В
http://wiradhe.livejournal.com/10343.html были перечислены три-четыре уязвления, сделанных Кутузовым в разное время императору Александру (1801/1802, 24.08.1812 и два - или, если угодно. одно с продолжением, - весной 1812, по делу о мире с Турцией). Продолжаю здесь сводку этих примеров.
5) Осеннее столкновение 1812 г. по делу о Голицыне. Тут лучше просто полностью процитировать пассаж из Тарле («Нашествие Наполеона на Россию», гл.X,2):
"Недоброжелательство и недоверие Александра к Кутузову, антипатия и неуважение Кутузова к Александру были, по-видимому, так велики, что и тот и другой совсем перестали сдерживаться и соблюдать меру.
Начинается отступление великой армии, уже произошли битвы под Тарутином, под Малоярославцем, наступает критический поворот в страшной войне, а Кутузов и царь все-таки находят время делать друг другу неприятности. Главнокомандующий пишет царю «рапорт»: «Генерал от кавалерии барон Беннигсен представляет за отличие в продолжение кампании настоящей и за сражения 24 и 26 августа флигель-адъютанта вашего императорского величества полковника князя Голицына к возвышению в генерал-адъютанты. Оное представление подношу вашему величеству _без присовокупления моего мнения_. Фельдмаршал князь Кутузов, 26 октября 1812 г.» [_..._ - выделено курсивом у Тарле].
Кутузов знал, конечно, что этого назначения Голицына хочет сам Александр, и Александр знал, что Кутузов это знает и не может не знать и что Кутузов именно потому и пишет свою оскорбительную бумагу. И царь отвечает ему: «Я предоставляю себе выбирать своих генерал-адъютантов». Но царь... просит сообщить это Беннигсену, чтобы вышло, будто это выговор Беннигсену.
Такими вот колкостями Александр и Кутузов обменивались в течение всей войны".