (2 000. метров над уровнем моря - средняя высота, в центре континента - 4 000 метров). Только 5% континента иногда свободны от льда, в том числе т.н. "сухие долины" и отдельные участки гор. Во-вторых, здесь зафиксированы самые низкие температуры на планете - до -89.2 град. Цельсия (и в этих кошмарных условиях тут жили люди и продолжали свои исследования. Советская станция "Восток" прошла через этот кошмар, к тому же в условиях, когда у них перестал работать дизель, обогревающий станцию, и пришлось его фактически все время разгонять вручную. К тому же на станции был пожар. В общем, условия для подвигов были почище космических. Я не шучу). В-третьих, с купола Антарктиды всегда дует сильный ветер, не улучшающий и без того сложную жизнь полярников. В принципе, именно он отрезает их от связи с прибрежными станциями и прочим миром большую часть времени года.

Антарктида хорошо разделяется своим Трансантарктическим хребтом на западную и восточную, имеющие разные геологические строения и происхождения. В западной части находится впадина Бентли, чья глубина 2555 м ниже уровня моря (заполнена она льдом, что, конечно, не дает этому месту оказаться дном моря), на востоке же находится горное плато. Эта часть - кусок древнейшего континента Гондваны, возраст самых древних пород свыше 3 млрд.(!!) лет (напомню, что возраст всей Земли 4.5 млрд.лет и сначала она была как бы расплавленной магмой, только корки плавали на поверхности. Вот в Антарктиде лежал ошметки этих самых древних корок).

От Антарктики регулярно откалываются огромные ледяные глыбы - айсберги. В связи с потеплением климата, их объем и количество становятся все больше и больше, что грозит глобальным опреснением некоторых участков океана, сменой направлений океанических течений и суперглобальными катастрофами планеты. Впрочем, если Западная Антарктида тает, то Восточная, скорее, наоборот, поэтому однозначные выводы делать сложно.

Но в пользу глобального потепления говорит еще тот вывод, что с 1994 года количество видов одноклеточных и прочих растений и организмов в Антарктиде стремительно растет. А ведь именно они первые "почувствуют" изменение климата.
Кстати, климат Антарктиды был самым разным. В частности, в слоях, чей возраст миллионов так 300 лет, есть опять-таки ледники, а вот зато более молодые породы содержат животных и растений. И даже ихтиозавров и новую породу динозавров. Наконец, тут находили не просто животных, а теплолюбивых пресмыкающихся (весьма странного вида) и папоротниковую флору).



В 90-х годах XX века российскими и британскими учёными было обнаружено подледниковое незамерзающее озеро Восток - крупнейшее из антарктических озёр, имеющее длину 250 км и ширину 50 км; озеро вмещает около 5400 тыс. куб.км воды.

В январе 2006 года геофизики Робин Белл и Майкл Штудингер из американской геофизической обсерватории Ламонт-Догерти обнаружили второе и третье по размерам подледниковые озёра, площадью 2000 куб.км и 1600 куб.км соответственно, расположенных на глубине около 3 км от поверхности континента. Они сообщили, что это можно было бы сделать раньше, если бы данные советской экспедиции 1958-1959 годов были проанализированы более тщательно.

Всего на 2007 год в Антарктике обнаружено более 140 подледниковых озёр.

Чем они интересны? Тем, что они оказались в изоляции от остальной земной биосферы на протяжении миллионов лет. Если мы "вскроем" такое озеро, то получим почти точные данные о биосфере тех времен. "Почти" - потому что естественные мутации никуда не денешь, тем более в районе полюсов Земли (там плохо работает защита от космических излучений, в силу того, что магнитные линии их слабо отклоняют). Озеро Восток - самое большое и интересное из них. В нем в 50 раз больше кислорода, чем в пресной воде (лед доставляет), +10 градусов в глубине (от подземных геотермальных источников, видимо), давление воды - свыше 300 атмосфер (во всяком случае лед сверху давит именно с такой силой). И, главное, там есть жизнь. Точнее, микроорганизмы. Это одно из крупнейших географических открытий XX века, все еще не раскушенное биологами (пока нет способа взять образец воды, не занеся туда наших вредных примесей, которые уничтожат местную биосферу).

Впрочем, и просто пробурить 4 км льда - та еще задачка.

Напоследок могу посоветовать при случае почитать удивительно интересные и юмористически написанные книги Владимира Санина, принявшего участие не в одном арктическом и антарктическом походе. Правда, книг его в сети я не нашла. Найдете - дайте знать.

Напоследок произнесу один, почти тост. Рассказывают, что один человек сначала всегда желал людям удачи. Пока кто-то ему не сказал: "Вот знаешь, удача была, а здоровья не хватило". Тогда он стал желать всем здоровья, пока другой не сказал:"Вот знаешь, люди на "титанике", они ведь все здоровые были, а удачи им не хватило". Тогда он стал желать всем успеха, поскольку он не приходит без удачи и здоровья.

Успехов вам!

не-японское, океан, Россия, люди, вокруг света, сказки, я, море, путешествия, праздники, история

Previous post Next post
Up