Павелецкий вокзал реально меня задержал, и надолго. Все просто - очередь в кассу метрополитена. Кстати, цена проезда по билету на 20 поездок - 26 рублей, что на 9 рублей превышает цену у нас, которую хотят, но не могут поменять уже несколько лет (сие решение неизменно блокируется городской Думой, где, как известно, коммунистов много. А что хотите - Красный пояс России :))
Впрочем, грозятся в том году все же увеличить.
Поскольку вообще-то в Москве я сильно не в первый раз, то и замечаний особых нет, уж скорее мелочи замечаются, чем что-либо еще. Московское метро в старой его части почти не изменилось, разве что информационно-тревожные панельки на каждой станции стоят, плюс предупреждение об угрозе терроризма звучит не часто, а очень часто.
Разумеется, они звучат и у нас - все же это распоряжение, обязательное к выполнению везде, но у нас все проще пока. Интересно, кстати, что первый теракт в Новосибирском метро был предотвращен почти случайно. Бдительные граждане обнаружили вещи, бдительно вызвали машиниста и милицию, те все проделали согласно инструкции, тихо ругаясь, что валяют дурака.
Говорят, когда оказалось, что дурака они не валяли, а саперы уже обезвредили взрывчатку, милиция наша была дико удивлена, мягко говоря. Из серии "надо же, иногда надо и инструкцию выполнять".
Как-то на этом все и затихло.
Вокзал. Курский
Мой первый визит - на станцию Чкаловская (светло-зеленая ветка). Кстати, реально впервые пожалела об отсутствии айпада или хотя бы навигатора под рукой, поскольку в Новосибирске привыкла по поводу и без него пользоваться ДубльГисом, в который занесены карты всех окрестных городов и областей. Очень удобно, да... Но ДубльГис (это прога такая, похожа на Яндекс или Гугл, только лучше в том смысле, что это еще и справочник с телефонами, адресами, временем работы, "как добраться", "что есть в радиусе ...", "маршруты транспорта" и прочими полезными примочками) остался дома, да и Москвы в нем все равно нет. Правда я с собой напечатала энное число фрагментов карт Яндекса, которыми, в общем-то и пользовалась, и только "на подлете" к Балашихе и Жуковскому оказалось, что фрагментов этих мест у меня нет, соответственно, пришлось искать по бумажной карте, а она несколько устарела.
Маршрут. Разные цвета означают разные дороги. На Чкаловском я оказалась дважды - в начале и в конце этого дня.
Земляной вал.
Интересно, что в Новосибе есть подобная архитектура 35-50хх годов (район ул.Станиславского), но при этом она примитивнее московской, плюс здания попросту меньше как в высоту, так и с точки зрения "массивности" самого здания. Визуальной. Про реальную ничего не могу сказать, хотя скорее всего, тоже есть.
Поворот на Воронцово поле
И взгляд назад на Земляной Вал
Поиски нужного здания некоторое время у меня отняли, поскольку здание функционирует как научное учреждение с 1918 года, соответственно, находится в переулке, точка поворота была не слишком очевидна.
А похоже на Петербург, не? :)
Относительно современный, кстати, дом, сталинской постройки. По сравнению с прочей улицей ценности не представлял, но сейчас уже имеет, я полагаю.
Зато прогулялась по довольно красивым местам купеческой Москвы (я про ул.Воронцово поле). Меня уже заносило как-то в эти края, так что места были относительно знакомые, но понравились настолько, что при случае я всенепременно приду туда еще.
Маршрут простой: с Чкаловской через Земляной Вал, потом по Воронцову полю с поворотом в какой-то момент по-моему за два здания до Посольства Индии налево. Высшая школа экономики, которую знают многие, стоит чуть дальше.
Кстати, даже ничего не зная об этом месте, один взгляд на Подсосенский переулок, например, должен однозначно выдать вам, что место это - купеческое, причем довольно богатое и заметное (если вспомнить время создания). Что, в общем-то чистая правда. Если обратиться к какому-нибудь архитектурному справочнику Москвы, то всяк вам скажет, что это "городская усадьба, XVIII-XIX века" (и сразу стало интересно и понятно :))
Кстати, раз уж тут стоим...
Вообще-то Воронцово поле - это бывшее село Воронцово, вокруг которого находился большой лес, принадлежавший польским князьям Воронцовым-Вельяминовым, состоявшим в относительно близком родстве с князем Дмитрием Донским. Если кто помнит старый советский учебник астрономии за 10 класс, то написан он был потомком тех самых князей Воронцовых-Вельяминовых.
Герб Воронцовых:
Мимо этого села шла дорога на Владимир.
Первое упоминание об этих местах, если я не сильно ошибаюсь, относится к 1300-каким-то годам. Лет через двести это место перешло к Андронникову монастырю.
Опять уж, чтобы "два раза не вставать", скажу пару слов и про этот мужской монастырь. Основал его ученик Сергея Радонежского, которого, надеюсь, представлять не надо никому. Ученика звали в церкви Алексием и был он митрополитом. Чем уж ему понравились эти места, не могу сказать, а известно, что в 1357 году он основал тут монастырь, который жив по сей день. А его Спасский собор - древнейший храм Москвы.
Есть еще церковь Рождества Богородицы в Кремле, которую обычно громко объявляют древнейшей (потому как "всем известно, что земля начинается с Кремля"(с)). Однако это не совсем правда, поскольку церковь Рождества Богородицы уцелела не полностью, до уровня хор, а выше перестроена.
Иван III, сын Василия Темного занимался объединением земли вокруг Москвы и весьма в том, как вы должны помнить из школьной истории, в том преуспел. В частности он решил расширить сады великих князей не куда-нибудь а в страшную даль... до реки Яузы :)
Дворец самого Ивана Великого не сохранился, но говорят, был поставлен между Яузой и Воронцовым полем, так что куда было деваться Андронникову монастырю, кроме как поделиться с царем землицей? К тому же, Москва-то сгорела в 1493 г., в том числе и Московский кремль сгорел тогда. Где же жить-то погорельцу-царю и послов иноземных принимать? В общем, жил он именно тут, хотя, надобно отметить, что торговаться с монастырем пришлось качественно.
Василий III, сын его, тут и построил первую каменную церковь Благовещения - в 1514 году, заказав проект "заезжему" архитектору Алевизу (ныне это дом 16). Вовремя, ибо в 1547 г. тут был пожар и если бы не эта церковь, то следов былых времен и решений не осталось бы.
Кстати, эта церковь, в принципе - главная точка отсчета на улице, относительно которой удобно "раскладывать" исторические события. Фотографии самой церкви у меня нет, да и если идти по Воронцову Полю ее не слишком просто заметить, так что я позаимствую изображение у других людей.
(взято отсюда:
http://hramy.ru/)
Вот тут:
http://allerleiten.livejournal.com/695255.html есть длинное большое и очень хорошее описание вообще всей улицы, со ссылкой на три похожие прогулки:
http://proekt-wms.narod.ru/moscow/1_1.htmЯ же оттуда беру несколько фотографий (кликабельно):
Вид с колокольни церкви Симеона Столпника за Яузой. 1884 год
Церковь Ильи Пророка на Воронцовом поле, 1882
и
Современное состояние московского храма Илии Пророка (Благовещения), что на Воронцовом поле. 18 октября 2003 года
Несложно заметить, что эти два здания разительно отличаются друг от друга, да и старая панорамная фотка как бы не дает шансов идентифицировать сооружения.
Причина тому банальная. У церкви была колокольня, главы и шатры, которых сегодня нет. Выглядели они так:
Первая - Колокольня при церкви Ильи Пророка на Воронцовском поле. Вид с Монастыря.
© Н.А.Найдёнов 1881 Ч.III ОТД.1 №54А
Вторая - снова вид с колокольни церкви Симеона Столпника за Яузой. 1884 год © Н.А.Найдёнов 1884 Ч.V №21 (тут ее видно справа, примерно в середине правой части)
Сегодня там находится хранение фондов Музея народов Востока, и это обычно вызывает возмущение наших сограждан. И я даже могу согласиться (нет, не с тем, что тут музей (хотя тоже варварство), а тем, что колокольню снесли). Однако, разыскивая фотографии, я заметила любопытную вещь. Почему-то никто из тех, кто требует немедленно вернуть церковь людям, не решает вопрос - а музей-то куда? У него денег-то - как пить дать - меньше, чем у нашей РПЦ, он-то куда переедет? В подвал?
И, кстати, один особливо православный товарищ в ответ на этот вопрос, попросту мне сообщил, что "выбросить эти фонды, и всех делов". И я настойчиво хочу привести этот ответ для тех, кто тут считал десятком постов назад варварами египтян, музей Египта сжегших. Эта церковь - хороший пример НАШЕГО варварства. Неоднократного. И что ничего не изменилось
Что же я плачу, о боги? Ничему не учатся люди...
(с) Вавилонский Экклезиаст, библиотека царя Ашшурбанипала
Кстати, полный текст:
Что же я плачу, о боги? Ничему не учатся люди...
Высоко ценят слово знатного, который учил убивать;
Унижают слабого, а нет у него грехов;
Свидетельствуют в пользу злого, привилегия которого - святотатство;
Изгоняют правдивого, который ищет совета у бога;
Наполняют благородным металлом того, имя кого - грабитель...
Цивилизация, да...
Ну, а у меня только хвостик этого комплекса.
Но оставим наши нравы в стороне и вернемся на Воронцово поле. Если будете искать саму церковь, то на карте Гугла она обозначена домом 16, Яндекса 16с13.
Иван IV, сиречь Иоанн Грозный тут учредил полноценную Ильинскую или Воронцовскую слободу. Слово "ильинскую" образовалось из-за того, что придел церкови Благовещения "принадлежал" Илье пророку (и назывался "Илья под Сосенкой" - лес был сосновый).
Москвой Ильинская слобода стала только в самом конце XVII века, церковь стала духовным центром, а день Ильи Пророка посещал лично Патриарх Московский, который почти всегда норовил быть еще и "всея Руси".
Во времена нашествия поляков здесь были войска князя Трубецкого и атамана Заруцкого, но особенных боевых действий не было (1611 год). Кстати, территория к этому моменту принадлежит не кому-нибудь, а боярину Борису Морозову, брату Глеба Морозова (которому досталось все состояние Бориса, умершего бездетным), который известен по делам своей жены, с которой не одна картина была писана. Боярыня Морозова, как известно, рассорившись с царем Алексеем Михайловичем, стала всячески поддерживать старообрядцев, за что была арестована, лишена имения (кстати, довольно большого и богатого), сослана в монастырь, где и умерла от голода. Сие событие послужило поводом причислить ее к лику святых в старообрядческой церкви.
Ну, вот, как всегда, быстро все назвала и пожалела, что не рассказала подробнее... Вернусь.
Часто считают, что боярыня Морозова была прямо вся уж такая из себя верующая, за что и пострадала, а сие не совсем правда. Историки сходятся на том, что женщина она была в первую очередь здравомыслящая и хозяйственная, а церковью не сильно увлекалась.
Она попросту не стала принимать новую веру, придерживаясь старой, но известно, что Аввакум, которого она посещала в тюрьме, упрекал ее в недостатке этой веры, не слишком качественном усмирении плоти, из-за чего Аввакум советовал ей глаза себе выколоть, дабы их нельзя было положить на кого противоположного пола (она стала вдовой в 30 лет и приняла такой обет). Наконец, и это главное для нашей истории, несмотря на то, что в доме Морозовой кто только не находил приют из староверов, а все же Аввакум писал ей: «Милостыня от тебя истекает, яко от пучины морския малая капля, и то с оговором».
А вот ссора с царем была. Не одобрила Морозова женитьбы на Нарышкиной и на свадьбу-то не явилась. Ну, а религия там уж десятую роль играла. До этого ж ее много лет не трогали, а тут царь не вытерпел...
Для нас история стала известна благодаря бессмертной картине Сурикова, который писал ее ни много, ни мало - три года, извел кучу красок и эскизов, в общем, старался :)
Кстати, многие эскизы сохранились до наших дней, хранятся, как и сама картина, в Третьяковской галерее.
Кликабельно
Фрагмент:
Эскиз головы, который, кстати, художник отказался продавать за любые деньги.
Миниатюра XIX века "Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме"
И еще одна "Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме"
(картины отсюда:
http://www.liveinternet.ru/users/stephanya/post155279742/)
Надобно сказать, что поначалу боярыню Морозову (кстати, а почему я имя не называю, не знаете? Феодосия Прокопьевна она была) хотели сжечь и даже успели соорудить по этому поводу костерок, однако царь вовремя сообразил, что подобная казнь представителя одного из 16 высших аристократических родов тогдашней Руси - штука опасная. Бунт был готов вспыхнуть мгновенно. Поэтому царь струсил передумал и сослал боярыню вместе с ее сестрой княгиней Урусовой в Боровск, где и посадил их в земляную тюрьму. Слуг же их попросту сожгли в срубе - за них-то бунт никто устраивать не собирался.
Сестра боярыни умерла от голода первой, тогда и Феодосия Прокопьевна сообразила, чем дело кончится. Она уговорила стражника вымыть ее сорочку, оделась в относительно чистое, и тоже умерла недели через три после смерти сестры.
Ну, а богатое поместье отошло к царю и с тех пор так или иначе всегда было царским.
В 1702 году церковь Благовещения полностью перестроена, а затем и весь храмовый комплекс перестроен в 1876-1878 гг. Архитектор П.П.Зыков-старший постарался восстановить "псевдорусский стиль", но сложно сказать, насколько в том преуспел.
Кстати, сама улица-то была Ильинской в 1735-1745 гг., а Воронцовым полем звалась лишь местность к востоку и югу от церкви (в сторону Яузы).
Разумеется, в 30-е храм "почикали", тут находился Музей народов Востока, фонды находятся до сих пор. В 1935 году улицу назвали Обуховской по имени доктора Обуха, который заведовал здравоохранением в Москве в начале советской власти (и благодаря которому тут были удержаны эпидемии и не только). В 1994 г. улице вернули название "Воронцово поле", но Обуха тоже не забыли - один переулок носит его имя.
По правде сказать, моих личных фотографий осталось немного, и среди них - это здание посольства Индии издалека:
А улица стоит демонстрации, поэтому я немножко утащу еще фотографий из того же источника:
Про это здание известно, что владельцами зданий являлся меценат, а затем магнат текстильной промышленности. В 1952 году их отдали Правительству Индии, которые не будь дураки в 1988 взяли их в собственность, а в 2002 еще и закрепили это законодательно.
А это здание - первая цель моего путешествия (один из корпусов). НИФХИ им. Л. Я. Карпова. Главный дом, конюшни, ограда, сторожка - 1882, арх. В. А. Коссов; служебные постройки 1920-х гг. - арх. Б. М. Иофан и С. Г. Чернышёв.
Особняк купчихи К.В.Капцовой
Почему Воронцово поле сохранило свою уникальную архитектуру? На этот вопрос легко ответить. Облик Москвы сильно изменился после пожара 1812 года, когда - если кто забыл - армия Наполеона взяла город. Так вот пожар не затронул эту часть, поэтому Москва отчасти начала отстраиваться именно отсюда. Тут были тысячи кв.сажен садов с купеческими домами. Замечу, место считалось... примерно как Рублевское шоссе сегодня. Никаких доходных домов тут не строили - только купеческие! К слову сказать, нельзя утверждать, что это было очень круто - купеческие не дворянские, но все же архитектура тут была достаточно заметной, да и престижность тоже высокая. Даже спустя сто лет, к 1914, когда площадь садов и дворов уменьшилась почти в два раза, это все еще были только купеческие дома, на строительство которых тратилось достаточно много денег и их надежность сомнению не подвергалась.
В советское время на углах Садового и Бульварного колец поставили многоэтажки, а потом хотели срезать трассу. Поэтому предвоенная постройка стоит далеко от дороги - предполагалось, что позже дорога подойдет к домам. Но там война, то се, в общем, осталось все, как есть.
Такая история :)
Остается перечислить дома по обеим сторонам улицы, ибо их, что называется, "знают все".
Итак
По нечётной стороне:
№ 1 - здание для военной академии им. Куйбышева (арх. А.Круглов, 1932 г.), сегодня - один из корпусов Государственного университета - Высшей школы экономики
№ 3 - городская усадьба Е. П. Вандышниковой- Э. М. Банза (1891-1898, строительство осуществлял архитектор В. А. Коссов, возможно по проекту С. В. Дмитриева). Флигель (1902, архитектор Б. Н. Шнауберт)
№ 5, 7 - городская усадьба, 1-я половина XIX века
№ 9 - городская усадьба, 1-я половина XIX века
По чётной стороне:
№ 4 - Особняк Г. В. Бардыгиной (Э. Г. Марк) (1911, архитектор И. Т. Барютин), в настоящее время в доме размещается Посольство Индии.
№ 6 - городская усадьба Латышевых - Дом А. С. Бахрушиной (А. П. Бахрушина) (1903, архитектор К. К. Гиппиус); 6 стр. 3 - садовый павильон 1860 г. на основе палат XVII-XVIII веков. Перестроен в 1911 году архитектором И. Т. Барютиным.
№ 8 - Особняк (1911, архитектор К. В. Аполлонов)
№ 10 - городская усадьба и парк Вогау, в советский период - научно-исследовательский физико-химический институт им. Л. Я. Карпова. Главный дом, конюшни, ограда, сторожка - 1882, арх. В. А. Коссов; служебные постройки 1920-х гг. - арх. Б. М. Иофан и С. Г. Чернышёв.
№ 14/5 - б. Евангелическая больница, в советский период и настоящее время - Институт мозга, 1903-1914, арх. О. В. Дессин.
№ 16 - храм Ильи Пророка (закрыт) (1876-1878, архитектор П. П. Зыков).
Список учреждений можно посмотреть тут:
http://mom.mtu-net.ru/Help/V/ULITSA_VORONTSOVO_POLE.htmКстати, про переулки Москвы можно тут смотреть:
http://testan.rusgor.ru/moscow/book/pereulok/mosper23_1.html (в частности про Воронцово поле кое-что)
Позже я вернусь к Воронцову полю, а пока - переулок Обуха.
В переулке Обуха меня ждала первая точка -
НИФХИ, он же Ордена Трудового Красного Знамени Научно-исследовательский физико-химический институт имени Л.Я.Карпова.
В некоторых зданиях фотографирование внутри запрещено, так что эта часть путешествия остается без обзора.
Что удивило - фантастическая вежливость охранников. Ей-богу, я такое встречаю второй раз в жизни. А первый - есть один охранник нашего Дома Ученых, очень вежливый человек, сразу видно, что бывший сотрудник известных органов. Впрочем, второй охранник по очевидным причинам тоже сотрудник тех же органов, так что ничего особо не меняется.
Хотела сфотографировать свой красивый пропуск в сие учреждение, но... забыла, не поверите :) На самом деле, после того, как я выдернула один из пакетов из своего обширного мешка (рюкзаком это уже сложно было назвать), там внутри все перемешалось, пока я все собирала в кучу, идея сфотографировать пропуск вылетела из моей головы, а потом уже и не вернулась.
Все встречи в этом здании были исключительно вежливыми или благожелательными, так что от очень короткого визита в институт остались исключительно положительные впечатления.
Кроме одного. У меня рюкзак под 20 кг, а там лифта нет!!! :)
Посмотрев на часы, я задумалась на какое-то между выбором: пешком через Чистые пруды, где я еще ни разу не была, или таки назад, на метро, что явно быстрее? Мы, как известно, не ищем легких путей, поэтому Чистые пруды одержали победу.
Итак, дальше - Покровский бульвар к площади Покровских ворот, через Чистые пруды к одноименной станции метро.