Концепт (коммуникативной ситуации) - определённая идея, о том, как следует (не следует) действовать в определённой ситуации. В концепт входят и различительные признаки ситуации, позволяющие отделить её от близких ситуаций того же ряда, определить момент наступления и окончания ситуации, требующей решения и действия особи (например, в агрессивных столкновениях внутри группы или в поиске спрятанной пищи). Концепт основан на определённом знании - на информации о том, «что происходит и с кем» во «внешнем мире» субъекта. Он также включает «вывод» из этого знания в виде выбора специфической деятельности: какая из k возможных программ поведения должна быть запущена, чтобы изменить ситуацию в желаемую сторону.
Эта информация идеального характера с одной стороны обладает перемещаемостью, с другой - практической ценностью в соответствующей ситуации взаимодействия. Фактически концепт - это идея эффективного выбора поведения в проблемной ситуации, и плана деятельности, связанного с этой идеей, в силу этого неразрывно связанная с языком («наш язык интимно связан со способностью планировать», Миллер и др., 1965).
У низших позвоночных не развито сознание, способное создать эти планы, и отсутствует индивидуальность, способная воспользоваться готовым. Они «считывают» соответствующий концепт поведения в проблемной ситуации с сообщений, передаваемых сигналами, и автоматически реализуют его в последующем поведении животного.
Высшие позвоночные (начиная с обезьян Старого Света) могут самостоятельно создавать соответствующие концепты . Наблюдая за поведением партнёров, подражая ему в соответствующей деятельности, они дифференцируют ситуации взаимодействия, выделяют «типичные действия в типичных ситуациях», и затем воспроизводят их в аналогичной ситуации, следуя раз выделенному идеальному «образцу» (см. Arbib, Rizzolatti, 1997; Arbib, 2002, 2004).
У приматов и человека способность выделить соответствующие «образцы», распознать специфическую ситуацию Вз. и точно воспроизвести в ней действия, соответствующие образцу (подчинённые определённому плану) обслуживают т.н. зеркальными нейронами, интенсивно исследуемыми сейчас (mirror neurons, Bovet, Washburn, 2003; Arbib, in press).
Отсюда один шаг до появления языка - достаточно каждый из дифференцированных концептов ситуаций связать с определённой системой сигналов (например, отражающих специфику эмоционального состояния животного в связи с ситуацией, выступающих признаком этого состояния), обеспечить взаимно-однозначное соответствие означающего и означаемого в этой системе.
Действительно, вокруг периферии речевой зоны мозга находятся области, ответственные за изготовление орудий точно по идеальному «образцу», ещё периферийнее - ответственные за метание предметов точно в цель (Arbib, Rizzolatti, 1997; Cantalupo, Hopkins, 2001). Очевидно, во всех трёх случаях суть поведения составляет выделение идеальных «образцов», сопоставление «образцов» с ситуацией взаимодействия и точное воспроизведение «образцов» в деятельности в соответствие с текущими изменениями ситуации.
Таким образом, осмысленная речь оказывается частным, наиболее специализированным случаем орудийной деятельности (изготовление знаков - психических орудий по Л.С.Выготскому, по неким идеальным «образцам», задающим модели звуков - фонемы, см.Барулин, 2002). Орудийная деятельность - же частный случай бросания предмета в цель или силового подавления агрессии другой особи: зеркальные нейроны, обслуживающие две последние ситуации, точно также могут быть использованы и в первой из них (см.Cantalupo, Hopkins, 2001; Bovet, Washburn, 2003).
Благодаря концептам ситуаций и работе зеркальных нейронов, устанавливающих соответствие» «типичной ситуации» и «типичного действия» (плана поведения), должного эту ситуацию разрешить, люди и обезьяны старого света могут в некоторой специфической ситуации взаимодействия без проб и ошибок точно воспроизвести («передразнить») некоторый ритуал с коммуникативной функцией (церемониал, танец). При этом в иной ситуации (или вне соответствующего «чувствительного периода») подобная точность исполнения «значащих структур» ритуала не достигается ни длительным интенсивным обучением, ни сильным принуждением.
Например, маленький сын Конрада Лоренца стал вдруг точно копировать жесты учтивости и выражения внимания японского коллеги, слушавшего его отца (Лоренц, 1998). Подражание происходило с такой точностью, какая невозможна для взрослого, пытающегося учиться формам вежливости, принятым в соответствующей культуре (тем более такой ритуальной, как японская).
Тем более что даже в человеческом обществе большинство ситуаций социального взаимодействия людей типичны, легко поддаются классификации и типизации, также как и эффективные поведенческие стратегии, позволяющие эти ситуации разрешить. Я об этом писал в посте про социальную грамматику и проблему личности.
http://wolf-kitses.livejournal.com/7856.html#cutid1Очевидно, в сообществе приматов поведения особей в ситуациях «столкновения интересов» в связи с агрессией ли, с распределением пищи, с выбором и занятием безопасных мест, ещё больше соответствует классическому определению «типичное действие в типичных обстоятельствах» (если не ошибаюсь, им определяется литературный герой). Соответственно, оно легко доводится до уровня стереотипности и фиксированности, предельная стадия которых может делать произвольные движения людей и обезьян не отличимыми от инстинктивного действия низших позвоночных (см. пример с балийским танцем легонг
http://wolf-kitses.livejournal.com/4547.html#cutid1).
Стереотипные формы реагирования и дифференцированные ситуации взаимодействия легко поддаются классификации и категоризации, к ним применимы не правила логики, которые вполне доступны для антропоидов, так что в системе устанавливается взаимное соответствие сигналов и событий, «имён»-обозначений для проблемной ситуации и «действий»-программ и планов поведения, разрешающих соответствующую ситуацию. Как только в эту схему вводится третий член - знаки- посредники, специфические структуры, которыми устанавливается определённое соответствие сигналов и событий, протоязык начинает работать.
Очевидно, этими «протознаками» протоязыка не могут быть элементы видоспецифической вокализации обезьян: она уже «занята» обслуживанием выражения эмоционального состояния животного. А вот жесты и другие сигналы ad hoc, возникающие из выразительных движений и экспрессивных действий особи в связи с некоторой ситуаций - могут и даже очень. Тем более что для агрессивной жестикуляции обыкновенного шимпанзе уже показана возможность использования жестов в качестве знаков, имеющих внешнего референта (см.Leavens et al., 2004; Pica, Mittani, 2005). Если исследовать карликового шимпанзе, бонобо, думаю результаты окажутся ещё интересней - может у него вовсю функционирует тот самый «протоязык», который для шимпанзе только предполагается?
Источники
Барулин А.Н., 2002. Основания семиотики. Знаки, знаковые системы, коммуникация. В 2-х т. М.: изд-во «Спорт и культура-2000». 464 с. и 400 с.
Лоренц К., 1998. Оборотная сторона зеркала. Серия «Библиотека этической мысли». 488 с.
Arbib M.A., Rizzolatti G., 1997. Neural expectations: a possible evolutionary path from manual skills to language// Communication and Cognition. Vol.29. P.393-424.
Arbib M. A., 2002. The mirror system, imitation, and the evolution of language// Imitaion in animals and artifacts. Eds Nahaniv C., Dautenhahn K. Cambridge (MA). The MIT press. 229- 280.
Arbib M. A., 2003. Protosign and protospeech: An expanding spiral. Behavioral and Brain Sciences. Vol.26. №2. P.209-210.
Arbib Michael A., in press. From Monkey-like Action Recognition to Human Language: An Evolutionary Framework for Neurolinguistics.
http://www.bbsonline.org/Preprints/Arbib-05012002/Referees/Arbib.pdf Bovet D., Washburn D. A., 2003. Social categorization by macaques// Journal of Comparative Psychology. Vol.17. P.400-405.
Cantalupo C., Hopkins W.D., 2001. Asymmetric Broca's area in great apes // Nature. Vol.414. P.505.
Leavens D.A., Hopkins W.D., Thomas R. K., 2004. Referential communication by chimpanzees (Pan troglodytes)// Journal of Comparative Psychology. Vol.118. №1. Р.48-57.
Pica S., Mitani J., 2005. Referential gestural communication in wild chimpanzees (Pan troglodytes)// Current Biology Vol 16. №6. Р.191-192.