Помимо культурных объектов, в Парке разместили ещё некоторые объекты, демонстрирующие результаты сотрудничества стран-участников ЕС и вызывающие у европейцев гордость за самих себя.
И если все монументы, о которых я рассказывала в
1-й части, до сих пор существуют, и можно сравнить модели Парка с оригиналами, то некоторые объекты, о которых я расскажу сейчас, можно встретить только здесь, тогда как их оригиналы уже исчезли как динозавры.
Вот так, вряд ли по задумке создателей Парка, скорее волею судеб, Парк частично превратился в своего рода музей - хранитель прошлых достижений европейцев.
Нефтяная платформа в Северном море - мобильная морская платформа с выдвижными опорами, используемая на глубине до 80 м.
Северное море является источником энергетических ресурсов для стран ЕС, где добывается 24% нефти и 30% газа от мирового объёма добычи. Причём 90% нефти добывается с глубины, не превышающей 60 м. Осваивается этот регион с 1950-х гг., а с 1970-х гг. началась его активная эксплуатация. К настоящему моменту там открыто около 100 нефтяных и около 80 газовых месторождений, а шельфовая зона поделена между Норвегией, Великобританией, Германией, Данией и Нидерландами.
Аэропорт. Самолёты авиакомпаний, летающих в Европу.
Отдельный гимн Эрбасу (Airbus) - крупнейшей авиационно-космической компании в Европе, образованной в конце 1960-х путём слияния нескольких авиапроизводителей Франции, Великобритании, Германии и Испании. Успешность компании подтверждается неуклонным ростом продаж лайнеров: в 1989 г. был продан 1 000-й экземпляр, в 2000 г - 2000-й, в 2004 г. - 5 000-й, а в 2016 - 10 000-й.
С момента основания компании до конца декабря 2017 г. было продано 10 926 самолётов и 12 000 вертолётов, а сама компания стала полноценным конкурентом американскому "Боингу" и 2-й крупнейшей космической компанией в мире, производящей широкий спектр продукции от электронных компонентов до спутниковых систем наблюдения и пилотируемых космических аппаратов.
Всего за время существования Airbus, а это неполные 50 лет, было получено 37 000 патентов на изобретения в авиа-космической области.
За прошедшие годы компания вышла за границы Европы и открыла производства в других частях света. На сегодняшний момент в компании занято более 136 000 сотрудников, которые работают не только в Европе (Франция, Великобритания, Германия и Испания), но и в Азии, Африке, Северной и Южной Америке. Несмотря на такой географический разброс по производству отдельных деталей, финальная сборка самолётов осуществляется всего на 4 заводах: в Тулузе (Франция), Севилье (Испания), Гамбурге (Германия) и Тянжине (Китай).
Скоростные поезда Thalys - ещё один пример европейского сотрудничества.
Решение о строительстве высокоскоростной ж/д, соединяющей Париж, Брюссель, Кёльн и Амстердам, было принято в 1987 г., а в январе 1993 г. ж/д компании Франции (SNCF), Бельгии (SNCB), Германии (DB) и Нидерландов (NS) подписали соглашение о совместной деятельности под брендом Thalys. Первый поезд в рамках этой программы покинул Париж 04 июня 1996 г., дорога до Брюсселя заняла 2 ч. 07 мин., а до Амстердама - 4 ч. 47 мин.
Скоростные поезда, связывающие Францию, Бельгию, Германию и Нидерланды, используют как специально выделенные высокоскоростные линии, так и старые пути, но в будущем планируется перейти на полностью высокоскоростные линии.
Среди городов по маршруту: Лилль, Брюссель, Брюгге, Антверпен, Льеж, Амстердам, Роттердам, Кёльн, Дюссельдорф, Эссен и другие. В зимний сезон можно добраться до французских горнолыжных курортов, а летом доехать до Авиньона, Экс-ан-Прованса и Марселя.
Путешествие со скоростью до 320 км/ч из центра одного города в центр другого города, удобные сидения с большим пространством для ног и столики, розетки рядом с сидением и бесплатный Wi-Fi, вагоны-рестораны и пеленальные комнаты... В общем, масса преимуществ перед самолётами.
Евротоннель под Ла-Маншем.
Конструкция состоит из 2-х путевых тоннелей в 30 м друг от друга, и между ними - служебного тоннеля для обслуживающего персонала, ремонтников и эвакуации в случае аварии. Все 3 тоннеля соединены между собой через каждый 375 м.
Первый детальный проект туннеля, соединяющего острова с материком, был представлен Бонапарту инженером Альбером Матье-Фавье (Albert Mathieu-Favier) в 1802 г. Туннель, прорытый на глубине 10 м ниже уровня моря, должен был освещаться масляными лампами, а для вентиляции предлагалось установить воздуховодные трубы, поднимающиеся над водой на 5 м.
Позже появлялись и другие проекты, среди которых были и ж/д тоннель и гигантский мост с опорами на насыпные острова...
Первая попытка строительства была предпринята в 1881 г. Тогда за 2 года удалось продвинуться меньше чем на 3 км с каждой стороны. Но работы были остановлены после того, как отношения между странами испортились.
Проект "Eurotunnel", выбранный в результате конкурса и оценённый в 5 млрд. £, начал осуществляться только 15 декабря 1987 г.
Для обеспечения точности стыковки туннелей использовалась лазерная система наведения, и в результате отклонения составили всего 35,8 см по горизонтали и 5,8 см по вертикали в то время, как допустимая погрешность была в пределах 2,5 м.
Встреча британских и французских проходческих бригад состоялась 1 декабря 1990 года в 12 ч. 12 мин. и 12 сек.
А 6 мая 1994 года королева Великобритании Елизавета II и президент Франции Франсуа Миттеран торжественно открыли тоннель.
Общая протяжённость тоннеля равна 50,5 км, из них 37 км находится под водой.
Даже несмотря на то, что расстояние Лондон - Париж преодолевается за 2 ч. 15 мин., а Лондон - Брюссель - за 2 ч., компания "Eurostar" чуть не стала банкротом, т.к. реальные затраты на проект оказались в 2 раза выше рассчитанных, и только после реструктуризации долга, в 2007 году была получена первая прибыль = 1 млн. €.
А теперь - о "музейных" экспонатах.
Двухступенчатая ракета-носитель "Ариан 5" (Ariane 5) - ещё одна хвала в адрес Эрбаса. Производится концерном Airbus Defence and Space (входит в Airbus Group) и эксплуатируется Европейским космическим агентством (ESA).
В Парке представлена интерактивная модель - можно посмотреть как ракета "взлетает".
Проект создания самой мощной ракеты занял с 1987 года 9 лет и стоил около 7 млрд. $. 2 неудачные попытки запуска в 1996 г. и 1997 г., и 21 октября 1998 г. запуск третьей ракеты прошёл в соответствии с планом.
С тех пор и до настоящего времени эта дорогостоящая махина доставляет на околоземную орбиту спутники (за 1 раз может взять 2-3 спутника и до 8 микроспутников) и грузы на МКС (Международную космическую станцию). Из 91 запуска 87 - успешные. К 2020 году её планируют заменить на "Ариан 6".
Паром "Pride of Dover" ("Гордость Дувра") - один из 2-х самых успешных коммерческих паромов, курсировавших по проливу Ла Манш. Вторым был паром-близнец "Pride of Calais" ("Гордость Кале").
Паром, построенный в Германии, стоимостью около 42 млн. £, принадлежал британской паромной компании "P & O Ferries", осуществляющей связь между Великобританией и Ирландией с континентальной Европой - Францией, Бельгией и Нидерландами.
Паром длиной 169 м и шириной 28 м, способный вместить 2 290 пассажиров и 650 машин (или 100 грузовых контейнеров длиной по 15 м каждый), был рассчитан на перемещение людей и грузов со скоростью 22 узла (40,74 км/ч).
С июня 1986 г. он курсировал по маршруту Дувр - Кале до самого последнего своего рейса из Дувра 14 декабря 2010 г. 15 декабря 2010 г. этот паром уже возвращался обратно порожняком... а 16 декабря 2010 г. он последний раз самостоятельно покинул порт и отправился на стоянку в Тилбери, Эссекс (Tilbury, Essex ).
28 декабря 2012 г. его продали на металлолом, и он был доставлен на буксире в Алиагу (Aliağa, Турция). Кстати, чуть позже, 13 ноября 2013 г., туда же прибудет, правда сам, так же проданный на металлолом и его близнец - паром "Pride of Calais".
Вот как выглядело прибытие "Pride of Calais" в конечный пункт своего долгого путешествия - душераздирающее зрелище, сравнимое с выбрасыванием кита из воды. Ещё восхищает филигранная точность парковки парома:
Click to view
Представить себе грандиозность этих паромов можно, только посмотрев на их макет в масштабе 1:25 здесь, в этом Парке.
"Калипсо" (Calypso) - дань уважения памяти первооткрывателю морских глубин океанографу Жаку Ив Кусто.
42-метровое деревянное судно с металлической обшивкой, спущенное на воду в 1942 г. и бывшее во время 2-й Мировой войны одним из минных тральщиков Британских ВМС на Средиземном море. После окончания войны его исключили из вооруженных сил, отправили на Мальту работать паромом между островами Мальта и Гоцо, и переименовали в "Калипсо".
А дальше - один шаг до мировой известности. В 1950 г. "Калипсо" покупает британский миллионер (Томас Лоэл Гиннесс - его имя станет известным только после смерти Кусто) и сдаёт её в аренду Жаку Ив Кусто за символическую плату = 1 франк в год с условием, что его имя не будет разглашено.
Кусто оснастил "Калипсо" всем необходимым для океанографических исследований, включая вертолётную площадку. В том числе, впервые сделав сферический отсек для подводного наблюдения - со специальными иллюминаторами на глубине 3-х метров ниже уровня воды. Именно на нём Кусто путешествовал, изучая моря и океаны, и открывая их тайны в своих фильмах и книгах.
История этого судна не была бы драматичной, но в январе 1996 г. в сингапурской бухте сухогруз протаранил "Калипсо", и она затонула. Спустя несколько дней её, конечно, подняли и доставили во Францию для восстановления. Но восстановить не могут до сих пор. 25 июня 1997 г. умирает Жак Ив Кусто, а дальше начинаются споры и суды - кто и за чей счёт будет её восстанавливать. Были намерения сделать корабль музеем, и даже версии, что самое лучшее для сохранения доброй памяти о Кусто и его корабле - это пустить "Калипсо" на дно.
Однако, в 2015 году корабль выкупило "Общество Кусто" (Cousteau Society, основанное Кусто в 1973 г. в США в качестве организации, посвящённой изучению и сохранению экосистем во всём мире, и достижении гармонии с природой) и отправило его в Измит (Турция), где его собирались полностью отреставрировать в течение 2-х лет. Причём так, чтобы максимально сохранить оригинальное оборудование и обстановку, заменив на современные только навигационные приборы и двигатели.
Вот таким корабль покидает Францию. Почти 20 лет он простоял в ожидании своей участи.
И что Вы думаете? Что "Калипсо" снова бороздит моря и океаны, ну или хотя бы ему осталось до этого всего ничего? А вот и нет.
По сообщению "Cousteau Society", в сентябре 2017 г. пожар, возникший на верфи в Турции, где как раз реставрировался с 2016 г. "Калипсо", повредил судно. Удивительно, но пожар возник именно тогда, когда деревянная обшивка была закончена, и затронуты оказались только новые деревянные части корабля, а не оригинальная конструкция. Т.е. получается, что ремонта как будто и не было.
А пока полиция проводит расследование, и оценивается размер ущерба, "Калипсо" действительно бороздит воды, только миниатюрная модель в брюссельском Парке миниатюр.
Часть 1-я. От создания до 2011 г. Часть 3-я. Детали и новое с 2011 г.