Не первый год задаю подворачивающимся мне под руку студентам (русским) составлять речевые портреты кого угодно. Поскольку они не филологи, они не умеют ни правильно записывать речь, ни тем более её анализировать. Тем не менее, смысл в этом задании есть.
1. «Я решила сделать речевой портрет своего преподавателя по высшей математике, потому что я считаю его интересным объектом для изучения русского языка и коммуникативного поведения отдельной личности.
[Сведения об информанте: ФИО, возраст, образование и др.].
NN считает, что любой уважающий себя человек должен знать и понимать математику, так как это «царица наук». А те, кто не понимает его предмет (заучивает), - это просто посредственные люди, которые будут вынуждены вести жалкое существование всю свою сознательную жизнь. Хочется добавить, что вышесказанная характеристика - это не жалоба на тиранию преподавателя, это характеристика человека, благодаря которой будет проще воспринимать его речь.
NN часто произносит фразы с содержанием таких слов, как «Горе тому…» (например: «Горе тому, кто не раскроет такую неопределённость», или «Горе тому, кто не знает определения предела на эпсилон и дельта языке», или «Горе тому, кто не помнит тригонометрических формул», «Горе тому, кто не усвоил свойство инвариативности интеграла»).
NN имеет чётко выраженную гражданскую позицию, поэтому в момент диалога с каким-нибудь студентом на лекции он часто восклицает: «Кто верит на слово, тот ходит в церковь и голосует за Путина!», а также «Прохорову нужны дебилы!», «Прохоров - образцовый паразит, и Медведев ничем не лучше». Нетрудно догадаться, что нынешнюю политическую элиту NN воспринимает, мягко говоря, не очень дружелюбно. А вот советскую власть одобряет: «А вот при советской власти все знали формулу бинома».
Также в речи преподавателя заметную роль играет непрямая коммуникация при разговоре с самим собой: «Куда вот ткнёте пальцем? Сюда вот ткнёте пальцем!»; «Вот вы подумали? Ну подумайте!»; «Имеем право? Имеем право!».
Также понятно, какое мировоззрение имеет NN, потому что он как-то сказал на лекции, обращаясь к аудитории: «Я атеист, но чёрт возьми!» Трудно не заметить, что в моменты особой ярости NN восклицает: «Я вижу разговоры, чёрт возьми!», «Чёрт возьми! Вы будете смотреть на доску или нет?», «Я удивляюсь, как быстро всё летит к чёртовой матери», «Какого чёрта!» Упоминание чёрта всуе - ещё одна отличительная черта речи преподавателя.
NN часто употребляет в своей речевой практике обращение на «вы», но это вежливое обращение вовсе не говорит об уважительном отношении к студенту, оно носит скорее язвительный, а порой даже уничижительный оттенок: «Вы примитивный человек, если вам не интересна аналитическая геометрия», «вы не студенты, вы просто изображаете из себя студентов», «Значит, вы глупая»», «Да вы просто формалист и зубрила!», «Вы похожи на простака из сказки братьев Гримм».
Особое место в речи NN занимают слова пересдача («Буду рад вас видеть на пересдаче», «Учи, пересдавай») и школа («В какой школе вы учились, в балетной?», «Как не было математической индукции? У вас недоразвитая школа!», «Вы прекрасно знаете это из школьной программы, если, конечно, учились не в сельской школе»).
Многие студенты перестают ходить на лекции по высшей математике, потому что боятся услышать такие страшные слова в свой адрес (произнесённые с особой непередаваемой на бумаге интонацией), как: «Вот вы… Да, да, именно вы!», «А вон тот молодой человек напомнит нам определение производной?», «Я чувствую, что вы сейчас импровизируете».
Встречаясь с преподавателем только на территории места учёбы, естественно, я не могу уловить многих других его интересных речевых конструкций, так как тематика встреч сугубо деловая, поэтому припомню несколько коронных фраз, произнесённых на лекциях: «Девушка, не знающая теорему Вейерштрасса, не может быть интересна молодым людям», «Вторая теорема Вейерштрасса - вы не пожалеете», «Вы хотите опровергнуть теорему Лагранжа?», «Не умеет брать производную… для жизни не годен», «Сила воли - это производная от разума», «Ваш блок памяти неисправен», «Изгоним отсюда х1», «Когда мы встретимся на коллоквиуме, настанет момент истины», «Это очевидно», «Без пределов можно жить, но примитивной жизнью».
Как бы страшно ни звучали слова NN, на самом деле он просто хочет, чтобы мы пристрастились к науке, которой он посвятил жизнь. Это довольно благородно, если закрыть глаза на некоторые речевые методы воздействия».
К этому ещё прилагался собственно сырой материал, попавший в разбор лишь частично:
Вот на экзамене как установить момент истины? Экзаменатор просит написать ответ на листке, и тогда уже никуда не денешься.
И так и говорят, и так и пишут.
Найдётся ли в этой аудитории хоть один человек, который этот предел не может найти?
Вот вы, молодой человек. Какие у вас знания? Вы, собственно говоря, готовились, лекции слушали.
…или вы употребляете этот термин, не вкладывая в него содержания? Не надо употреблять термины, смысл которых вы не можете объяснить. Не надо.
Вот при советской власти все знали формулу бинома.
Горе тому, кто не знает тригонометрических формул! Нет места им в Московском университете, по крайней мере на данном факультете! Впрочем, вас и на филологический факультет не примут, если вы не знаете этих простейших формул.
Если вы внимательно слушали меня, то помните, что вам очень скоро предстоит прийти на коллоквиум и предстать перед лицом доброжелательного, но вместе с тем строгого экзаменатора, который халтуру не любит.
Всё ясно и не сложно, совсем не сложно. А кому это будет сложно? Тому, кто совсем не занимается.
Зачем он сюда пришёл? Может, ему лучше пойти на работу, где требуются артистические качества? Ну ладно.
Без пределов можно жить, но примитивной жизнью.
Молодой человек, с чего это вдруг? Уходите назад! Что это, в самом деле? Я разрешал выходить? Не разрешал. Что это за самодеятельность? Я, видите ли, вошёл, видите ли, вышел… Ну так вот.
Авторы некоторых учебников говорят, что и это точка разрыва, но это не логично, потому что не согласуется с нашими представлениями о графике функции.
Вы должны графики простейших элементарных функций хорошо представлять себе. Если вас этому в школе не научили или вы не хотели научиться - повторите. Без этого никуда.
Никакой памяти не хватит. Да к тому же запоминание носит абсолютно формальный характер без понимания сути вещи.
Прошу прощения. Я увлёкся.
Всё понятно, спрашиваю? Всё понятно?
Кто верит на слово, тот ходит в церковь и голосует за Путина.
Я выберу представителя, чтобы задать вопрос. Ну что, все морально подготовились?
От вас требуется вникнуть в то, что там велось перед этим. Не так это и трудно. То есть если человек просто запоминает и потом воспроизводит то, что запомнил, но не понимает, то это нас не устраивает. Это бессмыслица. Пустое дело. Если уж хочешь понимать, то вникай.
Горе тому, кто график функции в голове себе представить не может. Это совсем не разумный человек. Термин Homo sapiens к нему, пожалуй, применить нельзя.
Девушка, не знающая теоремы Вейерштрасса, не может быть интересна молодому человеку.
Так что если меня кто-то убеждает, что предел синуса икс стремится к бесконечности, то мне совершенно ясно, кто передо мной: человек, который ни во что не вникает; и бесполезно с ним разговаривать.
И что говорит ему экзаменатор: «Иди учись! И только когда научишься, будешь достоин идти спать».
Когда мы встретимся с вами на коллоквиуме, настанет момент истины.
Вы похожи на простака из сказки братьев Гримм.
Сила воли - это производная разума.
Я заберу у этого пятиминутного перерыва всего пять минут.
Прохоров - образцовый паразит, и Медведев ничем не лучше.
Что вы опять роетесь в своих тетрадях? Соображать нужно!
Когда я был на первом курсе, то всегда сидел на последнем ряду, но с каждым курсом спускался всё ниже и ниже. К пятому курсу я был уже на первом ряду. Так что закажите себе очки. Ничего постыдного в этом нет.
Вообще говоря, ещё в прошлом году с этой темой ни у одного студента проблем не возникало. Это что же с вами случилось по сравнению с теми, кто кончил годом раньше? Это полный триумф. Негодяи! Во главе с министром Ливановым и его покровителем Медведевым. Ну, Ливанов уж точно вредитель, а Медведев просто дурак. Вызывает впечатление легкомысленного человека, который только любит красоваться, ничего толком не предпринимая.
А был у вас в школе метод математической индукции? Как это не было? Вы что, хотите сказать… клевещете на свою школу, что у вас была такого низкого уровня школа? Ну, это уже, знаете, так нельзя. Учителя ведь обидятся. Может, вы учились в школе для отстающих?
Я больше всего опасаюсь встречи со студентом, который пытается не думая запомнить, потому что я твердо знаю, что такой студент не усвоит ничего.
2. «Информант: мой папа, Ш*** В.И., 59 лет. Родился в городе П***, закончил филологический факультет П***ского государственного педагогического института, после окончания которого некоторое время работал по распределению в посёлке Ч*** при колонии строгого режима на севере П***cкой области. Затем учился в аспирантуре Ленинградского педагогического института имени Герцена. В настоящее время доцент кафедры русской и зарубежной литературы П***ского государственного педагогического университета, к.ф.н.
Его отец Ш*** И.Ф. родился в П***ской губернии, работал на заводе, его мать Черепахина Галина Ивановна также родилась недалеко от П*** в деревне Черепахи, работала учителем начальных классов.
Речь моего папы очень богата, он использует самые разнообразные лексические единицы, умело применяя их как в бытовой речи, так и на лекциях. Мой информант ведёт лекции на филологическом факультете П***ского педагогического университета. Зачастую его цитаты передаются из поколения в поколение:
Маразм в моём возрасте только украшает мужчину!
Я уже в таком возрасте, когда голосуют за коммунистов.
Ну, Белинский был так себе критик, оно и понятно - он же не слушал мой курс…
Часто он позволяет себе некоторые вольности. Например:
Почему Онегин не связал себя с народом? Что, ему нужно было организовать колхоз имени декабриста Пестеля?
Русским за границей делать нечего - там нет солёных огурцов.
У Пушкина физиономия какая-то эфиопская…
Грандисон Грандисоном, а замуж выходить надо. Жених - это вещь деликатная. (О Татьяне Лариной).
Папа любит цитировать стихи; например, когда во время последнего звонка пошёл снег с дождём, он немедленно вспомнил строки из пушкинской поэмы «Граф Нулин»:
Погода становилась хуже:
Казалось, снег идти хотел.
Вдруг колокольчик зазвенел…
Также он любит повторять:
Я каждым утром пробуждён
Для сладкой неги и свободы…
Или:
Уж полдень мой настал…
Среди любимых фраз моего информанта можно отметить: Божественно, Это что-то, Это песня!, Жизнь налаживается!, Роскошь!.. Из выражений с отрицательной коннотацией можно отметить: дофездюпендился (довыделывался), профурсетка (студентка-двоечница), гламурятина, День жестянщика (о гололёде). Также он часто использует выражение рамолик времён очаковских (в тех случаях, когда что-то едет медленно, например, лифт или общественный транспорт). Любит папа использовать и другие гиперболы. Например, За это время можно было постричь целое стадо овец!.. (когда информант ждал мою маму из парикмахерской).
Интересно, что папа почти не использует англицизмы и американизмы, не прибегает к молодёжному сленгу и компьютерной лексике. Многие его коллеги (даже те, что старше его) любят слово файл (в контекстах типа: У студентов информация откладывается в разных файлах и нет единой картины мира). Для информанта такие метафоры неприемлемы.
То, что папа хорошо владеет всеми стилями речи, хорошо видно по его стихам. Несколько лет назад он написал оду «На смерть малиновки» после того, как наш кот поймал на даче птицу:
Ужель Малиновка отпрыгала свой век,
Что по утрам в саду изрядно распевала?
Хоть не была пичужка человек,
Однако ж и она о счастии вздыхала,
Что будет и у ней гнездо и кров,
И голосистый внук хвалебну песню сложит,
Но мир природы к юности суров,
И тело бренное её котяра гложет.
Ты на крыльцо с утра с надеждою слетела
Отбросы поклевать и хлеба съесть кусок,
Но смерть мохнатая всей тушею насела,
И смолк навеки дивный голосок.
Почто, почто слеза моя катится?
Почто мне жаль Малиновку мою?
Ведь может птаха в псину обратиться,
И Кот в зубах ея обрящет смерть свою.
Нельзя не заметить, что данное стихотворение - подражание одам XVIII века. Информант использует лексические единицы, свойственные тому времени: ужель, изрядно распевала, хвалебна песнь, обрящет и проч. Присутствуют здесь и реминисценции из других произведений: отпрыгала свой век (Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век? - «Горе от ума» А.С. Грибоедова), почто, почто слеза моя катится? (Пошто, мой друг, пошто слеза из глаз катится?.. - А.Н. Радищев). В то же время папа намеренно использует разговорные слова (котяра, насела), что создаёт комический эффект. (...)».