Мифы о генетическом предопределении и IQ Сочинили совместно с
marina_fr Интересно, что для современной психометрики становится всё более привлекательной идея измерения способностей не в статических ситуациях, а во взаимодействии ребенка со взрослым - внутри зоны ближайшего развития, происходящая от культурно-исторической теории Л.С.Выготского. Там она получила название
динамического тестирования.
Несмотря на трудности контроля, возникающие в ситуации взаимодействия двух людей, есть первые примеры успешной реализации этой идеи в исследованиях интеллекта (Guthke & Beckmann, 2003; Sternberg et al., 2002).
Далее, современные психогенетические исследования не подтверждают мнение Кетелла о большей генетической обусловленности текучего интеллекта по сравнению с кристаллизованным (Guthke & Beckmann, 2003). К тому же накапливаются данные о том, что текучий интеллект, который идентифицируется сегодня с экзекутивными функциями, зависит прежде всего от социоэмоционального развития ребенка (Blair, 2006).
Источники
Blair C., 2006. How similar are fluid cognition and general intelligence? // Behavioral and Brain Sciences. Vol.29. P.109-160.
Guthke, J. & Beckmann, J.F., 2003. Dynamic assessment with diagnostic programs // In: R.J. Sternberg, J. Lautrey & T.I. Lubart (Eds.). Models of intelligence: International
perspectives. Washington, DC: American Psychological Association. Sternberg R.J., Grigorenko E.L., 2002. Dynamic testing. NewYork: CambridgeUniversity Press.