Оригинал взят у
slavikap в
«Джентльмены…» и удача«Джентльмены…» и удача
Любимую комедию о жуликах снимал зэк, утверждала милиция и одобрял генсек.
Билеты на «Джентльменов удачи» спекулянты продавали в 15 раз дороже номинала. В 1972 году фильм посмотрело 65 миллионов зрителей. По кассовым сборам картина оказалась на 12-м месте среди всех лент советского кино. Кто поверит, что идея будущего бестселлера кардинально отличалась от воплощения?
«Прикрытие» для Серого
Несмотря на то, что в титрах режиссером записан Александр Серый, «Джентльмены удачи» ассоциируются с Георгием Данелия. Кто же на самом деле сделал этот замечательный фильм?
В реальности комедию о приключениях осужденных снимал вчерашний заключённый. По теме это было совпадением, а по жизни - подарком судьбы, к которому в немалой степени приложил руку Георгий Данелия. С Александром Серым он был знаком по Высшим режиссерским курсам. Но вместо диплома сокурсник получил срок. В тюрьму «загремел» из-за женщины - приревновал свою будущую жену и серьезно избил соперника (для одного из посетителей ресторана, где отдыхала пара, драка закончилась инвалидностью). Тяжкие телесные повреждения повлекли наказание в шесть лет лишения свободы, из которых Серый отсидел четыре и освободился досрочно. Невеста Марина, кстати, ревнивца дождалась и после свадьбы родила мужу дочку. Но после освобождения у Серого было больше проблем, чем веры в себя: ни работы, ни денег, еще и запятнанная репутация. Никто бы не дал снять фильм уголовнику, если бы не участие Данелия. Сценарий и художественное руководство он оставил за собой, и мог заменить на площадке режиссера, когда того подводило здоровье (у Серого обнаружили лейкемию).
В качестве консультанта фильм с первоначальным названием «Рецидивист» курировал первый зам. начальника политотдела управления исправительных учреждений. И он первым делом отправил режиссера… на зону. Присмотреться к тюремному контингенту Илья Голобородько рекомендовал для достоверности картины. Нахлебавшийся баланды режиссер не стал оглашать подробности своего темного прошлого и отбыл в колонию под Горьким, где всю командировку просидел в гостиничном номере.
Но снимать все равно пришлось в настоящей мужской тюрьме строгого режима. Директора фильма Александру Демидову за КПП не пустили - женщинам вход был запрещен. А операторам и актерам пришлось работать в милицейском сопровождении. Все так намучились, будто не комедию снимали, а криминальный боевик. И лишь режиссер в тюремном антураже чувствовал себя как рыба в воде.
Он же снабдил картину запомнившимися по личному опыту плакатами про «честный труд - дорогу к дому» и блатным сленгом: «рога поотшибаю», «пасть порву», «моргалы выколю», «канай отсюда» и пр. А когда милицейские рецензенты сделали замечание, что лента пропагандирует криминальную лексику, на смену тюремному жаргону пришли менее экспрессивные выражения типа «нехороший человек - редиска».
Свою лепту в словарный запас героев внесли и сценаристы: фразы «мужик в пиджаке» и «всю жизнь на лекарства работать будешь» придумали Георгий Данелия и Виктория Токарева. А вот сюжетную идею для их сценарной заявки подкинул коллега Валентин Ежов. Правда, по его замыслу, бандитов должен был на личном примере перевоспитывать майор милиции. В МВД заявили, что не стоит подвергать сомнению эффективность советской системы правосудия и исполнения наказания, и с первоначальной задумкой пришлось распрощаться.
Актёры в отказе
Антиподом махрового уголовника Доцента стал внедренный в воровскую среду заведующий детсадом Трошкин. Мирный добряк - одно лицо с бандитом, похитившим у археологов золотой шлем Александра Македонского. Из-за этого сходства герой Евгения Леонова и попадает в опасную авантюру, помогая милиции в розыске реликвии. Актер, под которого писался сценарий, сыграл двух персонажей сразу.
С Евгением Леоновым планировалось снимать Юрия Никулина (альфонс-многоженец), Ролана Быкова (фальшивомонетчик Миллиметр) и Андрея Миронова (автовор Пижон). Но кандидаты от ролей отказались: Быков сослался на неотложные дела, Миронов готовился к другим съемкам, а Никулин не хотел повторения прежнего комедийного образа. Сюжет пришлось переписать, а героев и актеров поменять.
Из сценарной заявки остался лишь Савелий Крамаров (карманник Косой). Но актер чуть не слетел с роли… из-за сомнений худсовета в его актерском потенциале. Комиссию волновало, хватит ли у артиста выразительных ресурсов для остальных сцен. За комедийный талант Крамарова поручился Георгий Данелия, успешно снимавший его в предыдущих картинах. А второй раз режиссер и сценарист «спас» своего протеже после его эмиграции в США. Когда «предателя Родины» хотели вырезать из фильма, Данелия отстоял кадры с Крамаровым, пояснив начальству, что оставить отщепенца в роли порицаемого персонажа будет идеологически правильно.
На роль Хмыря пробовали Льва Дурова, Виктора Сергачева и Рудольфа Рудина. На Георгии Вицине сошлись с предписанием доработать грим.
В роли Василия Алибабаевича планировался Фрунзик Мкртчян, но его не отпустили на съемки из-за занятости в Ереване. Нашли замену в Ташкенте, но кандидат на роль оказался под следствием. Пробовали Владимира Этуша и Илью Рутберга - не убедили оба. Время поджимало, и от безнадёги присмотрелись к артисту Театра киноактера Раднэру Муратову, который хотел сыграть Али-Бабу, но был приглашен на эпизодическую роль начальника тюрьмы. Так сбылись оба желания - актера о роли и режиссера об актере.
В то время как на одну из основных ролей утвердили не известного широкой публике артиста, в эпизодах оказался «звездный» состав: Олег Видов, Эраст Гарин, Николай Олялин, Любовь Соколова, Наталья Фатеева, Анатолий Папанов. Фатеева поначалу не хотела бросать новорожденную дочку ради двух эпизодов. Но Данелия убедил актрису, что появляться на экране нужно при любой возможности, чтобы не забыл зритель. Отказывался поначалу от маленькой роли и Папанов. «Сыграть в шахматы на раздевание» артист согласился лишь из уважения к Данелия.
«А говорил - порожняком пойдём»
Самая колоритная сцена в фильме - побег героев из тюрьмы в цистерне с жидким цементом. Поклонников комедии больше всего волновал вопрос - неужели актеров и вправду «закатывали в цемент»? В настоящий цемент опускали одежду актеров, которую герои пытались отстирать и высушить. Когда раствор застыл, штаны встали колом навсегда. С живыми людьми такое вытворить, конечно, не могли. Поэтому сначала залили цистерну пивом, а когда эффект не устроил, - манной кашей. Каша напоминала цемент больше, чем пиво, но только… в горячем состоянии. Чтобы сцена выглядела натурально, актеров пришлось бы заживо сварить в кипятке. Остывшая каша сбивалась в комочки, и ни о какой правдоподобности говорить не приходилось. Тогда на помощь киношникам пришли химики. Они подсказали натуральный состав, который по виду не отличался от цемента, но его не страшно было набрать в рот и выплюнуть. На вид теплая и вязкая масса напоминала смесь манной каши с бражкой, а на деле оказалась подкрашенной луковой шелухой хлебной закваской.
Раднэр Муратов (Али-Баба) рассказывал, что после съемок все из цистерны выбрались и рванули под душ, а Вицин остался омолаживаться биологически активными ферментами. Но на самом деле это шутка. А вот игнорирование цистерны Савелием Крамаровым - правда. Он так и не залез в раствор из-за боязни закрытого пространства. Кадр, где актер сидит вместе с остальными беглецами в цементе, снимался в павильоне. В машину же лезть клаустрофоб отказался наотрез. Из цистерны в кадре вылезают Леонов, Вицин, затем идет перебивка (верблюд), и Крамаров уже спрыгивает на землю.
В то время как Савелия Крамарова в одном эпизоде заменил верблюд, в другом кадре режиссер заменил верблюда. Евгений Леонов не рискнул оседлать доставленного из зоопарка двугорбого и взгромоздился для кадра на спину Александру Серому, пригнувшемуся за верблюдом Борисом. Залезть на верблюда артисту помешала… блоха. Накануне под Самаркандом он фотографировался с пасущимся белым ослом и подхватил от редкого животного банальных кровососов. Рисковать снова актер не отважился.
Не планировалось и «моржевание» героев на даче «у барыги» (снимали, кстати, на даче одного из членов съемочной группы). Экспромт с растиранием снегом - «месть» Крамарова Муратову. Крамаров, Вицин и Леонов отказались раздеваться на морозе, а опоздавший на съемку Василий Алибабаевич, ничего не зная о договоренности, выбежал на снег в одних трусах. Пришлось и остальным соответствовать. С мыслью проучить Муратова за то, что из-за него все мерзнут, Крамаров стал тереть его снегом. Али-Баба от неожиданности заорал, а в это время Вицин «угостил» снежком и Крамарова. Режиссеру импровизация понравилась, и дубль с «подлянкой» вошёл в фильм.
Но самым опасным эпизодом оказался взрыв керосинки в отселенном доме. «Садитесь жрать, пожалуйста!» Али-Баба произносил в естественных декорациях - на съемках разрешено было поджечь реальный московский дом, предназначенный под снос. Всё внимание было приковано к зажигавшему огонь Василию Алибабаевичу. Актер всё сделал правильно и вышел из кадра целым и невредимым. Но опасность подкралась к операторам. Увлекшись впечатляющей картиной пожара, они чуть не сгорели в разбушевавшемся пламени.
Финита ля комедия
Картину сняли всего за три месяца. Премьера состоялась 13 декабря 1971 года, но «несчастливая» дата не повлияла на успех комедии у зрителей, выкладывавших спекулянтам «трёшку» за билет ценой 20 копеек.
Да что говорить о зрителях, если даже актеры не могли сдержать эмоций и постоянно «кололись» в кадре от смешных ситуаций. «Таксист» Олег Видов признавался, что «запорол» не один дубль, содрогаясь от смеха в разговоре с Косым-Крамаровым, на которого старался не смотреть, чтобы не испортить отснятый материал.
С первых кадров поднимает настроение бодрящая музыка Геннадия Гладкова, которого в Союзе композиторов критиковали за «блатную тему» корифеи, сочинявшие «в стол». Голоса занудливых критиков о том, что картина не в ладах с эстетикой, заглушил гомерический хохот в кинотеатрах. Евгений Леонов после премьеры пошутил, что теперь критиковать комедию опасно - зрители побьют.
После успеха фильма сценаристке Виктории Токаревой добавили к выплаченному гонорару в 6000 рублей еще 2000.
Хвалил создателей сам Брежнев. Генсек посмотрел «Джентльменов удачи» с главой МВД в канун Дня милиции. Претензии у главы державы вызвал только золотой шлем, показавшийся Леониду Ильичу чересчур бутафорским. А вот тем, кто прихватил реквизит в качестве сувенира, и такой сошел. Шлем у директора картины попросила перерисовать знакомая художница, но неожиданно умерла, а шлема и след простыл.
«Джентльменам удачи» установлен даже памятник - в казахстанском Джамбуле (ныне Тараз), на родине героя фильма Василия Алибабаевича («Почему Джамбул?» - «Там моя мама, там тепло…»). Как оказалось, оттуда родом и исполнительница песни для фильма «Проснись и пой» Лариса Мондрус.
Картина стала лучшей работой в творческом багаже режиссера Александра Серого. Он и до этого снимал кино («Выстрел в тумане», «Иностранка»), и после («Берегите мужчин», «Ты мне, я тебе»). Но повторить успех «Джентльменов удачи» не получилось. Прогрессировавший рак крови загонял режиссера в мучительные депрессии. Не дожидаясь конца, он приблизил его сам: мастер комедии застрелился…
А соавтор Георгий Данелия дожил до ремейка «Джентльмены, удачи!», снятого в 2012 году продюсером Тимуром Бекмамбетовым за $5 млн. Смотреть его патриарх не собирался. Критики тоже признали, что «старый паровоз ездит лучше».
Если вам понравился пост, разместите его в своем блоге, чтобы его могли прочитать ваши друзья! ;)
© Вячеслав Капрельянц, 2015
Читайте также по теме:
"Ирония судьбы": 40 лет под звон бокалов
http://slavikap.livejournal.com/12524021.html "Три плюс два" - фильм навсегда
http://slavikap.livejournal.com/12012373.html "Бриллиантовая рука": бриллиант советского кино
http://slavikap.livejournal.com/11664043.html "Человек-амфибия". Фильм, который нельзя повторить
http://slavikap.livejournal.com/11200208.html