Тупик в царстве необходимости

Jan 28, 2019 08:57


«Экспоненциальный рост американской экономики в 30-60-х гг. ХХ века у многих энтузиастов породил уверенность в близости «века изобилия». Ведь людям, освобождённым ростом благосостояния от банальной нужды, вроде бы не будет необходимости копить, экономить, рассчитывать, вообще тем или иным способом оценивать и взвешивать конкурентные усилия, свои и своих деловых партнёров, и, следовательно, нуждаться в знаковых системах-посредниках при подобной оценке для постоянного, своевременного, точного пересчёта «времени» бюджета особи на «деньги» выигрыша в конкуренции с другими индивидами.

Но всё повернулось прямо противоположным образом. Жёсткое планирование деятельности из деловой сферы распространилось в сферу отдыха и личной жизни, а необходимая точность оценки планируемых действий с точки зрения оценки потенциального выигрыша, вероятной платы, возможной оптимизации временных затрат на данную активность выросла на порядок.

Оказалось, что экономический рост требует опережающего роста ожесточённости конкурентной борьбы участников рынка между собой. Поэтому необходимость расчёта, оценки и оптимизации всех действий, совершаемых участниками рынка, постоянно растёт пропорционально росту конкурентности экономической среды, в силу чего начинает доминировать не только в экономической, но и в частной жизни.

[В своё время А.Ф.Хайек писал, что рыночная экономика - это централизованное планирование, осуществляемое миллионами независимых и «эгоистичных» индивидов, каждым в собственной деятельности, для максимизации своего выигрыша во взаимодействии с другими индивидами. Анализ Д.Белла показывает, что требования к точности такого «планирования» постоянно растут, увеличивая необходимость устойчивого информационного обмена и новых сигнальных средств для распространения информации в конкурентной системе. И главное, область планирования, расчёта, калькуляции платы и выигрыша непрерывно расширяется, из сферы работы распространяется в сферу досуга, свободного времени и т.п. - В.К.]

Поскольку свободное время становится всё более ценным, то чтобы приобщиться к нему, люди вынуждены покупать различные предметы, которые снижают затраты на ведение домашнего хозяйства и другие траты нерабочего времени. На это им требуется зарабатывать больше денег: чтобы определить размер «дополнительных» усилий и необходимую величину затрат, нужно точно определить «цену» разных форм проведения свободного времени по стоимости машин, кухонных комбайнов, услуг домработницы и других приспособлений, позволяющих высвободить это время для досуга.

Тогда обыватель должен постоянно рассчитывать «коэффициент пересчёта» для сопоставления прибыльности от различных видов вложения времени и денег в поддержание определённого уровня качества жизни, в том числе и в то количество досуга, которым он желает пользоваться. Коэффициент, в свою очередь, изменяется вместе с экономической ситуацией. Следовательно, нужно постоянно следить за сигналами, указывающими на значимые изменения последней - индексы цен, уровня инфляции, курсы валют, акций и пр. В целях балансирования этих соображений обыватель начинает строить (не подозревая, что занимается политической экономией) разные мысленные кривые на дифференциальной шкале взаимозамещения времени и денег. Так люди становятся рабами проблемы постоянного измерения ценностей через их потребительскую полезность».

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., Академия, 1999.

Поэтому, заключает Белл, по мере увеличения разнообразия предложения товаров и ожесточённости конкурентной борьбы между участниками рынка «время становится ещё большей ценностью, - в том числе экономической, - нежели раньше. И из царства необходимости в этом смысле никакого выхода не предвидится»

Этим самым социальная жизнь при капитализме расчеловечивается и по очень существенному параметру ставится вровень с социальной коммуникацией животных, тогда как социальное общение в патриархальном и раннекапиталистическом обществе находилось на более высокой ступени (а сейчас уже не находится).

Дело в том, что коммуникация для животных -  своего рода «предмет роскоши», у них же нет экономики, создающей прибавочный продукт, который индивиды могли бы расходовать на выстраивание более сложных и разнообразных форм общественного взаимодействия (из которых, в свою очередь, следуют более эффективные способы организации общественного производства). Поэтому животные всегда "экономят на общении". Они выстраивают сложные формы социальных отношений лишь при заведомом избытке ресурсов, и при малейшем ухудшении ресурсообеспеченности демонтируют их, тогда как люди - наоборот, переходят к более сложным социальным институциям заранее, для того, чтобы в следующий период создать ещё больший избыток благ.

Ну и кроме того, животные никогда не склонны затягивать коммуникацию - это слишком затратно и опасно.

У людей же есть экономика, которая создаёт прибавочный продукт и тем самым даёт свободное время для почти бесконечных бесед (и тем самым позволяет прояснить сложные вопросы до конца, создаёт предпосылки науки и философии)хотя бы каким-то общественным слоям. Традиционно прогресс и рост благосостояния связывался с уходом от необходимости много и тяжело работать, с ростом свободного времени для досуга, который бы человек мог тратить на саморазвитие, самореализацию, и совместную (гражданскую) деятельность с другими людьми.

Анализ Белла показывает, что капитализм загоняет людей в ловушку - функционирование в рыночной экономике увеличивает благосостояние, увеличивает потребление и пропорционально уменьшает досуг, тем более что экономическая рациональность и основанные на ней оценки из производственной сферы, трудовой деятельность распространяются в частную жизнь и в досуг индивида, и определяют выбор поведения уже там.

В такой системе координат индивидуальное потребление, удобства и безопасность ценятся выше взаимодействия с другими и саморазвития; как и у животных, последнее оказывается "предметом роскоши", и из облигатной потребности постепенно делается необязательным прибамбасом. А это ведёт к деградации гражданского общества, размыванию общественного капитала, которое в последние 40 лет отмечается во всех "западных" странах. Рано или поздно обыватель по отношению к экономической системе окажется в положении пленника на монгольском аркане - система волочит за собой, а он должен изо всех сил перебирать ногами чтобы не задохнуться…

Если система заставляет обывателя тратиться не только на поддержание жизненных сил и повышение рабочей квалификации, но и на то, чтобы проводить досуг «общепризнанным», «статусным» образом. И дело даже не в том, что в таком случае людишки загоняют себя примерно таким вот образом. Хуже всего, что исчезает само понятие свободного времени, и нынешнее либеральное общество рвёт со всеми своими предшественниками тем, что низводит людей на роль колёсика и винтика рыночного механизма, которые и перемещаются из одного места «машины» в другое не собственной волей, а рыночными силами.

общество, этология человека, угнетение, антропология, экономика, капитализм

Previous post Next post
Up