не так давно я
высказывался по поводу памятной доски Карлу Маннергейму, мол, у исторических фигур надо бы «оглашать весь список». да, в нашей истории много чего случалось, у каждого «случая» есть и неприглядные стороны, и прогрессивные. отрицание отрицания и всё такое. так вот, на памятнике, например, Колчаку, должно быть написано не только про полярного исследователя, но и про его знаменитую контрразведку. на памятнике Ленину должно быть и про основателя СССР, и про русофобию. это я к тому, что если памятники Колчаку ставить, то памятники Ленину сносить ни в коем случае не надо: нарушится... исторический баланс, что ли. но зато лишний раз подтвердится старая ма́ксима о том, что история учит лишь тому, что никто не учится на её уроках. мы хотим быть неучами?
за свой «карьер» я был много где, кое что посмотрел. ещё больше где не был, но сейчас не об этом. так вот, из того, что я видел, этот самый «исторический баланс» представлен лишь во Владивостоке - весомо, грубо, зримо. смотрите:
в центре фото памятник борцам за власть советов на Дальнем востоке. средняя фигура - красноармеец со знаменем и трубой - стоит лицом в сторону выхода из бухты Золотой рог, по легенде он смотрит вслед уходящей эскадре адмирала Старка. остатки Сибирской флотилии, но как-никак 30 вымпелов.
за памятником, перпендикулярно взгляду наблюдателя, проходит улица Светланская. изначально она называлась Американская - по имени колёсного пароходо-корвета «Америка», зашедшего туда в 1860 году, когда ещё и улицы-то толком не было. затем её перименовали в Свтланскую по имени фрегата «Светлана», так же зашедшего туда в 1873 году. на борту находился Великий князь Алексей Александрович, тогда старший офицер (старпом), будущий шеф русского флота. в 1924 году улица Ленинской - понятно почему. в 1992 - снова Светланской. собственно, это противоречит моей «концепции» о том, что объект должен носить своё первоначальное имя, но, на мой взгляд, решение политически правильное. почему - думаю, понятно без объяснения.
перед памятником - площадь Борцов за власть советов на Дальнем востоке. целиком искусственное сооружение, надстроено над склоном сопки советской властью, она же и давала название. моей «концепции» опять не соответствует :-) официально площадь называлась пл. Борцов революции, но я постоянно слышал про пл. борцов за совдепию. таким образом, народное название заслонило чиновничье, и опять политически правильно: всё-таки Совет - народное творчество, а Революция продукт не только народный, но и всяческих подковёрных сил. но это отдельная тема.
но как бы то ни было, топонимы более-менее близки к «оригиналу», более-менее соответствуют моей «концепции». таким образом, во Владивостоке в одном месте сконцентрирована наша история: до Октябрьского переворота и после.
если спуститься с площади на Корабельную набережную и пройти метров 300, то можно увидеть подводную лодку С-56 и сторожевой корабль «Красный вымпел»: (фото кликабельно, в увеличенном виде откроется в новой вкладке либо новом окне, в зависимости от настроек вашего браузера)
С-56 в 1942 году перешла через два океана на Северный флот. надводное водоизмещение всего-то 800 тонн с копейками - такой переход не кот чихнул. участвовала в боевых действиях, потопила 4 вымпела. гвардейская, краснознамённая.
«Красный вымпел», бывшая яхта «Адмирал Завойко». у судна богатая биография, в т.ч. и утверждение «начальника Чукотки» в 1925-26 гг. вообще это нечто символическое: яхту - да на службу народу.
в правом углу фото два здания, плохо видные: за дереьями, с красно-белой остроконечной крышей (красно-белой, Карл!) Николаевские триумфальные ворота, построены в 1891 году по случаю визита в город Наследника Николая Александровича (уже после «ёп-понского горродового»). взорваны комуняками в 1930-м, восстановлены в 2003-м. вид «слева»:
вид «сзади»:
вернёмся на исходное фото: справа виден угол часовни Андрея первозванного:
здесь слева корма С-56. Николаевские ворота здесь не видны, наверно, ещё не восставновлены. а вообще подобрать именно такой ракурс оказалось не так просто: фотографы как будто стесняются соседства часовни и красной звезды. стесняются собственной истории. но вообще часовня - «новодел», до Переворота её не было. но тем не менее она не мешает: св. апостол Андрей считается покровителем рыбаков и моряков.
ну и конечно памятник Ленину! куда же без него:
по легенде, перстом он указует путь в светлое будущее. вообще же направление на восток, т.е. в сторону Японии и далее через океан Америки. это политически неправильно, и я бы памятник чуть повернул, но об этом позже.
я никогда не слышал, чтоб кто-нибудь покушался на снос памятника. и это правильно, ибо Ленин кроме своей русофобии известен ещё и словами:
Владивосток далеко, но ведь это город-то нашенский.
ПСС 45:303
на памятнике этих слов нет, что вопиющее упущение. архиважно написать их большими золотыми буквами на постаменте, но - увы! - никто не чешется.
памятник стоит на Привокзальной площади, примерно в километре от площади Борцов за власть советов. для соблюдения «исторического баланса» на Привокзальной неплохо бы установить памятник Николаю І и так же большими золотыми буквами написать:
Там где поднят русский флаг, он уже опускаться не должен.
Ленина же повернуть так, чтоб он указывал на Николая, а тот бы как-нибудь в пол-оборота головы смотрел бы на него. что-нибудь типа этого:
а на Русском острове поставить памятник Александру ІІІ, и так же большими золотыми буквами написать:
Россия для Русских и по-русски.
кто-нибудь назовёт Александра ІІІ придурком?
завершить свой «Трактатъ» я бы хотел скрином из х/ф «Хождение по мукам»:
упс, красные под образами. без лампадки, правда, но какая разница?
вот звёзды на фуражках яснее:
когда первая оторопь проходит, вспоминается Шульгин, «Три столицы»:
В своей книге «1920 год» я писал: «Белое движение было начато почти что святыми, а кончили его почти что разбойники». Утверждение это исторгнуто жестокой душевной болью, но оно брошено на алтарь богини Правды. Мне кажется, что эта же богиня требует от меня, чтобы и о красных я высказал суровое суждение, не останавливаясь перед его болезненностью. И вот он - мой суровый приговор: красные, начав почти что разбойниками, с некоторого времени стремятся к святости.красные в красном углу, ага. а правый вообще только что сошёл с полотна Васи Ложкина :-)
если серьёзно, то я сейчас не помню, о чём писал Толстой - не граф, а красный граф. пока буду считать, что это такой тролинг режиссёра. хотя так и есть, независимо от того, что там написано: на дворе всё-таки 1977-й год, «кокетничая с боженькой» можно и загреметь под фанфары.
я не стал давать ссылки на исторические факты: пост сей не исторический, а историософский. факты при желании находятся легко и быстро. скрины с фильма 10-я серия, 1 час 2′.