Антисистемы

Oct 06, 2015 10:54

В продолжение разговора о гностиках и манихеях.

Классическое определение системы и антисистемы от Л.Н.Гумилёва:

"1. Человек признает себя частью природы, верхним звеном биоценоза - тогда
он не противопоставляет себя животным, своим меньшим братьям, и, подобно
им, убивает, чтобы поесть, или защитить себя, или отстоять свое право на
воспроизводство детей, а умирая, он отдает свое тело на съедение растениям
и червям.

2. Человек противопоставляет себя природе, в которой он видит сферу
страданий. При этом он обязан включить в отвергаемую им биосферу и свое
собственное тело, от которого необходимо освободить "душу", т.е. сознание.
Пути для этого предлагались разные, но принцип был всегда один - отрицание
мира как источника зла.

Эти два подхода к проблеме биосферы прослеживаются везде, где есть
записанная история. В начале н.э. первая концепция была представлена
христианством, исламом, иудаизмом, индуизмом (веданта), конфуцианством,
даосизмом и языческими системами тюрок, славян и угро-финнов. Вторая
концепция возникла не среди этносов, а на стыках их и распространялась по
зонам этнических контактов. Начало ей положили антиохийские гностики, а
бытовала она в форме манихейства, маздакизма, исмаилизма в Персии,
катаризма во Франции, богумильства в Болгарии и павликианства в Малой Азии.
Логика этой концепции была обаятельна, ибо подменяла туманную интуицию
"знанием", разумеется сокровенным, но люди инстинктивно отвергали соблазн и
вели себя одинаково в Китае и во Франции, в Арабском халифате и в Южной
Сибири. А те народы или общины, которые принимали это увлекательное учение,
быстро теряли его адептов, а заодно и свою славу, культуру и независимость.
Однако мироотрицание вспыхивало в другом месте с новой силой, снова
проповедовало "религию света" и опять оставляло после себя трупы и объятое
тьмой пепелище. Что ж, с их точки зрения, результат был желательным - через
смерть страдания живых существ были прекращены."

Это определение легко адаптируется к политической жизни.
- Гностическая антисистема противопоставляет себя окружающей политической реальности, в которой она видит только зло ("отягощена злом"), и которая, в силу этой причины не подлежит реформированию и должна быть разрушена полностью.
- гностическая антисистема не имеет опоры в каком-то конкретном сословии или классе общества (как можно иметь опору в мире зла?;)). Она опирается на "знание", а не на реальность.
- гностическая антисистема не очень озабочена сохранением собственного "политического тела" (равно как и физических тел её последователей), ибо идея не привязана к оболочке. Террорист-смертник есть индивидуальное воплощение антисистемы.
- гностическая антисистема, это "болезнь" (ересь), как вирус присутствующая всегда, но проявляющаяся в моменты ослабления политического организма. Она присутствует в любой политической идее с момента возникновения, но как и всякая иная болезнь, наиболее опасна в "молодости" и в "старости".

В качестве примеров.
1. Либерализм, как система (Путин и системные либералы) вполне имеет право на существование в какой-то определённый промежуток исторического развития России.
Либеральная гностическая секта, отрицающая само право России на существование, - классический пример антисистемы.

2. Коммунизм, с самого момента своего рождения нес в себе как системное начало, так и антисистемный вирус.
"Весь мир насилья мы разрушим, до основанья, а затем..." можно интерпретировать двояко:
- или мы разрушаем только мир насилья, цепями сковывающий настоящий мир. И тогда угнетённый мир обретает свободу и расцветает.
- или мы разрушаем до основанья весь мир, отягощенный насилием (злом), и уже только после этого, как новые демиурги, создаём совершенно новый "мир света".
Не в этом ли суть борьбы "сталинистов" и "троцкистов"?
Яркий пример торжества "коммунистической" антисистемы - режим красных кхмеров в Камбодже. (и прямо как по Гумилёву: "оставили после себя трупы и объятое тьмой пепелище, чтобы вспыхнуть в другом месте, с новой силой).

3. Ислам, как давно устоявшаяся система.
"Исламизм" - яркий пример антисистемы. ИГИЛ, Аль-Кайеда... на выбор.

4. Патриотизм, как система.
Национализм, в крайних формах язычества, уже несет в себе явные признаки антиситемы. И все действия прибалтийских, украинских, грузинских и "русских" националистов в ущерб интересам собственных государств и народов дают большую пищу для размышлений на эту тему.
(Поведение "ядра" нацистов в Германии 1945-го из той же темы).

марксизм, либералы, Религия, принципы цивилизаций

Previous post Next post
Up