Лувр, являющийся одним из крупнейших музеев мира, содержит лишь произведения искусства, созданные до 1848 года. Для того, чтобы увидеть более современные, нужно идти в другие музеи. Для этого я запланировал целый день, и первым посещенным музеем сравнительно современного искусства стал вокзал Орсэ.
Музей Орсэ
Вокзал Орсэ был построен в 1900 году, и стал первым в мире электрифицированным вокзалом. Однако, к 1939 выяснилось, что вокзал в этой местности практически не нужен, пассажиропоток маленький, и поезда ходят редко. К 1971 году было решено разрушить вокзал. Однако, благодаря тогдашнему президенту Франции Жоржу Помпиду, вокзал все же не снесли, а превратили в музей. Музей был открыт в 1986 году, и вместил в себя экспозицию произведений искусства, созданных с 1848 по 1914 годы.
Проснувшись рано утром, я пешком отправился к музею. Моя гостиница, как и большинство недорогих туристических гостиниц, располагалась неподалеку от оперы Гарнье. Я быстро дошел туда, затем до Лувра, пересек Сену по мосту и оказался у музея. В вестибюле со стеклянными стенами было еще свободно, туристические группы не успели наводнить музей, и очередь в кассу была короткой. Я купил билет, получив на сдачу юбилейный двухъевровик "Председательство Франции в Евросоюзе", и прошел в основную галерею.
В основной галерее находится множество скульптур, скамейки для отдыха, а налево и направо расположены проходы в небольшие тематические комнатки. Основная экспозиция в них - фотографии 19 века по правой стороне, и живопись по левой. По лестницам можно подняться на боковые галереи. Присмотритесь к фотографии ниже, с первого взгляда кажется, будто центральная галерея и боковые расположены на одном уровне.
Хотя при обзоре сверху и видно, что в музее мало осталось от вокзала, из основной галереи кажется, будто никаких перестроек и не было. Часы в торце стены, где расположен вход, довершают впечатление.
Последовательно обходя комнаты справа и слева, я добрался до конца галереи. Вход в одну из комнат слева был закрыт, там шла то ли реставрация, то ли просто чистка какой-то картины.
Убедившись, что я ничего не пропустил, я направился к торцевым лестницам наверх.
В полутемном помещении при входе на лестницу меня поджидал сюрприз: макет в разрезе того самого здания оперы, мимо которого я проходил утром.
Этажом выше имеется еще одна галерея. Она расположена со стороны реки, и через ее стеклянную стену видно Сену.
В этой галерее вывешено много картин импрессионистов: Сезан, Моне, ван Гог...
Я долго разглядывал одну из картин ван Гога. Сейчас несложно раздобыть альбомы с качественными репродукциями картин известных художников. И часто они в достаточной степени передают впечатления от оригинальных картин. Но не в случае картин импрессионистов. Объемные разноцветные мазки оригинальной картины воспринимаются совершенно не так, как плоская фотография. Определенно, на это стоит посмотреть. Стараясь запечатлеть этот объем, я сделал фотографию картины чуть сбоку и под углом.
Жаль, что планы на день у меня были большие, и я мог себе позволить лишь бегло осмотреть этот музей.
Оранжерея
От Орсэ до Оранжереи совсем недалеко. Через Сену к Лувру, затем пересечь сад Тюильри, и небольшое здание слева - то, что нам нужно.
Оранжерею называют также музеем импрессионистов, или музеем Моне. Музеем она, как и вокзал, стала сравнительно недавно. Моне - самый известный в мире (и, в частности, в Америке) французский художник (подробнее я напишу про него, когда буду рассказывать о своей поездке в его имение в Живерни). Множество своих картин он завещал франции с условием, что они будут выставлены в постоянной экспозиции. Учитывая его популярность, правительство с радостью согласилось, и предложило разместить картины Моне в музее Родена. Моне это очень не понравилось, и он сказал, раз так, то подарок отменяется. После некоторых раздумий вспомнили о ветхой оранжерее, и предложили создать музей там. Этот вариант устроил Моне, и он даже создал серию картин специально для этого помещения.
Почти все выставочные площади Оранжереи находятся под землей. Основную экспозицию представляют овальные залы, в которых по кругу расположены полотна с любимыми кувшинками Моне.
Я был там в разгаре лета, и на поверхности стоял удушающий зной. Однако, внутри было прохладно и свежо, будто на берегу пруда. К сожалению, полноценно насладиться созерцанием кувшинок сложно. Вокруг них стаями скачут туристы, фотографируя друг друга на их фоне.
Кроме картин Моне, в боковых галереях Оранжереи можно увидеть полотна Ренуара, Пикассо, Матисса и других художников. Публика интересуется ими куда меньше.
Оранжерея совсем невелика, ее удалось осмотреть довольно быстро. И я продолжил свое искусствоведческое путешествие во времени дальше в будущее. Впереди у меня было посещение центра современного искусства Жоржа Помпиду.
Бобур
Музей современного искусства также был построен по инициативе Жоржа Помпиду в 1977 году. Музей этот довольно необычен.
Начнем с внешнего вида. Согласно оригинальной концепции музея, его коммуникации находятся не внутри стен, а снаружи. Поэтому здание опутано разноцветными трубами (каждый цвет определяет некий вид содержимого: вода, электрические провода и даже люди). Надо сказать, что конструкция оказалась крайне непрактичной, ее постоянно приходится ремонтировать.
Концепция музея тоже интересна. Это не просто выставка, это живое собрание концепций и идей. Музей включает в себя, например, большую публичную библиотеку. Многие из его экспонатов динамичны, это и видеоролики, и движущиеся механические приспособления, и большие инсталляции.
В некоторых помещениях музея запрещено фотографировать (с подобным запретом за все время пребывания во Франции я столкнулся лишь однажды), поэтому я, во избежание проблем, не фотографировал там вовсе.
После покупки билета в огромном холле музея, посреди которого вращается огромная молитвенная мельница, натягивая цепь из метровых звеньев с прикрепленным к ней грузом, я прошел к экспозиции. Основная экспозиция находится на трех этажах. Для того, чтобы обежать их, бросив быстрый взгляд на каждый экспонат, нужно по часу.
Все экспонаты очень разные, и все очень странные. От Черного квадрата Малевича (одного из последних, написанных им), до комнаты, стены, пол и потолок которой были покрыты метровыми войлочными складками, со стоящим посередине роялем. Много было неприметных на первый взгляд портьер, за которыми располагались темные залы с проекторами и пуфиками. Проекторы крутили различные закольцованные ролики, от гротескных комедий 1910 годов, до современного аниме. Там были и огромные холсты, вымазанные пятнами бурой краски, и аляповатые поделки из осколков бутылок. Очень много было больших конструкций из дерева, стекла, металла и других материалов. При взгляде на некоторые был вполне очевиден ответ на вопрос "Что курил автор?", при взгляде на другие - нет. На последнем этаже, среди прочего, как образцы современного искусства, были выставлены надувные детские площадки и корпуса ноутбуков.
На первом этаже центра искусств проходила небольшая выставка произведений какого-то знаменитого архитектора, понастроившего много всего по всему миру. Выставлялись, в основном, макеты. А проектировал архитектор, в основном, всякие спортивные сооружения. Осмотрев и ее, я обнаружил, что день склоняется к вечеру.
Кружным путем, чтобы еще немного погулять по Парижу, я отправился домой. Никогда еще прежде мой день не был столь насыщен искусством.
Другие путешествия:
http://wilduser.livejournal.com/37840.html