Ещё немного о сигарах.
История сохранила точную дату рождения сигар Fonseca - 1907 год. Об этой марке знают не только настоящие афисионадо, но и люди, не имеющие к сигарам почти никакого отношения. Fonseca - один из самых популярных кубинских брендов.
Создатель сигарной марки Франсиско Фонсека по происхождению был испанцем и приехал на Кубу в конце XIX века. Он надеялся, что перспективный и развивающийся карибский остров скорее приведет его к успеху, нежели суровая и консервативная Испания. Родители воспитали сына очень демократичным и свободным человеком, он умел быстро реагировать на неожиданные события и прекрасно адаптировался к меняющимся условиям окружающей среды. Что немаловажно, Фонсека в отличие от многих испанцев, переехавших на Кубу, никогда не пытался ставить себя выше других, и уж тем более ему были чужды распространенные среди испанцев националистические настроения. Он охотно общался и дружил не только с испанцами, но и с коренными кубинцами.
Будучи активным и предприимчивым человеком, Франсиско Фонсека не чурался низкооплачиваемой и простой работы. Первое время после приезда на Кубу ему приходилось работать и ночным сторожем, и продавцом в магазине, и даже фонарщиком. Денег было немного, но Фонсека умел отказывать себе в удовольствиях и не спускал все заработанное в кабаках. Напротив, он жил довольно скромно, копил деньги и в какой-то момент решил, что накопил их достаточно. Кроме небольшого капитала за несколько лет жизни на острове он приобрел много друзей и всегда мог рассчитывать на их помощь и поддержку.
В 1891 году в маленьком провинциальном городке Квивикан, расположенном в пригороде Гаваны, Фонсека основал собственное небольшое сигарное производство. Многие недоумевали, почему он не арендовал помещение для своего цеха на одной из улиц кубинской столицы, а выбрал никому не известный городишко. А Фонсека просто решил сэкономить - ведь цены на недвижимость в столице были гораздо выше.
Большинство испанцев открывали собственные сигарные мануфактуры чуть ли не на центральных улицах Гаваны, вкладывая в аренду помещения большие средства. Они обзаводились броской вывеской, нанимали скрутчиков, закупали сырье. Как правило, деньги у таких предпринимателей скоро заканчивались, и они начинали экономить, закупая менее качественный табак и увольняя профессиональных торседоров. Цены на сигары они при этом только повышали. Разумеется, никакая вывеска не могла привлечь клиентов, если им предлагали сигары низкого качества за неоправданно большие деньги, и горе-предприниматели быстро разорялись. Заняться сигарным бизнесом на Кубе пытались сотни испанцев, однако выжить и увековечить свое имя удалось немногим.
Открыв фабрику в провинциальном городке, Фонсека сэкономил немало денег и пустил их на то, чтобы нанять как можно более опытных и профессиональных скрутчиков. Он был уверен, что успех сигары во многом зависит от торседора. Так, на протяжении многих лет всеми крутильщиками фабрики Фонсеки руководил человек по фамилии Мекаллин - специалисты и по сей день считают его едва ли не лучшим торседором всех времен и народов. Еще одним фактором, определяющим судьбу сигары, Фонсека считал качество табака - и был абсолютно прав. Именно поэтому с самого начала для своих сигар он использовал только отборные табаки, выращенные на плантациях региона Пинар дель Рио. Сигары Fonseca и по сей день производятся только из табака, выращенного в самом лучшем кубинском регионе. Торседоры приходили на фабрику Фонсеки рано утром; многие из них приносили с собой собственные складные стулья и столы для скрутки сигар, а также ножи и прочую утварь. Современники Фонсеки вспоминают, как сотрудники его фабрики обедали все вместе в специальном помещении. Рацион небогатых кубинцев состоял из одних и тех же блюд - риса, хлеба, яиц, простого мяса и фруктов.
Дела шли с каждым днем все лучше, и к началу XX века сигары Фонсеки, которые выпускали в провинциальном Квивикане, для многих ценителей стали эталоном качества. Бренд Fonseca был официально зарегистрирован в 1907 году, приблизительно тогда же Франсиско перебрался в Гавану. Фабрика открылась на улице Хервасьо, 128.
Но популярность сигар Fonseca росла столь стремительно, что потребовалось расширение производства. К тому же в 1909 году Фонсека создал еще одну марку сигар - Hamlet. Так что в 1910-м все его хозяйство переехало на огромную фабрику, расположенную по адресу Гальяно, 102, - там оно и оставалось на протяжении многих лет. Франсиско Фонсека предпринял ряд нововведений, которые стали отличительной чертой его продукции. Он первым стал использовать металлические тубусы для упаковки сигар, при этом каждую оборачивали в японскую шелковую бумагу. Это был очень удачный маркетинговый ход. Такие сигары продавались поштучно, но были защищены от негативного воздействия окружающей среды - от посторонних запахов, грязи, пыли, от неосторожного обращения и даже от излишней сухости или влажности атмосферы. Сигары Fonseca продавались и в традиционных кедровых коробках. Франсиско лично курировал разработку их дизайна и забраковал более десятка различных вариантов. В тот, что он выбрал, сигары укладываются и сегодня.
На картинке - сам Фонсека, с бородой, усами и густой светлой шевелюрой. По обе стороны от него расположены изображения нью-йоркской статуи Свободы и башни Farola del Morro, возвышающейся на берегу залива Гаваны.
Не только упаковка сигар Fonseca привлекала к ним внимание курильщиков. Они также отличались от многих других специфическими размерами. На протяжении длительного времени торседоры по настоянию Фонсеки экспериментировали с различными витолами, стараясь найти оптимальное сочетание длины, диаметра и формы сигары. Огромную роль в этом процессе сыграл уже упоминавшийся выше торседор Мекаллин - он создавал эксклюзивные витолы, которые специалисты относят к категории люкс. Сигары Fonseca и по сей день выпускаются в четырех уникальных форматах - Cosacos, Delicias, Fonseca No. 1 и Cadetes.
Удачливый предприниматель умел не только привлечь клиентов, но и удержать их - вполне возможно, именно это стало залогом долгой жизни бренда. В одном из помещений своей фабрики Фонсека организовал дегустационный зал. Там курильщики могли попробовать сигары и выразить свои пожелания. Франсиско лично присутствовал на дегустациях и внимательно прислушивался к тому, что говорят о вкусе и аромате его сигар. Благодаря этому сигары Fonseca всегда отвечали запросам даже самых взыскательных курильщиков.
Дегустационный зал фабрики посещали самые известные и уважаемые люди Гаваны. По свидетельству современников, они были в восторге от Фонсеки. Златокудрый господин появлялся в великолепных костюмах, белоснежных рубашках, обязательно с бабочкой или платком на шее - именно таким он запечатлен на сигарной коробке. В руках Франсиско всегда держал дорогую трость с золотым набалдашником, выполненным в виде головы тигра. Он мог не заказывать самых дорогих блюд в ресторанах и не бросал деньги налево и направо, зато неукоснительно придерживался правила, что уважающий себя мужчина обязан хорошо выглядеть и производить приятное впечатление.
Франсиско Фонсека быстро стал полноправным членом светского общества Гаваны. Среди его приятелей были и ведущие политики - сторонники колониальной власти, и просто зажиточные кубинцы. Такие связи позволили ему наладить каналы дистрибуции. В какой-то момент более шестидесяти процентов всех сигар, выпущенных под маркой Fonseca, распространялись на банкетах, приемах и званых вечерах гаванского бомонда.
И все же светским обществом круг общения Фонсеки не ограничивался. Он был ценителем прекрасного, и его тянуло к людям искусства - актерам, музыкантам, художникам, писателям и поэтам. Фонсека не просто занялся меценатской деятельностью - он стал настоящим другом кубинской творческой интеллигенции. К тому моменту он приобрел дом в аристократическом районе Гаваны Серро и каждую неделю устраивал там некое подобие творческих вечеров, на которых собирались все самые известные гаванские художники, писатели, поэты и музыканты. Для него не имело значения, бедны они или богаты, - главным критерием был талант. На эти вечера нередко заезжали знаменитые испанские художники и поэты, бывшие на Кубе проездом. Говорят даже, что Фонсеке не приходилось их специально разыскивать и приглашать - они считали своим долгом посетить этот приют муз. По словам современников, вечера проходили в очень свободной и веселой атмосфере. Играла музыка, поэты читали стихи, художники спорили о живописи. А в это время официанты разносили по залам подносы с едой и напитками. Меню было не очень обширным, однако еда всегда была изысканной и вкусной. Чаще всего Фонсека предлагал гостям хамон, свежий козий сыр, оливки, галеты и, разумеется, самое лучшее испанское вино. Конечно, все курили сигары.
Франсиско прекрасно знал, что большинство его гостей - бедные люди. Весь вечер они ели деликатесы, пили вино и курили сигары, но за порогом дома Фонсеки им порой не хватало даже простого куска хлеба. Франсиско боялся обидеть своих гостей и никогда не предлагал им деньги - и все же нашел способ деликатно поддержать друзей. В одной из комнат своего дома он поставил изящный деревянный ящик и изо дня в день складывал в него мелочь и мелкие бумажные купюры - ящик довольно быстро наполнялся практически до краев. В течение вечера любой гость мог незаметно подойти к нему и взять оттуда столько денег, сколько нужно. Интеллигентные и благодарные люди никогда не брали сверх меры, и поэтому содержимого ящика хватало на всех. Франсиско Фонсека продолжал заниматься сигарами и поддерживать творческую интеллигенцию до самой своей смерти в 1930 году.
Его дело продолжила жена, донья Тереза Боттичер. Однако в условиях растущей конкуренции хрупкой женщине было все труднее справляться с семейным бизнесом, и вскоре она решила объединиться с успешными предпринимателями Кастаньедой и Монтерой. Так впервые за более чем сорок лет предприятие Фонсеки стало коммерческим и потеряло семейный характер. Впрочем, ни это, ни последовавшая в середине века кубинская революция никак не повлияли на качество сигар Fonseca. Оно осталось на том высочайшем уровне, который был задан в свое время самим Франсиско Фонсекой.
Cigar Clan 6'2004. Эльдар Тузмухамедов
Ящик Фонсеки