Идея создания этого парка миниатюр принадлежит голландскому бизнесмену, который в 1986 году предложил разместить его на окраине Брюсселя, в районе Хейзел. Как ни странно, но его имя нигде не упоминается. Сначала он привлёк в свой проект Региональное Инвестиционное Общество Брюсселя (Société Régionale d'Investissement Bruxelloise), а потом покинул его из-за неудач в своём бизнесе. К тому моменту уже был готов эскиз парка и заказаны модели, поэтому Инвестиционное Общество пригласило "Группу Валиби" (Groupe Walibi), специализирующуюся на развлекательных парках, во главе с Эдди Мейес (Eddy Meeùs) стать соучредителем. И в 1988 году сделка состоялась.
01 июня 1989 года бельгийский принц Филипп (сейчас действующий король) торжественно открыл парк "Мини-Европа". На открытии также присутствовал и глава "Группы Валиби" Тьерри Мийес.
Дальше можно посмотреть как выглядел Парк в конце ноября 2010 г. и узнать как его создавали.
Первыми миниатюрами, представленными публике, были: Монастырь Эскориал (Le Monastère d'Escorial, Испания),
Вестминстерский дворец (le Palais de Westminster, Великобритания),
площадь Гран-Пляс (la Grand-Place de Bruxelles, Брюссель),
Триумфальная Арка Парижа (l'Arc de triomphe de l'Étoile, Франция),
Падающая Башня (la Tour de Pise, Италия),
Парфенон (le Parthénon, Греция),
Бранденбургские ворота (la Porte de Brandebourg, Германия)
и порт Нихавн (le Nyhavn, Дания).
С 1986 года за 2 года была проделана колоссальная работа.
Для начала нужно было выбрать объекты. Этим занимались 2 историка искусств (их имена тоже неизвестны).
При выборе объектов учитывались не только социокультурное или архитектурное значение, символизм европейской особенности и красота, но и возможность его воспроизведения в масштабе 1:25.
Затем в поисках планов выбранных монументов были разосланы тысячи писем по всей Европе. Если план не могли найти, то сотни фотографов отправлялись к настоящим объектам, чтобы сделать фотографии с максимальной детализацией, на основании которых делался чертёж.
Даже была создана библиотека, где собрали все планы монументов Мини-Европы, которой пользовались другие парки миниатюр, в том числе,
Леголенд.
Казалось бы, чего легче - сначала определиться со списком объектов, чьи планы существуют, а потом из них уже выбирать. Но в таком случае многие значимые монументы остались бы за кадром. Вот она - цена объективности. На 1 год исследований было потрачено более 8 миллионов бельгийских франков (примерно 200 тысяч евро).
А дальше начинается сложный и трудоёмкий процесс создания миниатюрных объектов. В этом участвовали 165 специалистов из Германии, Франции, Бельгии, Португалии, Испании, Нидерландов и Великобритании.
Сначала каждую деталь делали вручную из пластилина, дерева или пластика. Например, чтобы стены замка Алден-Бизен (Alden-Biesen, Бельгия) выглядели старыми, сначала сделали 80 тысяч миниатюрных кирпичей, а потом их склеили.
Затем модель заливали жидким силиконом, и через 24 часа форма для отливки была готова. Стоимость силикона от 700 до 1 500 франков (от 17,5 до 37,5 евро) за 1 кг. А форма фасада могла весить до 50 кг. Т.е. силиконовая форма для изготовления одной миниатюрной модели могла стоить до 1 875 евро.
Для изготовления моделей используют материалы, устойчивые к воздействию солнца, холода, ветра и дождя: эпоксидную смолу (была основным материалом в первых моделях), полиэстер (основной материал сегодня),
полиуретан (для небольших декоративных элементов)
и камень. Полностью из камня сделаны всего 3 модели: Пизанская Башня,
замок Шенонсо (le château de Chenonceau, Франция)
и цитадель Динан (citadelle de Dinant, Бельгия).
Почему всё-таки решили сделать что-то из камня непонятно, это очень дорогое удовольствие. Например, замок Шенонсо оценивается в 6 миллионов франков (150 тысяч евро).
Помимо особых требований к материалу, одна из существенных деталей - укрепление конструкции алюминиевым профилем или армированием (внедрением металлических стержней). При неправильном расчёте изделие не сможет сохранить свою устойчивость. Вот, например, башня Виктория в здании Парламента весит больше 500 кг, следовательно, её основание должно быть очень устойчивым и прочным. А первой моделе Биг-Бена не повезло - она рухнула во время бури в 1989 году, когда скорость ветра достигла 120 км/ч.
И наконец заключительный штрих - окраска. Все модели раскрашивались непосредственно в Мини-Европе местными специалистами (10 человек до открытия, и 2 сейчас). Эта работа тоже очень долгая и кропотливая. И нужно не только очистить поверхность, нанести грунтовку, наложить фоновый цвет, прокрасить промежутки между кирпичиками, а потом кирпичик за кирпичиком покрывать слоями краски и добавить эффект старины, но и правильно подобрать цвет.
Чтобы понять насколько серьёзно они относились к своей задаче - пример: лишайник на церкви Сантьяго де Компостелла (Santiago de Compostella) становится коричневым во время дождя и бежевым в солнечный день, и художникам пришлось искать компромисс. Казалось бы, малюсенькая деталь.
А для того, чтобы раскрасить Гран Пляс, понадобилось 600 часов работы, равноценных 4 месяцам работы одного человека.
И только спустя неделю после установки модели на положенное ей место в Парке, она приобретает свой постоянный цвет.
Но даже это не конец. В среднем каждые 4 года модель нужно перекрашивать, за исключением некоторых моделей. Например, позолоту на Гран Пляс обновляют каждый год. И это не считая регулярного очищения от пыли, грязи и птичьих приветов.
А ещё у каждого здания есть окна. Не вдаваясь в подробности скажу, что для каждого вида окна (обычное, тёмное, пластиковое или прозрачное) есть своя технология. И некоторые из них надо заменять ежегодно.
Более 60 европейских мастерских по изготовлению макетов принимали участие в этом проекте. Причём одну модель могли делать несколько мастерских. Например, Триумфальную Арку Парижа делали 3 мастерские: одна делала модель, другая - барельефы, а третья - гравировку.
Как думаете, сколько часов потребовалось на создание одной модели до момента её установки на место, если одна окраска могла занять 600 часов?
Готовы?
Гран Пляс = 19 тысяч часов работы, если бы работал 1 человек, ему бы потребовалось 10 с половиной лет.
А Собор Сантьяго де Компостелла = 24 тысячи часов, при пересчёте на работу 1 человека получится 13 с небольшим лет.
Модели устанавливались на свои места или вручную (иногда требовалось до 10 человек), или с помощью подъёмного крана.
Источник фото.
Ну и конечно, для создания живой атмосферы необходимы фигурки людей и транспорт.
Некоторые фигурки сделаны и расписаны вручную непосредственно в Парке. Например, Дон Кихот в Ла-Манча (40 часов работы), паломники и студенты около Сантьяго де Компостелла, сцены на рынке в Амстердаме. Каждая фигурка стоимостью от 300 до 500 бельгийских франков (от 7,5 до 12,5 евро). А для создания массовых сцен, например, на Арене в Севилье 6 тысяч человечков, заказывали в европейских специализированных мастерских.
В общей сложности в Парке более 10 тысяч фигурок стоимостью от 150 до 40 тысяч бельгийских франков (от 3,5 до 1 000 евро).
С фигурками тоже своя специфика, масштаб тот же, что и у зданий - 1:25. Но. Во-первых, они должны быть различимы. А во-вторых, быть способными выстоять в дождь, ветер и снег. Их ведь не закрепляют прочно, потому что перекрашивают их 1 раз в 3 года. А теперь попытайтесь представить себе как можно сделать маленькую фигурку, детально прорисованную и устойчивую перед различными природными напастями и птицами, если одна её ступня занимает около 0,5 см²...
С транспортом всё просто - он заказывался в 60 мастерских по всей Европе, а раскрашивался художниками Парка.
А что в этом Парке ещё есть, и что с ним происходило дальше, я расскажу в другой раз.
Часть 2-я. Гордость Европы. Часть 3-я. Детали и новое с 2011 г.