Начало рассказа
здесь.
На этом месте я перейду от инструкций комментариев о самой трассе к фотоотчёту о первом отрезке (отрезок от дома до знака тогда можно именовать нулевым).
Отходим от знака. Тропа уходит в лес.
Почти сразу на небольшой поляне мне встретились вот такие молодые сосенки.
Все эти виды живьём гораздо более красивы, чем на фото. Я шёл и просто наслаждался их красотой. Первый отрезок пути несоизмеримо более интересный, чем может показаться.
А вот и упомянутые источником несостоявшиеся кирпичные строения, вселившие в меня уверенность, что я иду правильной дорогой. Поднимаемся дальше. Пока что мы идём только 10 минут от знака, а уже столько великолепных кадров.
Ещё 10 минут пути. К сожалению, мой фотоаппарат спутники не ловит и снимки с геометками не поддерживает, иначе бы можно было определить высоту каждой фотографии над уровнем моря, что тоже было бы очень интересно. Лучше бы, конечно, фотоаппарат связывался с телефоном, постоянно отслеживающим сигнал со спутников, но где же разработчики до этого додумаются???
Ещё больше просто потрясающих кадров со всех этапов восхождения находятся в альбоме.
Вот это уже после поворота (точка 2). На заднем плане люди, подсказавшие мне насчёт беседки и дальнейшего пути.
На последних фотографиях высота уже чуть больше 500 метров, и лес, мне кажется, стал более густым, чем вскоре после знака, потому что теперь на фото стало гораздо больше тени.
Через 1 час 10 минут пути от знака, в 11:40 по времени фотоаппарата я достиг беседки или того, что когда-то именовалось родником. Не путать с ещё одним родником, который был выше. Я читал, что второй родник находится около Вороньей скалы, но мне показалось, что он был примерно на середине пути между беседкой и Вороньей скалой, если не ближе к беседке. Во втором роднике вода капала по капелькам, а первый я вообще не увидел. Саму беседку я не сфотографировал, но её снимок есть в инструкции. Рядом располагался деревянный пьедестал почёта с цифрами 1,2,3, отсюда пошло ещё и третье обозначенное после карты название ориентира.
Прямо вперёд - правильный путь, упоминаемый в инструкции, и именно по нему пошли молодые люди, которых я встретил. Беседка находится примерно сзади. Высота ориентира - примерно 525 метров, если верить карте. Читаем теперь руководство и сравниваем с прочитанным увиденное:
"Если стать спиной к входу в беседку, прямо перед тобой начинается резкий подъем вверх. В мои планы этот подъем не входил. От родника я собирался идти по сравнительно пологой натоптанной дорожке. Не знаю, куда бы она меня завела. Но пока я сидел в беседке, мимо меня прошли трое парней. Было видно, что они очень уверены в себе и точно знают, куда идти. Я поздоровался, они ответили на приветствие. Сказали, что идут «через Малый» (имелся ввиду Малый Ай-Петри, он же - Воронья скала), и рванули вверх, подбадривая друг друга криками типа «врубай вторую скорость и греби».
Подъем, который открывается перед глазами, когда стоишь спиной к беседке, пугает. Была альтернатива - идти от беседки по другой дорожке, сравнительно пологой. Но я решил идти, не теряя парней из виду, так как они, в отличие от меня, точно знали дорогу. Да, сразу после беседки участок тяжелый, наклон слишком резкий. Нужно преодолеть этот кусок пути, дальше будет легче, потом тропа становится более пологой".
Да, подъём действительно пугающий. Но мне не зависящие друг от друга люди (источник и кого я встретил) сообщали, что нужно идти именно туда. Поэтому я пошёл, несмотря на то, что теперь подниматься было действительно сложно, предварительно убрав перед этим телефон и фотоаппарат, поэтому со второго отрезка, в противоположность первому, почти нет фотографий. Сначала дорога очень круто шла вверх, причём этот участок показался не таким уж коротким. Потом был уже упомянутый второй родник, я у него сделал некоторую остановку (возможно, пробыл там до 15 минут) и уже собрался было достать фотоаппарат и телефон, чтобы высоту узнать, но тут снова начался резкий подъём. Там я встретил туриста из Москвы, мужчину средних лет, мы с ним разговорились, и он сказал мне, что желательно ходить в горы с трековыми палками, хотя он сам одно время ходил без них, потом стал ходить в горы с ними, сказал, потому что жалко колени. Дорога тем временем стала гораздо более пологой, вообще, последние, может быть, полкилометра перед Вороньей скалой, если не больше, показались очень даже терпимыми и приятными. Тогда, за 10 минут до выхода к Вороньей скале, я впервые за долгое время достал фотоаппарат.
Вот такой вид имели сосны, а тропинка выглядела примерно так:
В 12:55 я вышел к Малому Ай-Петри. Там можно было достаточно удобно посидеть на камне. Там уже сидела девушка, которая подтвердила, что это Малый Ай-Петри, он же Воронья скала. Она вскоре пошла вроде вниз, а турист из Москвы - вверх, сделав несколько снимков на фотоаппарат без сменной оптики, а я ещё долго фотографировал на все объективы, кроме 55-200, и сидел на камне просто отдыхал, а также читал инструкцию. Навигатор показывал 778 метров над уровнем моря.
Вот это, похоже, за лесом видимый из Гаспры верхний гребень высотой порядка 1100-1200 метров, от которого отходит нижний, где я шёл, тоже видимый на фотографиях от второго дня, я не уверен, что я правильно рассуждаю, но ход моих мыслей таков.
Это - лес, в котором скрывается пройденная тропа от беседки, как написано в инструкции, огибающая обрыв Ай-Петри справа.
На малом Ай-Петри я впервые оценил всю уникальную и неописуемую красоту леса, если на него смотреть сверху с большой высоты. Это потрясающе! А на берегу как на ладони вся Гаспра.
А вот и часть Ай-Петринского плато, видимо, один из зубцов, пока что наиболее низкий, если я правильно это зубцами называю. Нигде, кроме как на высоте, но немного сбоку, невозможно в таких подробностях увидеть структуру обрыва!
При несколько большем фокусном расстоянии ещё больше впечатляет вид леса сверху.
И вот ещё такая фотография мне нравится. Сосна на фоне горы, поросшей лесом.
И вот такой пейзаж, на мой взгляд, очень удачный.
Вот так сосны растут над обрывом. Это уже фокусное расстояние 85 мм.
И ещё виды крупным планом леса и берега. Я только до конца не понимаю, это Гаспра, Мисхор или Алупка.
Примерно в 13:38 я покинул малый Ай-Петри и направился к станции канатной дороги. Сначала дорога была не очень крутая в сравнении с самыми сложными участками, и мне идти там понравилось. Я даже шёл, не сняв фотоаппарата с шеи. То есть он иногда качался, но сильно мешал редко. И поэтому первые 150 метров подъёма запечатлены в фотографиях, а потом, до самого плато - уже нет. Только теперь я уже не стал менять объективы, в всё снимал на кит, пользуясь всем диапазоном его фокусных расстояний, потому что на крутой тропе это сделать уже очень сложно. Однако Воронья скала, уже через 10 минут пути ставшая такой маленькой, получилась великолепно даже на 55 мм, самом неудобном для кита расстоянии.
Вот это место я хорошо помню. Из земли торчит большой камень, перегораживая тропу, а обойти его невозможно, потому что слева обрыв, а справа гора, поэтому для восхождения на камень сделан мостик.. А вот как надо было идти после камня, я уже не помню. Но тогда я ещё был очень доволен тропой, видами и собственным состоянием. Последние сотни метров дались мне гораздо труднее, но и там впечатление могло бы быть гораздо лучше, если бы я на некоторое время не сбился с трассы и если бы у меня не кончилась вода.
Вот замечательные виды, которые открываются с большой высоты и о которых писалось, в том числе, и в инструкции.
Одна из последних фотографий до достижения плато была сделана в 14:10. Внизу видна Воронья скала, за ней - великолепный и уже к тому моменту полюбившийся мне вид леса сверху, а ещё дальше - центр Ялты и окружающие его горы и даже знаменитая Медведь-гора.
Я точно не помню, во сколько примерно ко мне пришла эта мысль и во сколько я смотрел навигатор, но я хорошо помню, как уже по прошествии вроде сравнительно небольшого времени после отхода от Вороньей скалы я увидел на навигаторе высоту 915 метров, сама Воронья скала, на которой я только что был, уже была видна далеко внизу, и в этот момент мне показалось, что уже совсем чуть-чуть - и я без каких-либо сложностей закончу это историческое для меня восхождение (о том, что вершина находится выше станции канатной дороги на 93 метра, я ещё не знал и не задумывался). Но следующий небольшой участок мне показался самым трудным, возможно, даже в сравнении с крутыми подъёмами второго отрезка. Этих отрицательных эмоций могло и не быть, будь я чуть поопытнее, но, даже несмотря на эти трудности, в целом восхождение вместе с прогулкой по плато мне очень понравилось. Но я всё-таки скажу и о том, с чем столкнулся, видимо, на десятой сотне метров подъёма (считая не от дома и не от знака, а от уровня моря). Крутая тропа шла по краю леса, сбоку был обрыв. Неожиданно на резком подъёме пошли только торчащие из земли камни, и было невероятно трудно по ним подниматься, причём даже остановиться передохнуть было негде. Наконец я докарабкался до хотя бы небольшого ровного места и увидел, как из леса выходит тропинка. Видимо, я не заметил, где она уходила в лес, и пошёл прямо, то есть временно отклонился от правильного пути. А он на этом участке то заходил в лес, то выходил оттуда почти к краю обрыва. Чуть позже я снова отклонился от тропы, сделал несколько шагов вперёд, в крутой подъём, держась за деревья, и понял, что иду неправильно, когда тропинка была уже значительно ниже, а спуск к ней был невероятно крутой. Держась за куст, я остановился и долго думал, что делать. Наконец я нашёл возможность, как ступить на камень и сразу схватиться за другой куст - ни на чём больше на этом крутом склоне удержаться было невозможно. И от второго куста я постепенно, держась за деревья, добрался до тропинки. Наверно, это неправильно, но ввиду отсутствия инвентаря на самых крутых подъёмах я часто брался руками либо за толстые стволы и ветви деревьев и кустов, либо за торчащие из земли корни и камни, насчёт последних всегда предварительно проверяя, не шатаются ли они. Я только хотел бы предупредить, что за сухие ветки и стволы, даже достаточно толстые, хвататься нельзя - они могут сломаться. Можно только за те ветви, на которых есть листья, и желательно побольше листьев. Потом вроде подниматься стало чуть проще, но вскоре у меня кончилась вода, и перед самым выходом на плато я уже изнемогал от жажды. Я хорошо помню, что во время самого тяжёлого участка с камнями (который на самом деле не столь тяжёлый, если идти по тропинке) вода в бутылке ещё плескалась, но на самом дне, потому что во время последней остановки я её почти всю допил, так как и тогда тоже пить хотелось. Где-то в районе 970-1000 метров тропинка уже окончательно уходит в лес (до выхода на плато), и примерно тогда я допил последние остатки воды. Я не помню, сколько раз я смотрел высоту по навигатору уже после самого сложного участка, но помню, как я видел на нём 1020 метров. Чуть раньше, уже в лесу, мне встретился деревянный мостик через небольшое ущелье, мне показалось, что его не помешало бы укрепить, сделать более надёжным. Тропинка, в некоторых местах крутая, петляла по лесу, я видел по навигатору, что станция канатной дороги уже близко, но сквозь лес ничего не было видно. Тут я встретил группу спускающихся молодых людей, которые сказали, что мне осталось подниматься совсем немного. И действительно вскоре я вышел из леса на большой ровный участок, который обрывался вниз в форме треугольного зубца. Я назвал его восточным зубцом Ай-Петри, но не знаю, правильно ли так говорить. Оттуда тоже, естественно, открывались великолепные виды, и там уже было много людей, видимо, спустившихся сюда с канатной дороги. Я сразу стал фотографировать и снял вид Гаспры и Мисхора вместе с расположенными рядом камнями над обрывом. При диафрагме 10 и камни, и берег почти одинаково резкие. Просматривая фотографию в оригинальном размере, я увидел Ласточкино гнездо, то есть его форму разглядеть невозможно, но по форме скалы и расположенному на ней зданию можно понять, что это оно.
А вот это сосна вместе с камнями на фоне центра Ялты. Вдалеке виднеется медведь-гора.
Я понимал, что вода есть около станции канатной дороги, но фотографировать при таком сильном чувстве жажды мне очень не хотелось, равно как и не хотелось идти за водой, а потом возвращаться сюда. Поэтому, увидев шедшего с женой с ребенком мужчину с рюкзаком, я решил, что наверняка в рюкзаке есть вода и понадеялся, что хотя бы несколькими глотками он со мной поделится, и спросил, нет ли у него с собой воды. А он, к моему величайшему приятному удивлению, отдал мне целую полуторалитровую бутылку, примерно наполовину полную. Я пытался ему её вернуть, но он не взял, сказал, у него есть ещё. Но я настолько хотел пить, что почти всю эту воду моментально выпил. И дальше продолжил фотографировать с восточного зубца. Поставил объективы сначала 85, потом 35 мм. И вот как на ладони весь центр Ялты с Медведь-горой за ним:
А вот на этой фотографии Ласточкино гнездо уже очень хорошо различимо, как и на следующей:
Жаль, я только не понимаю, где здесь Мисхор.
И ещё такой пейзаж очень нравится - сосна и центр Ялты с Медведь-горой:
Восточный зубец расположен чуть ниже станции канатной дороги, и к ней нужно ещё подняться пусть очень немного, но тоже по крутой тропинке. Подойдя ближе к станции, удалось сделать удачную фотографию зубцов, которые около вершины:
А вот это, скорее всего, вид сверху на восточный зубец, но я могу ошибаться.
Это, похоже, он же, только с большего расстояния - я постепенно иду вдоль обрыва, приближаясь к станции канатной дороги.
И вот ещё такой вид на берег с Ласточкиным гнездом. Хотелось бы только знать, виден ли тут Мисхор.
Дальше я прошёл чуть-чуть вглубь плато, купил в одном из многочисленных кафе воду, ещё там мне пришлось отбиваться от предложений съездить на лошадях по Ай-Петринскому плато я так и не понял куда, самих лошадей можно будет найти в альбоме, они в большом количестве там стояли, а вглубь плато открываются примерно такие виды:
За посещение заповедника, на территории которого находится вершина (на 93 метра выше станции), сейчас берут 100 рублей. Мне удалось примкнуть к экскурсии на вершину. Экскурсовод предостерег туристов от захождения за перила, установленные перед обрывом. Путь к вершине лежал через лес, в котором экскурсовод среди прочего снова показал ягодный тис, а чуть позже - бук и граб. Буковые рощи всегда создают особенно густую тень, что можно было заметить и на высоте 1200 метров. Как уже было отмечено в инструкции, на плато и верхних участках склона растёт больше лиственных деревьев, характерных для средней полосы России. Я же заметил, что кипарисы уже не растут выше знака (280 м НУМ), но до 500 м НУМ растут в основном хвойные, похожие на те, как на Южном берегу, только с меньшим разнообразием, хотя тоже пейзажи смотрятся безумно красиво. А с высоты 400-500 м начинаются очень высокие сосны, и лиственные растут под ними почти низенькими кустиками, сначала немного, а потом всё больше и больше. Но на самом верху сосны почему-то снова низенькие, как на берегу или даже ещё ниже, и тут уже лиственных много, хотя они растут отдельными рощами.
После выхода из леса экскурсовод показал нам знаменитые зубцы Ай-Петри. В таких подробностях и настолько вблизи их можно увидеть только отсюда, сверху. На вершине одного из зубцов установлен крест.
Тем временем мы всё ближе и ближе подходили к вершине. Отсюда открываются великолепный виды как вниз (экскурсовод сказал, что это Алупка), так и на плато и на более далёкие горные гребни. Также экскурсовод нам показал самую высокую точку Ай-Петринского плато - гору Рока.
А вот и сама вершина Ай-Петри. Геодезическая метка установлена за перилами на высоте 1234 метра. Многие туристы подходят к метке вплотную и даже перевязывают на ней ленточки, но я заходить за перила не рискнул. То есть я как бы и не был прямо на вершине, но был совсем близко к ней, на высоте примерно 1230 метров. Мне кажется, в непосредственной близости от вершины уж можно перенести перила ближе к обрыву, возможно, сделав их более высокими. С плато в направлении обрыва обычно дует ветер, поэтому экскурсовод всерьёз говорил, что с плато может сдуть. Поэтому действительно заходить за перила нельзя.
Мне понравился ещё вот такой пейзаж, очень интересный ракурс:
Возвращаемся через лес к станции канатной дороги.
Ещё раз смотрим вниз...
...и вперёд. Такого зрелища - облаков снизу, под ногами - я не видел ещё никогда.
А вот это вид снаружи на часть покрытого сверху лесом обрыва. Тоже ни на что не похожий пейзаж!
Начинаем спускаться. Внизу - тень от зубцов.
Гаспра и Мисхор под облаками и канатами.
Обрыв. Вид снаружи. Вместе с лесом сверху, Ялтой и куском Медведь-горы.
Постепенно над лесом опускаемся, ещё раз любуясь на вид на лес сверху - никогда я такого прежде не видел!
И ещё ниже. Появляется тень от вагончика, которая постепенно увеличивается относительно кадра.
И теперь мы вернулись к привычным для Южного берега любимым кипарисам!
Следующий рассказ об Ореанде и Ливадии.
Продолжение следует...