По какой-то причине в последнее время заметно возрос интерес читателей к нашему с Олегом Чернышенко переводу «Полёта Интрудера»
Стивена Кунтса. Как и прежде, мы считаем себя не вправе выкладывать полный перевод в общий доступ, но, думаю, было бы уместно дополнить прежние публикации парой комментариев. В данном случае - к
«главе 5-й» романа. Большие комментарии ко всему тексту книги - самое интересное, что всплывало в переписке при работе над переводом - мы когда-то готовили в расчёте на включение их в будущее издание, но такового так и не случилось, увы.
«...Они пересекли кормовой срез при восходящем «шаре». Джейк убрал обороты. Слишком поздно! «Шар» ушёл вверх и исчез из виду, как только колёса коснулись палубы... »
При переводе этого места у нас были разночтения, так что мы обратились за пояснением к самому мистеру Кунцу. Это пояснение может быть интересно не только при переводе, поэтому помещаем его здесь.
- Самолёт поднялся выше ограниченной лучами «шара» области, так что он промахнулся мимо всех тросов финишёра и получил «болтер», то есть не был заторможен при посадке. Поэтому заправщик проскочил угловую палубу и вновь взлетел - для захода на второй круг.
Огни светотехнической системы наклоняются в зависимости от размеров самолёта. Они устанавливаются так, чтобы самолёт любого типа зацепил третий (из четырёх) трос в случае, если пилот удерживал «фрикадельку» точно между ориентировочных огней. Когда самолёт пересекает кормовой срез корабля, гак проходит всего в 10 футах от палубы (3 метра). В этом месте ширина центрального луча всего 18 дюймов по вертикали. Влететь в такое «окно» на самолёте в неспокойном воздухе, в плохую погоду, на движущийся корабль - задача непревзойдённой сложности. Когда твой самолёт подбит, или ты устал и измотан, когда топливо кончается, когда ты напуган - это очень трудно.
«- ...Ты же слышал, что я сказал - обдув лобового стекла не работал. Джейк не мог ни хрена увидеть сквозь него!
ЛСО повернулся к нему.
- А вам, двум гениям, никогда не случалось получить «отмашку», уйти на второй круг и проверить АЗС на прямой к третьему развороту? Вы проверили автомат?..»
Суть упрёка ЛСО (руководителя визуальной посадки) к экипажу самолёта-заправщика не вполне очевидна, поэтому здесь мы тоже обращались с вопросом к автору. Стивен Кунтс тогда пояснил, что перепуском сжатого воздуха на обдув лобового стекла управляет некая заслонка, включаемая электромагнитом, и самая распространённая причина для отказа - могло выбить электрическую защиту этой цепи (в русской авиационной терминологии - АЗС, автомат защиты сети). Вероятнее всего, простым взведением выбитого автомата - чего Разор сделать не догадался - проблема бы решилась.