Еще про Обон.

Aug 20, 2011 00:26

Это можно сказать, в продолжение темы от Ушастой Зайцы.

Оригинал взят у zajcev_ushastyj в Еще про Обон.

Вообще говоря, этот пост должен быть перед постом про Бон Одори, но у меня ж все не как у людей. Сначала то, потом сё... И как обычно: все отложилось на неизвестно когда. Оставлять, однако, на "когда вспомню в следующий раз", мне не хочется.
Потому пусть будет сейчас.

Календарные события местной жизни можно легко отслеживать по "актуальным распродажам" в местных же супермаркетах. Перед Рождеством это елочные игрушки, Санта Клаусы всех размеров и видов, тортики разной величины, степени украшательства и цены. Перед Новым Годом - ветки сосны, "зацветшей" сливы и "бревнышки" бамбука. Перед 14 февраля - горы шоколада и упаковочек с сердечками... 
Как уже упоминала, Обон - это поминание всех ушедших. Стало быть, в любом супермаркете можно найти полный набор для качественного (в пределах среднего достатка) оказания почестей всем умершим родственникам. 


Общий вид "отдела" для подготовки к Обону.  
Нижний ряд: справа - сухие стебли тростника, "огара". Их ломают на несколько частей и ночью поджигают перед входом в дом или перед воротами на специальной тарелке-подставке. Так делают дважды в течение Обона: приглашающий огонь в начале и прощальный - в конце. Говорят, духи ушедших въезжают в дом и выезжают из него на тонких струйках дыма от сжигаемого тростника-огара. Собственно, знаменитые киотосские Гозан Даймонджи Окуриби - дальние "родственники" этих домашних костерков. 
Искусственные цветочки - для украшения могил. Желтые коробочки - свечки, зажигать в алтаре-бутсудане.

Остальное посмотрим поближе.


Верхняя часть того же "отдела".  
Левая верхняя часть конвертики для денег (ноши, ноши-букуро) в честь Обона (вроде бы это имеет отношение только к недавно умершим, тут я пока не очень разобралась в тонкостях). Справа - свечки обычные, стеариновые. А вот нижняя - ароматические палочки, благовония, которые зажигают и в бутсудане, и на могилах.



Фото того же "отдела", что и на первой картинке, но с правого бока. 
Слева внизу видны те же палочки-огура. Справа - всякие фиговины и прибамбасы для чистки и мытья памятников на кладбище: щетки разных размеров и формы. Если учесть, что многие имеют возможность посетить могилы предков только дважды в год (на Новый Год и во время Обона), то памятники, кончено, сильно запыленные. 
Верхняя часть - опять свечки и поджигалки для них.



Левая сторона "отдела" с первой фотки. 
Здесь всякие штучки для украшения уже. Ритуальные рюмочки для саке (духи тоже любят саке!), плошки для воды, высокие "вазочки", куда вставляются букеты цветов на могилах. 
И еще некоторое количество ароматических палочек для возжигания.

После того, как все убрали, почистили и украсили, гостям (духам предков) надо предложить угощение. 
Тут ситуация сильно различается в зависимости от региона Японии и конкретных семейных традиций. 


Вот, к примеру, набор, который, как говорят, предлагается только в Кансае. 
Основное тут - огурец и баклажан. Это транспорт для душ предков. 
Известное и очень старое выражение: きゅうりは早馬、なすびは牛 (Кюри ва хаяума, насуби ва уши). Означает "огурец - быстрая лошадка, баклажан - буйвол". Смысл примерно, что для посещения родного дома духам предков предлагается "быстрая лошадка", чтоб побыстрее доехать до нетерпеливо ожидающих живых родичей, а для возвращения на тот свет - медленный и неспешный буйвол, чтоб не торопились уезжать. 
Частенько в огурец и баклажан прямо на столике для подношений перед бутсуданом украшают "ножками" из зубочисток. Для большей похожести на "лошадь" и "буйвола".



А это более нейтральный вариант подношения предкам. Без особого скрытого смысла, просто сезонные фрукты.

Одним из самых популярных угощений для духов предков являются всякие сладости. Можно опять-таки без выпендрежа и по-простому положить рядом с бутсуданом любую коробку конфет или сладостей. 
А вот, скажем, обычные обоновские сладости в Киото и окрестностях: 


Каждая "конфетка" размером примерно с ладонь. 
Как видите, центральное место занимает "конфетка" в виде цветка лотоса. Прямой намек на умиротворенность загробной жизни и пожелание переродиться в святого ботхисатву.  
Остальные "конфеты" могут изображать сезонные фрукты и даже овощи. 


Тут вот слева хорошо видны баклажанчики. 
Эти "конфеты" сделаны из прессованной сахарной пудры и раскрашены сверху пищевыми красителями. Вид у них очень красивый и нарядный. Но вот на вкус... Кто способен съесть за один присест почти стакан чистого сахара?



Наборчики поменьше.



Слева сверху видны опять лотосы, баклажаны и огурцы. И наборы хризантем как символы долгой и счастливой жизни.



Еще немного сахарных хризантем и коробочки более съедобных сладостей (на мой вкус), справа. Центральная там тоже здоровенная хризантема из сахарной пудры, а вот вокруг нее - мармеладки с украшениями из сезонных цветов.

И последняя фотка: 


Для украшения как алтаря-бутсудана, так и могил. 
Слева - листья лотоса, настоящие. Все то же напоминание о загробной жизни. 
Справа - "фонарики" физалиса. С одной стороны, сезонный цветок. Именно сейчас эти фонарики украшают сады. С другой, эти фонарики напоминают реальные бумажные фонари, которые зажигают по ночам во время Обона, чтобы указать дорогу предкам. Потому и считаются цветами праздника.      

информация, фотографии, традиции народов мира, Япония, история религии, современность, японская продукция, синтоизм, японская жизнь, японская культура, вокруг света, японские традиции, религия, праздники, история, история Японии

Previous post Next post
Up