Некоторые из вас, возможно, обратили внимание, что подзаголовок моего жж - Beleške jedne Ane. А некоторые из тех, кто обратили внимание, возможно, поинтересовались, что это значит. Значит это "Записки одной Ани" - так называется роман
Момо Капора, писателя, про которого можно сказать, что он моя первая любовь в сербской литературе.
Когда-то давно, когда я только начинала учить сербский, я прочитала отрывок из его романа в своем вузовском учебнике, и влюбилась с перого взгляда слова. Чуть ближе во времени, около пяти лет назад, я первый раз приехала в Белград. Летела сербской авиакомпанией JAT (о том, чтобы предпочесть "Аэрофлот", не могло быть и речи), и, взяв в руки фирменный журнал и просмотрев оглавление, увидела... колонку Момо Капора "Путеводитель по менталитету". Так благодаря ему мое знакомство с Сербией началось еще в воздухе над Москвой.
Стоит ли говорить, что, оказавшись в Белграде, я купила книгу Капора. Эта самая первая книга, "111 рассказов", до сих пор со мной (и это при том, что за последний год с небольшим я переезжала четыре раза). В студенческие дни она помогала мне осваивать сербский играючи, а около года назад я взялась ее переводить и многие тексты открыла для себя заново. С тех давних пор "первого знакомства" я читала и других сербских писателей, и немало, но среди них, да и вообще, среди писателей всех стран, я думаю, очень немного таких, что, как Капор, умеют заставить вас почувствовать раскаленный камень и пыль дорог герцеговинского края, сонную прохладу Савы, неповторимый дух белградских улиц.
С каждым новым приездом в Белград я открывала спрятанные в его закоулках места из книг Капора. Самое последнее - кафе "Шанс" из рассказа "Госпожа Бовари с Таша" - только после переезда сюда, неполных два месяца назад.
Если бы кто-нибудь спросил меня о моих мечтах, среди довольно объемистого списка точно оказался бы пункт: "Познакомиться с Капором!" Если бы кто-нибудь разбудил меня среди ночи, чтобы повторить эксперимент, я уверена, результат получился бы точно таким же.
Но поскольку моя жизнь на Балканах, вы помните - она же про сплошные чудеса и счастливые случайности - я познакомилась с Капором. Вчера. Несколько дней назад я практически мимоходом узнала о вручении наград имени Радое Домановича и о том, что одним из лауреатов стал мой любимый писатель.
Капор входит в зал за несколько минут до начала церемонии. Строгий костюм с щеголеватой ноткой, идеальная прическа и очки в золотой оправе резко выделяют его из массы стариков в заношенной одежде, которыми богата всякая церемония подобного рода. Вообще, перед этим человеком, одетым с иголочки, чувствуешь себя неловко за то, что у тебя дырка на правом носке и тебе об этом прекрасно известно (когда я пишу "у тебя", я, конечно, имею в виду "у меня"). Когда приходит его время произнести речь, он поднимается тяжело, говорит с трудом и извиняется за свой простуженный голос. Но всего через пару минут в веселом запале он уже задирает ногу, чтобы показать, какие высокие носки у сегодняшних политиков - не как у социалистов, у которых всегда был виден кусочек кожи между носком и штаниной. У него в глазах играют озорные искорки, и в эти минуты мне легко представить его сараевским малчишкой из рассказов о Бель Ами. Публика хохочет, фотографы щелкают затворами, члены жюри аплодируют.
Позже я подошла к нему и представилась (комбинация "иностранка + переводчик + маленькая страна Сербия" часто оказываеется удачной). В ответ на мои слова о том, что я давно хотела с ним познакомиться, Момчило спрашивает с улыбкой: "Что же не познакомились?"
Потом протягивает руки к моей голове, и, пока я пребываю в полнейшей растерянности, поворачивает меня в профиль и... начинает рисовать.
Вот такой серьезной он меня увидел :) Можете считать меня ненормальной, но я уже присматриваю рамку для этого рисунка.