Предыдущая дискуссия о возможном заказчике образования, на мой взгляд привела к выводу, что рассмотрение образования с этой точки зрения неконструктивно.
Сказать "это я заказчик и я хочу вот того-то" никто не решается. Признаться честно "вот заказчик - государство" тоже очень морально тяжело, потому что следующим шагом напрашивается формулировка: "А цель у него - приносите ко мне ваших детушек, я сегодня их за ужином скушаю".
Попробуем рассмотреть вопрос с другой стороны, со стороны ребенка, получающего образование:
Вот есть ребенок, которому мы хотим дать образование. Допустим, ребенка этого мы любим, и желаем ему исключительно добра. Не обязательно потому, что это родная кровиночка. Приемных детей тоже любят. И хороший учитель всегда любит своих учеников.
Спрашивается, чего же мы хотим от ребенка, которому желаем только добра?
По-моему так:
1. Чтобы он прожил свою жизнь по возможности счастливо.
2. Чтобы он оставил о себе добрую память потомкам.
Думаю, что против этих двух глобальных целей ни у кого возражений не будет.
Но вот когда мы начинаем эти цели детализировать, сразу начинаются разногласия и подводные камни.
1. Что такое прожить жизнь счастливо?
На этот вопрос есть два совершенно разных ответа:
а) по возможности никогда не испытывать боли, горя и других неприятных ощущений.
б) по возможности часто испытать радость, эйфорию и другие приятные ощущения.
Не знаю как вам, а мне очевидно, что эти два ответа друг другу противоречат. Невозможно испытать настоящее счастье от достижения цели, не преодолев перед этом определенных трудностей, вызывающих неприятные эмоции.
В возможность реализации первого варианта ответа я не верю. Мир жесток, и даже если каким-то чудесным образом исключить из него злонамеренных людей, останутся ураган Катрина и землетрясение в Фукусиме.
Поэтому нужно научить ребенка со всякими неприятностями сталкиваться, бороться и преодолевать. Только таким образом из детей получаются взрослые. А по достижении 18 лет ребенок автоматически во взрослого не превращается, хотя закон и считает иначе.
Далее - есть еще пословица "в одиночку и счастье плесневеет". Поэтому для того чтобы быть, хотя бы иногда, счастливым, необходимо уметь находить людей, с которыми это счастье можно разделить.
Память о себе для потомков человек может оставить тоже разными способами:
1. Нарожав и вырастив кучу этих самых потомков;
2. Создав великое произведение искусства или совершив какое-то полезное изобретение;
3. Героически погибнув за какое-нибудь дело, которое эти потомки будут долго считать правым.
Может быть еще десяток способов можно придумать, но это не важно. Важно то что способов есть много, они опять же взаимоисключащие и выбор здесь заранее сделать невозможно. Поэтому
здесь те, кто дают образование, не должны делать выбора за человека. Если, конечно, они желают ему добра.
В результате получается следующий набор целей образования:
1. Адекватная модель окружающего мира, которая позволит человеку этот мир изменять, добиваясь своих целей.
2. Навыки работы с этим самым миром (включая в себя и то, что делать по любую сторону от мушки)
3. Адекватное представление о собственных возможностях. Не всем быть штангистами или бегунами-стайерами. Но очень полезно знать, что "вот столько я могут поднять, а вот от столько - пупок порву".
4. Умение самостоятельно выбирать себе друзей и видеть врагов. Врагов мы себе, как известно, не выбираем, их выбирает судьба для нас. Но видеть что цели вот этого человека в корне противоречат твоим, и добиваться он их собирается без учета граничного услвоия "не причинять тебе вреда" надо.
Какой социум будет воспроизводиться, если дети будут получать образование, основанное на вышеизложенных принципах, представить себе довольно трудно. На протяжении столетий социумы были устроены так чтобы по крайней мере большая часть людей сами себе друзей и врагов не назначали.