Доброго всем утречка.
У меня наконец дошли руки до рассказиков о видеограмзаписи - но перед этим я должен написать очень важный рассказик о грамзаписи обычной. Лет 13-14 тому назад работая на ледниках я продолжал через "иришу" общатся со своими друзьями-аудилфилами - я слал им письма и читал их форумы в текстовом формате - на скорости 2,4 килобод не разбежижся. Друзья мои, напоминаю, все до одного воры - всякие "мусора" да прокурорские, многие с двойными гражданствами и "зелёнкой" США - патриоты. Многие годы эти ребята покупали всё самое лучшее - усилители "Sun Audio" с трансформаторами "Tamura", проигрыватели "акутя" как у моей мамы; но вдруг все они начали покупать помоечную аудиотехнику 1980х. Вынесет житель Гарлема старый проигрыватель - на скамеечку поставит - российский спекулянт его хвать и продаёт на "авито" за бешеные деньги. Я написал своим друзьям что они похожи на рабов, которые донашивают за баринами изьеденые молью сюртуки и треуголки, на которые конь наступил. Друзья сильно обиделись на Китишу, но прислали мне несколько писем с обьяснениями - оказывается это политический тренд - им сверху спустили разнарядку с приказами донашивать треуголку барина из Гарлема. Владимир Соловьёв организовал целую "движуху" - он начал неистово пропагандировать помоечную аппаратуру - и занят этим и сегодня. Соловьёв нанял моего друга Володю Елбаева - пропагандировать всякий хлам. На "Aliexpress" появилось несколько магазинов - там за сумасшедшие цены продают японскую рухлядь - вперемежку с гирями и штангами для пацанов !!! Я считаю что Соловьёв стоит за всем этим - и хочу обьяснить вам почему эту рухлядь нельзя покупать ни в коем случае. Причины этого - чисто технические - конструкторские дефекты этой техники. Читайте об этом пожалуйста дальше.
Очевидное-невероятное.
В чём главная проблема цифровых записей ? В качестве записи. Рассмотрим идеальный случай - у нас есть некий ЦАП с очень точными часами и отличной схемой цифроаналогового преобразования, есть безупречные записи в формате ШИМ-DSD. Несколько лет тому назад я сделал ЦАП с отборными часиками -
https://whale-roma.livejournal.com/31112.html - и послал его в подарок читателю убедившись что всё это ничего не даёт на практике. Просто подарил - не поленился сходить на почту и оплатить пересылку.
Вернёмся к записям в виде ШИМ-потока DSD. Такие записи делают сейчас - например норвежцы очень любят отлично записывать своих скрипачей. Но скрипачами долго сыт не будешь - они быстро надоедают - особенно когда играют только классику. А Стефан Граппели умер гораздо раньше чем ШИМ-DSD вошли в моду. Майлз Дейвис тоже давно умер, Оскар Питерсон скончался в 2001 году и перед смертью почти не играл - писал учебники для детей. Все записи этих бессмертных титанов музыки можно получить только одним способом - взять матрицы для печати пластинок - сделать эталонную пластинку и записать её на современный твердотельный носитель. "Sony" использует для этого головку "Shure M97e" - это очень паршивая головка с подвижным магнитом - сложные паттерны обер и унтертональных звучаний инструментов с её помощью не воспроизводятся:
https://www.tnt-audio.com/sorgenti/shure_m97xe_e.html . "Sony" публикует переиздания записей Телониуса Монка - с матриц, которые хранятся в Институте Монка у Клинта Иствуда - но не лучше ли вам самим переписать его пластинки с помощью хорошей головки с подвижной катушкой ? Современные мастера музыки тоже не спешат записыватся в ШИМ-форматах - они предпочитают старые аналоговые магнитофоны и грампластинки. Вот и выходит что грампластинки сейчас намного востребованнее чем в середине 1990х - когда все носились с цифровыми записями как с писаной торбой. Осталось только завести хорошую головку, тонарм и привод.
Роза бьёт Китишу - один раз.
Моя жена Роза была очень спокойной женщиной - она много пила, но водка делала её счастливой - пьяная Роза становилась улыбчивой и мурлывчивой как огромная чеширская кошка. Тем не менее один раз Роза меня ударила - это был только один тычок кулаком в правую щёку. роза проломила мне скулу от глаза до верхней челюсти, выбила два зуба, моя голова откинулась назад и сломались шейные позвонки. Удар был по розиным стандартам слабым - обычно она отправляла тех кого била сразу в Стовокор - а не в госпиталь... В чём же дело ?
Нет - я не изменял Розе с прошмандовками - ситуация была серьёзнее... нескеолько лет подряд я читал журналы "Радио" и "Наука и Жизнь" - восторженные публикации в них сделали меня одержимым идеей покупки проигрывателя компакт-дисков любой ценой. Советские авторы, в глаза не видившие сидишек - безудержно восхваляли этот формат как панацею ото всех бед. Проигрыватель жействительно был куплен - это был дорогущий "Philips" с несколькими отборными микросхемами ЦАП "TDA1541" с короной на каждом - стоил он как "Жигули-копейка" и именно он и привёл Розу в такую ярость. Англичане вообще не верят рекламе - они над ней смеются - но когда человек растрачивает семейные деньги таким способом его бьют.
Роза ищет совершенство.
Через некоторое время жена успокоилась - я оказался не один такой верующий - во всемогущество "цифры" уверовал наш друг Марк Нопфлер. Марк стал записывать себя на цифровой катушечник "Sony PCM3324" точно также как и я веруя в то что он решит все его проблемы. После сведения записей их переписывали на ИКМ-приставке "Sony PCM1630" на кассету "U-matic" и Марк перестал узнавть свой голос, а ещё он слышал вместо тихих звуков различные скрипы и искажения. Как говорит в таких случаях Клинт Иствуд - Марк сел не на ту лошадь - но деватся некуда, приходится на ней ездить и кормить её хорошим овсом. Понятно, что песни Марка, записаные таким способом, бессмысленно слушать на грампластинках - их лучше слушать на компакт-дисках, для которых они и предназначены. Ещё их можно спесть снова и записать должным образом на обычный аналоговый магнитофон "Studer" - Марк этим и занялся в середине 1990х после того как уволил своего вороватого продюсера Эда Бикнелла.
Click to view
Вот и Роза решила - может быть у нас плохой проигрыватель ? Надо купить хороший ? Роза тоже начала читать - и в 1989 году она, прямо как я, начиталась восторженных статей про однобитные цифроаналоговые преобразователи. В октябре 1991 года отменили "88ю" статью УК. Роза взяла меня за ручку и повела в ГУМ - там, в салоне "JVC", мы купили телевизор, который вы часто видите на моих домашних фотографиях. А самое главное - мы приобрели новый проигрыватель "JVC XL-Z1011".
Click to view
Проигрыватель этот звучал ещё хуже предыдущего, поэтому Роза продолжила приобретать. В следующем 1992 году жена купила DAT-магнитофон "Panasonic SV3700".
А главное - предусилитель "Sony TA-E2000ES" с деревянными боками - через него Роза заккомутировала проигрыватель и DAT.
Усилитель этот - аж с пятью ЦАП "CXD2562" внутри себя - страшно грелся, шумел, фонил; я много раз таскал его чинить в сервис-центр где его перепаивали без конца !!! Так это ещё цветочки по сравнению с главной неприятностью - играло это всё ещё хуже чем "Philips", который Роза продала. Выяснилось, что однобитовые ЦАП работают плохо - они искажают тональность на высоких частотах, выше 8 кГц - слушать на них Фредди Меркури и Монтсеррат Кабалье просто невозможно. На этот счёт есть многочисленные теории, которые и привели к разработке многоуровневых "дельта-сигм":
https://en.wikipedia.org/wiki/Delta-sigma_modulation . В DAT "SV3700" стояли мультибитовые ЦАП "Burr Brown PCM58" - и он стал у нас работать как цифроаналоговый преобразователь. Ещё Роза купила себе DAT-проигрыватель в машину - жена покупала DAT-кассетки по 4 доллара за штуку, переписывала на них грампластинки - и слушала их в машине как МР3шки !!! Проблема с проигрывателем решилась сама собой - зимой 1994 года он сломался - стал терять дорожку, спотыкатся. Гарантия, двухлетняя - на него кончилась только что. Я отнёс его в сервис-центр JVC на набережной рядом с метро "Новокузнецкая" - там я узнал, что лазерный пикап "JVC" стоит аж 150 долларов, а кроме того распечатал схему этого проигрывателя. Из неё стало понятно что пикап работает с повышенным напряжением - производитель специально сделал схему такой чтобы лазерный диод быстро изнашивался и выходил из строя. Роза взяла газету "Из рук в руки" и купила по обьявлению новенький, с гарантией, сидючок "Harman/Kardon Hd7625" с мультибитовыми ЦАП "Burr Brown PCM61" - продал его за пол-цены циркач, у которого прямо от цирка на Цветном бульваре среди бела дня угнали мотоцикл, на котором он выступал. Роза подарила этому парню наш мотоцикл "Судзуки Катана", на котором всё равно никто не ездил.
Циркач cтал снова выступать, Роза слушать сидишки, я - покупать головки "Sony KSS-210" и менять их каждые два года как перчатки - они стоили 28 долларов а не 150 и все стали довольными; особенно циркач, делавший петли на нашем мотоцикле под рукоплескание детворы !!! Роза дала обьявление о продаже сидюка "JVC XL-Z1011" и зарядила в него сидишку XRCD "Spirit Traveler", которая хорошо читалась -
https://www.discogs.com/ru/release/13384744-Spirit-Traveler-Playing-The-Hits-From-The-Motor-City . По обьявлению пришёл мужичок - он был в курсе и прямо с порога спросил: -"Проигрыватель только этот диск читает ?". Роза улыбнулась как огромная чеширская кошка. Мужичок упаковал проигрыватель в сумку "Адидас", дал Розе 150 долларов за проигрыватель - и ушёл с ним. На этом история с сидюками "JVC" не закончилась. И тут самое время вернутся к моим друзьям - жуликам-ворам-милиционерам-аудиофилам. Они дружно накупили себе сидючков "JVC Victor Roman Audio" - "Victor XL-Z900" - это наш проигрыватель "1050" в очень красивом корпусе с верхней загрузкой: вот он за 160 тысяч в Улан-Уде -
https://www.avito.ru/ulan-ude/audio_i_video/victor_xl-z900_2105033800 . Помните куда бежал Калягин в "Прохиндиаде" ? В Улан-Уде !!!
Я спросил друзей-аудиофилов - как они собираются чинить свои пышные "викторы" - где они к ним головки купят в 2008 году ? Они мне стали писать на форумах оскорбления: -"Да ты прям Алексей Навальный !!!" - но при этом присылать письма и благодарить за информацию. Публично - проклинали - а тайно благодарили... -"Говорим одно, делаем другое, подразумеваем третье" - Владимир Владимирович...
Я им написал - купите себе обычные виниловые проигрыватели - а свои "римские" сидюки используйте как подставки под цветочки. Они меня отругали - но проигрыватели купили - у Соловьёва...
Химерические проигрыватели.
Был у меня друг - не жулик, не вор - программист с мировым именем и поршист; гонщик - у него "959й" был -
https://en.wikipedia.org/wiki/Porsche_959 . В этом автомобиле, изнутри похожем на багги - у друга был самодельный однотактный ламповый усилитель - во время езды он его не слушал, но стоя на заправке и кушая пончики со сметанкой любил послушать Диззи Гиллеспи. Человек он был очень экономный - любил скорость - гонял на заброшеных аэродромах, а по Москве передвигался на метро и складном велике. Дома у него тоже был однотактный усилитель, самодельные широкополосные колоночки с динамиками из рисовой бумаги - и проигрыватель "Sharp Optonica RP7100" (
https://www.vinylengine.com/library/sharp/rp-7100.shtml ) c головочкой "Goldring 1042" (
https://www.vinylengine.com/library/goldring/1042.shtml ) c иглой, заточеной по методу Фрица Гигера. Друг проигрыватель не любил - тот шумел как товарный поезд на стрелках узловой станции - говорил что его пора заменить. Друг спросил Розу - что ему купить - жена сказала: -"купи себе "Регу" и успокойся". Друг как человек экономный немедленно купил проигрыватель "Rega Planar 2" - шум мнгновенно исчез, но звук стал плавать. Друг тут же отнёс его обратно в "Эзотерику" - доплатил, купил "Planar 3" и стал счастливым; об этом я напишу в абзаце про "Регу". К сожалению он погиб катаясь на лыжах в Швейцарии - он там работал и отдыхал катаясь на лыжах - а не то что вы подумали...
Но мои жулики не такие - им нужен не хороший звук - есть же приказ покупать подержаные вещи !!! И они себе накупили прямоприводных вертушек начала 1980х. Такие вертушки делают и сейчас - вот например "Techics" -
https://www.analogplanet.com/content/exclusive-one-week-technics-new-sl-1000r-direct-drive-turntable . А вот "Yamaha" -
https://www.hifinews.com/content/yamaha-gt-5000-turntable . Шумят такие проигрыватели просто неприлично -
https://www.hifinews.com/content/yamaha-gt-5000-turntable-lab-report . Приходится переписывать обзоры и как-то пытатся оправдать это безобразие -
https://www.analogplanet.com/content/updates-and-corrections-recent-technics-sl-1000r-preview-story . В чём же дело ? Японцы говорят - мы мол боремся с рокотом двигателя изо всех сил - подвешиваем мотор на пружинках как в "Торенсах". Но это же смешно - у "торенсов" мотор покоится на деревянной рамочке а опорный диск подвешен отдельно на пружинках - а тут пластинка одевается прямо на мотор !!! Как этот мотор не подвешивай - он шумел и будет шуметь - а шум передаватся прямо на иглу; пластинка-то ведь на мотор одета. С этим нельзя ничего сделать - только разнести в пространстве мотор и диск с пластинкой - иначе ничего не выйдет. Японцы - они дурака валяют !!! Слушаешь на моём "торенсе" смешную песенку Чета Эткинса с пластинки "Guitar genius" - звук из ниоткуда появляется - как у сидючка.
Click to view
Слушаешь её же на бегемотоподобном "Деноне А100" - это похоже на драку в электричке, которая по туннелю едет !!!
Слушаешь на "торенсе" Томми Эммануэля - тишина - посмотрите на ковры под ногами на полу.
Click to view
Слушаешь на японском прямоприводном "бегемоте" - вагон-ресторан по путям едет !!!
Нельзя преодолеть непреодолимое, поэтому Тетсуя Итани -
https://www.hifinews.com/content/technics-sl-1000r-turntablearm-interview-tetsuya-itani - дома свои проигрыватели не слушает; дома у Тетсуи-сана проигрыватель мизьё Верде -
http://www.jcverdier.com/ - стоит. Итани не дурак - он продаёт прямоприводные вертушки непритязательным слушателям, делает вид что их улучшает год от года - а они не улучшаются никак. И вот такие вертушки, от которых западный потребитель отказался - Соловьёв ввозит в Россию в огромных количествах - и тут ими спекулирует. -"Я" - говорит -"параллельным импортом занимаюсь". Не покупайте ничего у Соловьёва - сидюк сломается через месяц, а прямоприводная ветрушка вам последние нервы истреплет.
Самый лучший проигрыватель - это "Rega".
Двадцать лет тому назад нас с Розой очень огорчали проигрыватели молодой тогда фирмы "Pro-Ject" - они стояли у нас дома и я о них писал. Были у нас проигрыватели "RPM 4" -
https://www.vinylengine.com/library/pro-ject/rpm-4.shtml и "RPM 6" -
https://www.vinylengine.com/library/pro-ject/rpm-6.shtml ; они буквально лязгали - а всё потому что тогда их чешские производители не могли купить хорошие подшипники. Такое было впечатление что подшипники они ставили квадратные. эти проблемы давно решены - сегодня даже дешёвенькие проигрыватели "Pro-Ject" шумят мало - они тихие. Но сегодня - если бы я покупал бы себе проигрыватель - я купил бы вертушечку "Rega", никакой не "Thorens". Филипп Фриман - директор и главный технолог фабрики Роя Ганди - всегда находил отличные подшипники. Шутка ли - недорогая вертушечка "Planar 2" шумит меньше чем "Linn Magik" -
https://www.hifinews.com/content/linn-majik-lp12krane-turntable-package - ценою в автомобиль. У "Planar 2" иногда плавает звук - у неё простенький двигатель переменного тока - зависит от частоты в проводке. Но у "Planar 3" есть хороший стабилизатор - доплатив ещё 300 фунтов вы можете купить отличный стабилизатор - как в "Planar 6". Наконец вы можете купить отдельный блок питания - и он сделает вас абсолютно счастливым -
https://www.rega.co.uk/accessories/neo-psu-mk2 . Всё это стоит недорого - на "Thorens" после "Реги" и смотреть не хочется.
Чем "Реги" плохи ? Их обвиняют в крайней простоте - как швабра мол... Тонармы фирмы не имеют регулировки угла захода иглы - "Vertical Tracking Angle"; это угол между плоскостью пластинки и осью иглодержателя.
Так что мешает купить головку со стандартным углом в 15 градусов ? Или вот - эффективная масса тонармов "Rega" невелика - 11,5 грамм. Но что мешает подобрать головку по мультирезонансу ? Вот у "Самбы" и тонармов "Rega" мультирезонанс идеальный - ровно 10 Герц; так большинство головок такие - экзотику вроде "SPU" вы всё равно не сможете поставить на простенький тонарм физически. И последнее - пружинок нет. А кто мешает повесить проигрыватель на полочку на стене ? Вот смотрите - у меня регулируется всё - уровни можно тонко выставить.
Зачем держать проигрыватель на столе, на полу стоящем ?
Вот за что я люблю англичан - они никогда не делают плохие вещи - делают или хорошие, или никакие. Немцы ночами не спят - всё конструируют брак и эрзацы с запрограммированым выходом из строя - у англичан нет ничего подобного в принципе. Мой отец ездит на английском велике, которому 110 лет - так этот велик как новый !!! Ну ничего нет у англичан плохого. А у японцев гадости одни - ремонт за ремонтом - ничего нормально не работает.
Осторожно !!! Соловьёв !!!
На "AliExpress" появился магазинчик "Shop911417546 Store" -
https://aliexpress.ru/store/911417546 - наверное это домашний телефон Владимира. Позвонишь - там Хельга Сэпп трубку снимет и отматерит вас по шведски !!! Магазин торгует юзаными кассетами !!! Ещё там чудовищные магнитолы и усилители помоечные - Китиша уверен - японцы не только отдают это Владимиру даром; они ему платят - чтоб вывез и утилизировал. А Соловьёв продаёт этот мусор за чудовищные суммы - он человек бессовестный - "параллельным импортом" это называет, орден недавно получил. Не покупайте там ничего - пусть Хельга сама слушает эти кассетки. "Юкко Мабучи играет Майлза Девиса" - по нотам - это чудовищная порнография.
Китиша желает всем доброй ночи. Не тратьте деньги на мусор. Японцы делают хорошие вещи - тонармы особенно - но бесплатно они их не отдают. А Соловьёв продаёт только то что на утилизацию идёт. Пусть Владимир сам кушает свои "параллельные" аудиопомои. Покупайте "Регу" и слушайте на ней хороший американский джаз.