Приложение
Аннотации ч.2 "Механистичность <Запада>, как основа преодоления зла.
Источник зла - звериное начало. Оно неискоренимо. Но ведь в механике такого начала нет! И чем больше человек будет "омеханизмен", тем в большей степени он будет очищен от зла. "Омеханизменность" может быть разнообразной - как социальной, так и антропологической.
Социальная "омеханизменность" - это и есть пресловутый немецкий порядок ("орднунг")." (90,5)
"Поняв, что хаос, любезный сердцу подлинного германца, не даёт победить соседей, немецкие варвары стали сковывать внешними нормами порядка, т.е. омеханизменности, неискоренимый внутренний хаос... Хаос прусской свирепости, помноженный на омеханизменность, доведенную до предела, создал армию полуроботов, над которой справедливо потешались и Наполеон, и Суворов.
Фридрих, именуемый Великим, надрывно "омеханизировал" армию... Бисмарк распространил это же начинание своих предшественников (уравновешивание свирепого хаоса как содержания, предельной омеханизменностью форм) на всю немецко-прусскую жизнь." (90,6)
Следует отметить, что Кургинян признаёт иррациональный хаос имманентно присущим качеством запада, а механистичность - лишь как рациональную реакцию на неистребимо присущую тягу к хаосу. Однако, послушаем и других товарищей:
В 1869 г. в своей, ставшей знаменитой, речи Гельмгольц сказал: "Конечной целью естествознания является отыскание всех движений, лежащих в основе изменений и их двигателей, следовательно, сведение себя к механике".
"От Смита и до Маркса речь идет исключительно о самоанализе экономического мышления одной-единственной культуры, причем на одной-единственной ее ступени. Анализ этот насквозь рационалистичен и потому исходит из материи и ее условий, потребностей и стимулов... Он рассматривает человека в качестве придатка ситуации... Анализ этот считает экономическую жизнь чем-то таким, что может быть без остатка объяснено из видимых причин и действий, что устроено всецело механически и полностью замкнуто в себе самом и что, наконец, находится в некоей каузальной связи со сферами политики и религии, мыслящимися также существующими сами по себе."
"Прототипом первых механических часов можно считать Антикитерский механизм, обнаруженный археологами в начале XX века среди обломков античного торгового судна и датируемый II веком до н.э.
Первые механические часы с анкерным механизмом были изготовлены в Танском Китае в 725 году нашей эры мастерами И Сином и Лян Линцзанем. Из Китая секрет устройства, по-видимому, попал к арабам.
Первые маятниковые часы изобретены в Германии около 1000 года аббатом Гербертом - будущим папой Сильвестром II, но широкого распространения не получили. Первые башенные часы в Западной Европе построены были в 1288 году английскими мастерами в Вестминстере. Примерно в это же время о колесных часах с боем рассказывает Данте Алигьери в своей «Божественной комедии»."
Т.е. элементы механики появлялись в различных культурах, но не оставляли в них заметного следа, и лишь только в западной культуре, в эпоху Высокой готики механика стала бурно развиваться. Тогда ещё и речи не было о необходимости "социальной и антропологической омеханизменности", как основного метода борьбы с внутренне неистребимым злом.
Не следует ли сделать другой, более справедливый вывод - что механистичность картины мира есть одно из внутренне присущих (имманентных) качеств западной цивилизации - качество, во всей своей глубине недоступное пониманию представителями иных цивилизаций.