Еще про Обон.

Aug 19, 2011 10:04



Вообще говоря, этот пост должен быть перед постом про Бон Одори, но у меня ж все не как у людей. Сначала то, потом сё... И как обычно: все отложилось на неизвестно когда. Оставлять, однако, на "когда вспомню в следующий раз", мне не хочется.
Потому пусть будет сейчас.

Календарные события местной жизни можно легко отслеживать по "актуальным распродажам" в местных же супермаркетах. Перед Рождеством это елочные игрушки, Санта Клаусы всех размеров и видов, тортики разной величины, степени украшательства и цены. Перед Новым Годом - ветки сосны, "зацветшей" сливы и "бревнышки" бамбука. Перед 14 февраля - горы шоколада и упаковочек с сердечками... 
Как уже упоминала, Обон - это поминание всех ушедших. Стало быть, в любом супермаркете можно найти полный набор для качественного (в пределах среднего достатка) оказания почестей всем умершим родственникам. 


Общий вид "отдела" для подготовки к Обону.  
Нижний ряд: справа - сухие стебли тростника, "огара". Их ломают на несколько частей и ночью поджигают перед входом в дом или перед воротами на специальной тарелке-подставке. Так делают дважды в течение Обона: приглашающий огонь в начале и прощальный - в конце. Говорят, духи ушедших въезжают в дом и выезжают из него на тонких струйках дыма от сжигаемого тростника-огара. Собственно, знаменитые киотосские Гозан Даймонджи Окуриби - дальние "родственники" этих домашних костерков. 
Искусственные цветочки - для украшения могил. Желтые коробочки - свечки, зажигать в алтаре-бутсудане.

Остальное посмотрим поближе.


Верхняя часть того же "отдела".  
Левая верхняя часть конвертики для денег (ноши, ноши-букуро) в честь Обона (вроде бы это имеет отношение только к недавно умершим, тут я пока не очень разобралась в тонкостях). Справа - свечки обычные, стеариновые. А вот нижняя - ароматические палочки, благовония, которые зажигают и в бутсудане, и на могилах.



Фото того же "отдела", что и на первой картинке, но с правого бока. 
Слева внизу видны те же палочки-огура. Справа - всякие фиговины и прибамбасы для чистки и мытья памятников на кладбище: щетки разных размеров и формы. Если учесть, что многие имеют возможность посетить могилы предков только дважды в год (на Новый Год и во время Обона), то памятники, кончено, сильно запыленные. 
Верхняя часть - опять свечки и поджигалки для них.



Левая сторона "отдела" с первой фотки. 
Здесь всякие штучки для украшения уже. Ритуальные рюмочки для саке (духи тоже любят саке!), плошки для воды, высокие "вазочки", куда вставляются букеты цветов на могилах. 
И еще некоторое количество ароматических палочек для возжигания.

После того, как все убрали, почистили и украсили, гостям (духам предков) надо предложить угощение. 
Тут ситуация сильно различается в зависимости от региона Японии и конкретных семейных традиций. 


Вот, к примеру, набор, который, как говорят, предлагается только в Кансае. 
Основное тут - огурец и баклажан. Это транспорт для душ предков. 
Известное и очень старое выражение: きゅうりは早馬、なすびは牛 (Кюри ва хаяума, насуби ва уши). Означает "огурец - быстрая лошадка, баклажан - буйвол". Смысл примерно, что для посещения родного дома духам предков предлагается "быстрая лошадка", чтоб побыстрее доехать до нетерпеливо ожидающих живых родичей, а для возвращения на тот свет - медленный и неспешный буйвол, чтоб не торопились уезжать. 
Частенько в огурец и баклажан прямо на столике для подношений перед бутсуданом украшают "ножками" из зубочисток. Для большей похожести на "лошадь" и "буйвола".



А это более нейтральный вариант подношения предкам. Без особого скрытого смысла, просто сезонные фрукты.

Одним из самых популярных угощений для духов предков являются всякие сладости. Можно опять-таки без выпендрежа и по-простому положить рядом с бутсуданом любую коробку конфет или сладостей. 
А вот, скажем, обычные обоновские сладости в Киото и окрестностях: 


Каждая "конфетка" размером примерно с ладонь. 
Как видите, центральное место занимает "конфетка" в виде цветка лотоса. Прямой намек на умиротворенность загробной жизни и пожелание переродиться в святого ботхисатву.  
Остальные "конфеты" могут изображать сезонные фрукты и даже овощи. 


Тут вот слева хорошо видны баклажанчики. 
Эти "конфеты" сделаны из прессованной сахарной пудры и раскрашены сверху пищевыми красителями. Вид у них очень красивый и нарядный. Но вот на вкус... Кто способен съесть за один присест почти стакан чистого сахара?



Наборчики поменьше.



Слева сверху видны опять лотосы, баклажаны и огурцы. И наборы хризантем как символы долгой и счастливой жизни.



Еще немного сахарных хризантем и коробочки более съедобных сладостей (на мой вкус), справа. Центральная там тоже здоровенная хризантема из сахарной пудры, а вот вокруг нее - мармеладки с украшениями из сезонных цветов.

И последняя фотка: 


Для украшения как алтаря-бутсудана, так и могил. 
Слева - листья лотоса, настоящие. Все то же напоминание о загробной жизни. 
Справа - "фонарики" физалиса. С одной стороны, сезонный цветок. Именно сейчас эти фонарики украшают сады. С другой, эти фонарики напоминают реальные бумажные фонари, которые зажигают по ночам во время Обона, чтобы указать дорогу предкам. Потому и считаются цветами праздника.      

Праздники, Этнографическое

Previous post Next post
Up