Первая часть Вторая часть Пришло время рассказать наконец о третьем дне путешествия по землям рязанского княжества, тоже богатом на всякую историческую годноту. Будем мы ездить по самым центральным районам, но о Старой Рязани будет разговор отдельный. Быстро собрав утром вещи, мы тронулись из Переяславля-Рязанского, то есть города который носит имя Рязани сейчас, на северные его рубежи. Мы едем на место русской славы, на место где решалась судьба Земли Русской.
1. Поле битвы на Воже. Битву на Воже, Карл Маркс в своих трудах считал важнейшим историческим событием, приблизившим крах ордынской власти. Именно её, а не Куликовскую (но не Куликовская, ни Вожская не были первой эпической перемогой русских княжеств над ордынцами - первой была Бортеневская битва, где среди прочего порубили в капусту не только ордынцев, но и бывших с ними московских воинов). Среди всех битв своего времени - она имеет наиболее полную историографию, хотя при этом - остаётся множество белых пятен.
Начну с предыстории, за что же собственно была эта битва. 1359 год. Заговорщики во главе с самозванцем Кульпой убивают последнего законного хана Бердибека, сына Джанибека, внука Узбека. Беклярибек (или по нашему - премьер-министр) и могущественный тёмник (генерал) Мамай, объявляет самозванцу войну, считая законным правителем себя - на том основании что он муж дочери последнего хана. Начинается эпоха "Великой замятни". Поскольку Мамай сам не был чингизидом, ему в троне справедливо отказывают, но он тогда возводит на трон марионеточного правителя Абдуллаха. Абдуллах правит 9 лет, и в 1370 году умирает. На престол тогда Мамай сажает восьмилетнего Мухаммед-Булака, при формальном регентстве его близкого родственника Туляк-бека. Москва и Рязань в это время - его верные союзники, ибо на тот момент он олицетворение законной власти, ну и просто - за кем сила - тот и прав ведь! Вместе они сражаются с разнообразными самозванцами и просто иными претендентами на трон. В 1374 году однако, через два года после того как Мамай руками Абдуллаха выдал ярлык на княжение Дмитрию Московскому, начинаются между ними разногласия. Изначально мелкие, касающиеся торговли а совершенно не политики. Весной 1376 года московский воевода и литовский князь Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский во главе русского войска вторгся на среднюю Волгу, взял откуп 5 000 рублей с мамаевых ставленников и посадил там русских таможенников. Это значило только одно - это война. В ответ на эту дерзкую выходку - один из мамаевых генералов - Араб-шах Муззаффар разоряет Новосильское княжество. Московское войско выдвигается с тем что бы покарать карателя, но тот оперативно убегает. В 1377 году доходят слухи о новом приближении Араб-шаха, и навстречу ему выдвигается мощное, объединённое московско-нижегородско-суздальское войско.
Объединённое русское войско после долгого марша встало лагерем на левом берегу реки Пьяны, в сотне верст от Нижнего Новгорода. Тогда же пришло известие о том, что Араб-шах находится на Волчьей Воде, то есть на границах Новосильского княжества. Решено было дать воинам отдохнуть, и они нажрались просто вусмерть. Воеводы не отставали - «начаша ловы за зверми и птицами творити, и потехи деюще, не имея ни малейшаго сомнения».
Ордынцы, тайно подведённые мордовскими князьями, напали на русский лагерь 2 августа 1377 года. Дальнейшие события напоминали просто пинание бомжа футбольными фанатами. Русские не оказывая никакого сопротивления попытались бежать, были порублены в капусту, а кого не порубили - тот утонул при попытке переплыть Пьяну. В числе утонувших - князь суздальско-нижегородский Иван Дмитриевич, и глуховский князь Семён Михайлович. После битвы войска Араб-шаха разграбили оставшийся без защиты Нижний Новгород (две недели грабили!), затем ещё совершили "для острастки" набег на рязанские земли, и сожгли Переяславль, дабы Олег не думал поддерживать Москву.
Эта эпическая победа, которая тем не менее - досталась слишком легко - вселила в Мамая веру в свою непобедимость. Но в этом же 1377 году на него внезапно надвинулась гроза с юга. Там, объединял своих сторонников другой объединитель Орды, который в отличие от него - имел все законные права. Это был Тохтамыш, потомок самого младшего сына Джучи - Тука-Тимура. Тохтамыш при том шёл не просто с горсткой сторонников, за его спиной был Тамерлан. Осенью 1377 года между Тохтамышем, Дмитрием московским, Олегом рязанским и Владимиром пронским были налажены дипломатические отношения. Мамай внезапно для себя оказался в кольце врагов. Он попробовал заключить союз с Великим Княжеством Литовским, и даже кое-каких соглашений ему удалось достигнуть. Но войска ему давать литовцы отказались. Мамай решил действовать на опережение, не дать объединить все рати своих противников и серией быстрых ударов разбить русские княжества поддерживающие Тохтамыша, а затем - уже разделаться с главным противником. Мамай двинул 50-тысячное войско на самого Дмитрия Московского, поставив в его главе опытного полководца мурзу Бегича. Некоторые источники указывают, что в ордынском стане были и знатные русские бояре, в частности некий боярин Костров, с дружиной. Дмитрию после успешной разведки планов противника удалось перекрыть брод, по которому ордынцы собирались совершить переправу, и занять удобную боевую позицию на холме. Утром, 11 августа 1378 года ордынцы начали массированную атаку зерг-рашем, в попытке смять русские полки. При переправе через Вожу, Владимир Пронский организовал мощную фланговую атаку, в результате которой основной массив ордынских войск был разбит, и обращён в бегство. Преследовать их русские не стали, опасаясь что бегство их лишь притворное, для возможной контратаки. Возможно - так оно и было, но так или иначе - это была одна из ярчайших русских побед 14 столетия. Сам Бегич - погиб в битве, как и множество других знатных нойонов. Год спустя Мамай разорит окрестности Рязани, на тот момент союзной Москве. Но в 1380 году всё будет для могучего беклярибека кончено. Впрочем, это уже совсем другая история.
А теперь перейдём к городу рядом с которым всё это происходило. Ну или вернее городищу, то есть месту исчезнувшего древнерусского города.
2. Эти оплывшие земляные валы, с поздним храмом в центре - всё что осталось от древнерусского города Глебов.
3. Расположилось Глебово городище на левом берегу реки Вожи при впадении в нее реки Реберки.
4. Помимо основной крепости - были небольшие укрепления и на посаде, но там они слабочитаемы. Сам город Глебов упоминается в жалованной грамоте XIV века князя рязанского Олега Ивановича, который выменял этот городок у епископа Рязанского Василия II на другие вотчины. Городище археологически прослеживается примерно с 11 века, полноценные укрепления возникают тут в 12 веке. Монгольское разорение, его вероятно не затронуло, так как он в стороне от Оки по которой монголы пошли к Коломне и далее Москве. В 16 столетии одно из укреплений Засечной черты, а в 17 веке его оборонительное значение постепенно падает. Последний набег в конце 17 столетия будет намного западнее, и уже ко временам Петра, тут нет никакого города.
5. Ещё в 1638 году, когда это была крепость Засечной черты - тут началось строительство каменного храма. Но оно достаточно быстро затормозилось, и завершено было только в 1694 году, совершенно в другом стиле, нежели строить начинали.
6. Сейчас, Успенская церковь на Глебовом городище - яркий представитель Нарышкинского барокко, хоть и искажённого пристройкой поздней трапезной в стиле дурновкусной эклектики.
7. Часть трапезной всё-таки разобрали, отодвинув стену немного западнее. И тут открывается весьма интересная вещь - сбитый видимо ещё в древности килевидный портал, типичный для узорочья, но нечастый для ярусных нарышкинских храмов. Возможно это та часть которую успели возвести в 1630-40е годы, до того как строительство было заморожено.
8. А наш путь лежит дальше, к Оке.
9. Но не в воспетое есенинское Константиново, а в соседнее Костино.
10. В Костино расположился один из важнейших и ярчайших шедевров Рязанской земли.
11. Это Богоявленская церковь, 1700 года. Удивительное сочетание "пламенеющего узорочья" (см наличники восьмерика), с многочисленными деталями и композицией нарышкинского барокко. Пожалуй наиболее характерный образец "рязанской школы".
12. В советское время - водонапорка, а ныне - активно разрушается. Не смотря на то что уже много лет является памятником федерального значения и всё такое.
13.
14. Происходящая на наших глазах гибель уникального костинского храма, в нескольких метрах от музея Есенина, куда возят иностранцев со всех концов света - самое большое позорище Рязанской области в принципе.
15.
16.
Костино это не только церковь, но ещё и усадьба. При том весьма примечательная.
17. Это усадьба помещиков Никитинских, яркий пример ансамбля в стиле итальянского неоклассицизма, рубежа 19-20 веков.
18. Собственно главный дом.
19.
20. Поросшие лесом колонны. Русская античность как она есть.
21. Фасад на Оку.
22.
А попробуем представить как оно было:
Не домом единым, в усадьбе сохранился ещё достаточно крупный конторский дом, амбар и службы:
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
Наш путь лежит дальше, обратно через Рязань, на юг.
30. Деревня Борки, где на кладбище расположилась Богоявленская церковь 1673 года.
31.
Такое достаточно типичное рязанское узорочье, 17 век. Мы ведь любим 17 век!
32. Как пишут - стоит она на основании 16 столетия, но древних частей нами замечено не было. Кладбище представляет из себя больше какое-то языческое капище, усеянное жертвоприношениями куличами и битыми яйцами, вперемежку со сникерсами и сигаретами. У некоторых могил специальные столики на которых налита рюмка водки. Когда там говорите Русь крестили?
33. Старых надгробий кстати тут меньше всего встречено, не смотря на то что кладбище тут одно из древнейших.
Но наш путь лежит дальше на юг...
34. Истье. Огромная по рязанским меркам усадьба Рюминых, конца 18 столетия. Хороший классицизм, с явным влиянием Палладио. Столичный архитектор, да не кто-то там а сам Василий Петрович Стасов.
35. Правда местная церковь сильно искажена пристройкой в конце 19 века колокольни и трапезной, весьма сомнительных художественных достоинств.
36. архитектура её очень сочная
37. Купол кстати не световой, а декоративный. Крайне необычный приём. Аналогов сейчас навскидку не припоминаю.
38. Как-то так.
39. Сама усадьба тоже подверглась искажениям, в основном в ходе перестройки в обычные жилые дома.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
Но самое главное сокровище впереди...
46. Это похожая на какую-то древнюю этрусскую гробницу, и готовая иллюстрация к какому-нибудь этюду Пиранези - единственная в Восточной Европе доменная печь 18 столетия. Датируется 1710-ми годами и является частью старейшего в Рязанской области, да и наверно во всей центральной России металлургического завода. Удивительна его история - завод основан московскими и рязанскими виноторговцами (!!!). Они в сопровождении прибившегося к ним голландца ехали по Рязанской области в Азов из Петербурга, и им местные крестьяне сказали что мост в деревне Добрый Сот разрушен, наведут через полторы недели. Они начали гулять по окрестностям села Истье, и случайно обнаружили там руду. И подумали - а почему бы не построить завод? Неоднократно завод был посещён Петром I, который даже успел тут побывать молотобойцем. Выплавляли там чугун, изготовляли проволоку, гвозди, швейные иглы. При советах начали клепать двигатели и насосы, а в годы Войны - гранаты и авиабомбы. В послевоенное время производил мотовозы. Ныне - производит путевое оборудование для железных дорог, при этом не имея доступа к самой железной дороге.
47.
48.
49.
50.
51. Как будто бы какие-то письмена
52.
53. Ну а на заглавной фотографии поста - фото изнутри тоже.
54. Старое заводоуправление.
И несколько фотографий живущего и ныне ИМЗ:
55.
56.
57.
58.
Как то так.
А наш путь лежит в самое сердце княжества.
59. Птичка по дороге.
60. Минуем село Разбердеево.
За ним - огромные валы Старой Рязани.
61. Но о ней - разговор будет долгий, и совершенно особый. Как и о всём Рязанском княжестве. Его мы оставим на последний пост, не хочу превышать лимит в сотню фотографий. А тут - пока закончим на единственной целиком сохранившейся деревянной церкви Рязанской области в Спасске:
62. Начало 19 века, хороший деревянный классицизм.
63.
Продолжение следует...
Впереди - путь на Москву, и более подробный рассказ о самой Старой Рязани.