Китай. Часть 7. Тяньаньмэнь и Цзыцзиньчен

Oct 27, 2011 23:10

В этот день нам предстояла экскурсия в район площади Тяньаньмэнь и Запретного Города Пекина.
По площади катаются полицейские на таких вот китайских сегвеях. Именно так выглядит китайский сегвей, а не так, как считают в этих ваших интернетах. Зрелище это, видимо, непривычно для простого китайца, потому что фотографировали на мобильники этих стражей порядка многие.




Еще раз напомню, что если вы хотите узнать больше о достопримечательностях Пекина, вам стоит посетить этот сайт: http://www.beijingtour.narod.ru/ . Я никак не связан с его владельцем, но это наиболее полный и точный источник из всех, что мне попадались.


А начался день с завтрака. В одной из прошлых заметок я обещал его показать, и теперь выполняю обещание.




Обычно я не останавливаюсь в пятизвездочных гостиницах, предпочитая более бюджетные варианты. Однако, в них мне бывать приходилось. Но завтрак в этом пекинском отеле стал наилучшим из всех гостиничных завтраков, что мне доводилось пробовать.




Как обычно, предлагалось обслужить себя самому. Набрать нравящихся яств и отнести их за любой столик. Но выбор этих самых яств был вне конкуренции. Овощи и фрукты, разнообразные колбасы, даже суши.




Вежливый персонал и вкусная еда на любой вкус - чего еще хотеть? Завтрак удался на славу.




Первым делом после завтрака мы поехали гулять на пешеходную улицу Цяньмень Дацзе. Это как бы историческая улица с огромным количеством кафешек и сувенирных магазинов. По улице ходит бутафорский трамвай: челночит по единственному пути без разворота, на аккумуляторах, с рогами, подключенными к воздуху. Раньше в Пекине была трамвайная система, а нынче она ликвидирована, лишь недавно для туристов соорудили этого кадавра. Кстати, подробно о наземном транспорте Пекина можно почитать здесь.




Историческая эта улица тоже только для туристов. Все дома на ней - новострой из бетона. Вычурный китайский орнамент на фасадах - лишь внешняя отделка. Кое-где она даже не завершена, и здания являют свою истинную суть бетонных коробок.




Очень подробно про эту улицу написано в этом восторженном отзыве. А мы надолго там не задержались, выйдя к площади Тяньаньмэнь.
Мы подошли к площади со стороны стоящего на ее краю мавзолея Мао Цзэдуна (мавзолей таков, что в сравнении с ним мавзолей Ленина кажется совсем крохотным и жалким). Туда стояла очередь, хоть и не такая большая, чем очередь для входа на площадь. Чтобы попасть на Тяньаньмэнь днем нужно пройти через обыск с рентгеном и металлоискателем в подземном переходе. Как нам объяснили, нам очень повезло с холодной погодой, в связи с ней, гуляющих китайцев было мало, а то в очереди пришлось бы стоять целый час.




В очереди китайцы стоят не дисциплинированно: гудят и толкаются. У одной девушки украли кошелек из сумки. Правда, ей удалось поймать вора, отобрать кошелек и дать ему по морде, но ему все-таки удалось убежать.




Площадь Тяньаньмэнь является самой большой в мире. Ее площадь - 0,44 квадратного километра. Правда, почти половину занимает мавзолей Мао, окруженный живой изгородью и забором.




Еще около 1/10 от того, что осталось, занимает памятник народным героям, на котором расположены панно, изображающие 8 стадий борьбы китайского народа.




Но места на площади все равно много. Ну так и китайцев много. Еще из достопримечательностей там есть главный в стране флагшток с флагом и телеэкран (как утверждалось на сопроводительной табличке - самый большой в Азии).







Наконец, мы покинули Тяньаньмэнь, и, протолкавшись через плотные ряды китайцев, смогли пробраться в Запретный Город. Контраст с пустынной улицей накануне вечером был поразительным. Кстати, многие туристы думают, что раз над воротами висит портрет Мао, то там его мавзолей. Хотя, на самом деле портрет там потому, что именно с этих ворот Мао в 1949 объявил об основании КНР.




Запретный город официально называется "дворец Гугун". В переводе с китайского - "бывший дворец". Ну а старое его название - Цзыцзиньчен, или "Пурпурный запретный город". Если стены московского кремля прежде были белыми и покраснели только из-за отсутствия должного ухода, то стены Гугуна были задуманы красными изначально.




Последовательность прохода в Гугун со стороны Тяньаньмэнь следующая: сперва нужно пересечь один из 5 мостов через внешний канал, соответствующих 5 конфуцианским ценностям, затем пройти через ворота Тяньаньмэнь с портретом Мао, отбиваясь от торговцев и просто жуликов, так вы окажетесь в широком закрытом проходе, по которому требуется идти к воротам Дуньмен, где расположены кассы. После этих ворот - еще один переход по открытому пространству, с обеих сторон от которого находятся казармы с баскетбольными площадками, и вы окажетесь у Полуденных ворот (Вумэнь), запретный город начнется только за ними.




Дворец этот не такой уж древний: он был построен лишь в 15 веке, когда в Пекин была перенесена столица Китая. Однако это самый большой дворец в мире, его площадь 720 тысяч квадратных метров, и он состоит из 9999 комнат (согласно легенде), или только 8707, если верить некоторым учебникам. Говорят, в его строительстве принимали участие миллион рабочих и сто тысяч художников и инженеров. Поэтому там есть много чего интересного. Например, уникальная система отопления, состоящая из сети труб под полом жилых помещений, по которым гоняли горячий дым, исключая чад и любую возможность пожара. К сожалению, информации о дворце не много, и она, в основном, на китайском.




Большинство мелочей очевидны каждому китайцу, поэтому не достойны упоминания. Например, двери, украшенные золотыми гвоздями. На каждой створке их обязательно 81, потому что 9 - счастливая цифра. А еще лучше - 4 девятки (в данном случае 9*9+9*9). И вообще, нечетные числа - символ мужского начала, и в императорском дворце их довольно много. Над каждым строением находится какой-нибудь глубокомысленный девиз-название.




После Полуденных врат расположена еще одна площадь. Ее пересекает ручей, переходя который ты, как бы, очищаешься. Через ручей опять ведут 5 мостов. Согласно учению Конфуция, они соответствуют следующим добродетелям: человеколюбие, чувство долга, благопристойность, разумность и правдивость. Каждому сословию, из удостаивавшихся аудиенции императора был положен особый мост. Сейчас туристы могут ходить по любому.




Далее расположены еще одни ворота: ворота высшего согласия. Согласно первоначальному замыслу, находящийся в низ зал должен был стать местом приема посетителей, последним рубежом, куда они допускались. Но наш путь лежит еще дальше. Кстати, вдоль стен внутренней площади можно заметить огромные бронзовые чаши. В них должна была находиться вода на случай пожара.




Вход в ворота охраняют традиционные китайские львы. Вернее, лев и львица. Выглядят они обычно совершенно одинаково, но отличаются атрибутами: лев играет с жемчужиной, а львица с львенком.




За воротами находится центральная и главная постройка дворца: Зал Высшей Гармонии. Согласно некоторым источникам, это самая большая деревянная постройка на земле. Согласно другим источникам, самой большой деревянной постройкой является храм Тодай-дзи в Наре, в Японии, и о нем я расскажу в одной из последующих записей. Обе постройки довольно большие, какая из них крупнее в действительности, я сказать затрудняюсь. Во времена династий Мин и Цин в Пекине было запрещено строить здания выше этого зала, чтобы не подвергать сомнению императорский авторитет. Так что, цветом стен параллели с московским кремлем не исчерпываются. Есть в Пекине и своя "колокольня Ивана Великого". И даже площадь перед ней также покрыта брусчаткой.




Чтобы лучше показать это место, я снял панораму. К сожалению, снимать пришлось на бегу, да и освещение было на редкость плохим, поэтому получилось не очень. Тем не менее, общее впечатление о сооружении получить можно. Попробуйте потаскать мышкой изображение ниже!



Перед входом в зал находятся несколько символов, так или иначе связанных с властью императора: журавль, императорские солнечные часы и несколько драконов.




Украшать жилище драконами имел право только император, простых чиновников за такую дерзость могли казнить. Этому дракону не повезло, туристы часто путают его с черепахой.




Внутрь зала не пускают, туда можно лишь заглянуть. Смотреть внутри особо не на что: большой зал (богато украшенный, но в полумраке этого почти не видно), и в центре трон. Тем не менее, от китайцев, желающих полюбоваться на это зрелище, отбоя нет.




За Залом Высшей Гармонии, на том же возвышении, находится небольшой Зал Срединной Гармонии. Возвышение там несколько сужается, образуя спуск к двум площадям по сторонам.




Зал Срединной Гармонии использовался для отдыха императора и подготовки к большим церемониям.




Последняя постройка на этом возвышении - Зал Сохранения Гармонии. Он похож на Зал Высшей Гармонии, но чуть поменьше. Даже трон там стоит такой же, но немного уменьшенный. И использовался он примерно также: если в первом зале проходили особо важные церемонии, вроде свадьбы, то во втором - важные чуть менее, например, сдача императором экзаменов.

За Залом Сохранения Гармонии находится стена, пройдя через ворота в которой можно оказаться на еще одной площади.




За площадью находятся еще одни ворота, ворота Небесной Чистоты, ведущие к огороженному внутренней стеной Дворцу Небесной Чистоты.




Дворец построен по знакомой уже схеме: 3 помещения на возвышении, 2 побольше по краям (Зал Небесной Чистоты и Зал Земного Спокойствия), и одно поменьше между ними (Зал Единения и Мира)




Толпа китайцев оказалась там не так густа, и мне удалось снять его внутреннее убранство.




Еще зал примечателен тем, что там хранятся первые в Китае механические часы. На фото ниже они слева.




За Дворцом Небесной Чистоты находятся очередные ворота (Ворота Земного Спокойствия), ведущие, пожалуй, в самую интересную часть Запретного Города - в императорский сад.




Сад занимает довольно небольшую часть города, и он наполнен красивыми камнями (невозможно представить китайский сад без красивых камней), старыми деревьями с узловатыми ветвями и уютными беседками.




Все деревья на строгом учете. На совсем старых деревьях висят красные таблички, на деревьях помоложе - зеленые.










И, конечно, в саду полно табличек для туристов. Таблички пишутся на китайском английском языке. Это такой особый язык, доставляющий массу позитивных эмоций. На фото ниже - моя любимая табличка. Прочитав ее, я восхитился красоте китайского слога: "единственное проявление беспечности ведет к вечной утрате красоты"! Я решил, что табличка предостерегает от карабканья на скалу: полезешь без страховки, упадешь, морду разобьешь, будешь некрасивый. Но гид меня поправил. На русский язык китайское содержание таблички переводится как "не сорить".




Продолжая двигаться сквозь Запретный Город, мы покинули сад через ворота Шуньженьмен, за которыми практически сразу находятся Ворота Божественной Доблести - выход из Запретного Города.




Обратите внимание, что у этих ворот имеется пандус. Традиционно ворота в Китае снабжаются высоким порогом, чтобы злые духи не набежали и сквозняком не дуло. Ворота Небесной Доблести - исключение. Порог у них был убран по повелению императора, который любил кататься на велосипеде, часто выезжал в город, и не хотел лишний раз спешиваться.




Вид на ворота, и окружающий Запретный Город внешний ров с замерзшей водой.




За Запретным Городом, прямо через дорогу, находится парк Цзиншань, в центре которого расположена одноименная гора. Говорят, с нее открывается отличный вид, но мы туда не пошли.




Следующей точкой у нас на пути стал храм Неба - единственный круглый храм Пекина.

Другие путешествия: http://wilduser.livejournal.com/37840.html

посетил, Китай

Previous post Next post
Up