Прикол

Apr 19, 2007 16:32

Я читаю курс городской экологии для студентов, специализирующихся в области охраны природы. Каждый раз спрашиваешь новую группу: «Кто из вас озабочен экологической обстановкой в Москве?» Все тянут руки. Они действительно озабочены: о «плохой экологии» они могут говорить много и часто. Дальше просишь взять листок бумаги и написать пять пунктов - какие конкретно факторы жизни в г.Москве напрягают Вас больше всего? (и проранжировать - что всего неприятней в первую очередь, что во вторую и пр.). Тут все пишу только социальные проблемы -  давка в транспорте, обилие бомжей в метро, грубость и беготня сограждан и пр. «Экологию» никто не вспоминает, разве что 1-2 человека из группы которые волей случая стали активистами Гринпис России или какой-то такой же организации, напишут про уничтожение городских парков или загрязнённый воздух.

Что отсюда следует? Что человек - существо социальное и политическое, и его внимание заострено именно и только на общественные взаимодействия и общественные проблемы, связанные именно с контактами между людьми. Проблем состояния среды (а тем более разрушения природы) на уровне отреагирования в деятельности люди упорно «не замечают» даже в случае, если расплачиваются за это болезнями, неудобствами, ухудшением качества жизни. Следовательно, надо учить в младших классах обращать внимание на состояние природы вокруг, чтобы возможность контакта с элементами дикой природы (хотя бы в городском парке) стала такой же составляющей цивилизованного уровня жизни в городе, как некогда горячая вода, канализация и телефон. Отдельный вопрос - как научить городских детей отслеживать разнообразие травок, птиц, вообще биоты также внимательно, как они отслеживают разнообразие марок машин, типы домов и т.п. элементы городской среды. К разнообразию природной среды они «слепнут» уже в первых трёх классах школы.
Previous post Next post
Up