СТУПЕНЬ ТРЕТЬЯ. Шаг второй, ч.1. Триадная динамика социума.

Sep 30, 2009 09:09



Вернёмся к главной формуле триалектики:

«А» * «В» * «С» = Const.

Применительно к социуму, она выглядит так:

Политика*Идеология*Экономика = Е.

Построенная в фазовом пространстве «Политика- Идеология- Экономика»  задаваемая приведённой выше формулой поверхность состояний социума имеет вид, показанный на 4, 5 и 6.



Рис. 4



Рис. 5



Рис. 6

Развиваясь, производительные силы общества увеличивают объём контролируемой им энергии, что соответствует увеличению величины Е (от слова Energy, заменившего Const. в первоначальной формуле). В случае её возрастания мы имеем поступательное развитие социума от простейших к более сложным (а значит, более энергоёмким) формам его существования. Направление, соответствующее увеличению совокупной контролируемой социумом энергии, обозначено на рисунках как вектор развития социума. Сменяющие друг друга общественно-экономические формации (первобытно-общинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм, социализм - так называемая марксистская пятичленка), изображённые в трёхмерном фазовом пространстве «Политика-Экономика-Идеология», будут располагаться друг над другом,  постепенно удаляясь от начала системы координат. Вложенные одна в другую, поверхности состояний социума напоминают (не по форме, но по смыслу) знаменитую русскую матрёшку, по мере развития покрывающуюся слоем всё большего объёма (всё более энергетически ёмкими формами существования социума).

В ходе своего развития социум может переживать не лучшие времена, контролируемая им энергия может уменьшиться - и он «проваливается» в области существования предыдущих, уже пережитых им общественно-экономических формаций.

Гармонично развивающийся социум по сложной траектории, задаваемой системой из трёх обыкновенных дифференциальных уравнений первой степени (подробности - на четвёртом Шаге), блуждает вокруг вектора своего развития (рис.6). Чрезмерное отклонение от центрального вектора развития в сторону Политики приводит социум в область тирании, тоталитаризма,  тимократии (так в диалоге «Государство» называл Платон страну, находящуюся под власть воинов-честолюбцев).  Доминирование в социуме экономических интересов вырождает социум в плутократию. Безудержное богоискательство,  чрезмерная вера в догму (иногда - в научную догму), забвение политических и экономических интересов страны приводит социум в область идеократии.

Книга, написанная в инете, по сравнению с её бумажным вариантом, обладает многими достоинствами, и одно из них - возможность размещения видеоряда.  Приведённый ниже ролик, именуемый Баланс (Balance), изображает пентаду сил, по-началу гармонично взаимодействующих друг с другом, и потому составляющих полноценную, долгоживущую систему. Но появившийся извне чужеродный объект - всего-то некая дрянь, мелочь, какая-то заморская музыкальная шкатулка, разрушает гармоничное взаимодействие системы сил, приводит её к упрощению и самоуничтожению.



Итак, мы имеем социальную триаду Политика-Идеология-Экономика, и знаем, что обеспечивающая её устойчивость отрицательная обратная связь осуществляется попарным циклическим взаимным контролем, сдерживанием.  Но кто всё-таки кого контролирует?

Возможны всего два варианта, два направления движения по замкнутому триадному циклу.

Первый вариант: Политика ослабляет Экономику, Экономика ослабляет Идеология, Идеология ослабляет Политику.

Второй вариант: Политика ослабляет Идеология, Идеология ослабляет Экономику, Экономика ослабляет Политику.

В соответствии с указанными двумя вариантами социум живёт по-разному, циклически переходя из одной фазы в другую (в обоих случаях началом цикла мы положили фазу доминирования Политики).

Первое направление вращения: - Политика  >> Идеология >> Экономика >> Политика.

Второе направление вращения: - Политика >> Экономика >> Идеология >> Политика.

Заметка на полях.

Цитата из названной выше книги Г.Кваши:

«Остаётся лишь добавить, что главенство Востока (Идеологи) над Западом (Дельцы),  Запада над Центром (Воины) и Центра над Востоком (вставки жирным шрифтом мои - М.М. ) - это мирное главенство. В случае военного противостояния векторный треугольник крутится в другую сторону.  А потому, проигрывая войны Японии и Афганистану, Империя продвигается на Восток лишь мирным путём. И напротив, побеждая Запад в войнах, продвинуться на Запад не удаётся, и всё, что взято военным путём, всегда приходится отдавать (Финляндия, Польша, Прибалтика)».

Комментарий.

Процитированный отрывок описывает глобальный цикл, триадную динамику в глобальном масштабе, однако чуть ниже мы приведём ещё одну цитату из той же работы, где будет описан 12-летний триадный цикл России - при этом как в мирное время, так и в период революций и военных действий «направление вращения» в триаде будет указано одно и то же - второго типа.

Отметим, что вопрос о «направлении вращения» отнюдь не является умозрительным и малозначительным - по сути это вопрос о том, что в социальной динамике является причиной, а что - следствием.

«Всё в мире подчиняется Причине и Следствию. И никому не дано избежать Следствия, создав Причину. И как любая причина является следствием, так и любое следствие является причиной другого следствия».

Сергей Норка, «Заговор против России»

Итак, Г. Кваша считает, что мирному периоду существования социума соответствует второе «направление вращения».  А первому, противоположному направлению соответствует период ведения военных действий.

По нашему же мнению, всё происходит «с точностью до наоборот» - исторический опыт показывает, что в мирный период существования социума доминирование иерархии «Политика» всегда приводит к ослаблению Экономики. Отсюда уже однозначно следует, что доминирование Идеологии ослабляет Политику, ну а Экономика подавляет Идеологию. Отрицательная обратная связь, действующая в замкнутом (на себя) триадном цикле и математическим выражением которой является формула Политика*Экономика*Идеология = Е, может быть описана следующим образом: «в стационарном, стабильном состоянии Жрецы передают Воинам правила, обязательные к исполнению Дельцами, создающих для Жрецов средства существования».

Отметим, что сделанный нами выбор «направления вращения» энергии в социальной триаде совпадает с тем, что было указано в Следствии №4 из сформулированного на первом Шаге неросоциогенетического закона.

В нестационарный период развития социума (в период войны, гражданской, или с внешним противником, или в период глобальных финансовых потрясений) иерархия «Политика» подавляет духовные и гражданские свободы, ослабляя иерархию «Идеология», и видит своей основной задачей развитие Экономики (примеры - переход экономики воюющих стран на «военные рельсы», период индустриализации в СССР как подготовка ко второй мировой войне, «экономическое чудо», организованное А.Пиночетом в Чили после военного переворота). Понятно, что в этом случае за подъёмом Политики следует фаза доминирования Экономики, после чего либо опять наступает фаза Политики, - как признак стабилизации ситуации и восстановления стационарного «направления вращения».  Либо приходит фаза Идеологии - если период потрясений страны не закончился, и её ждёт новая война и/или революция.

По сути, в нестационарный год происходит сбой, и фаза Политики наступает во внеочередной раз,  «внедряясь» между наступившей фазой Идеологии и ещё не наступившей фазой  Экономики, после чего опять возобновляются циклы мирного времени (если одна революция не переходит в следующую, как это случилось в России между 1905 и 1917 годами).

Заметка на полях.

Профессиональный историк, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института  всеобщей истории РАН  А.В.Шубин заметил, как триада социума живет, усиливаясь то одним, то другим своим элементом. В фантастическом романе «Ведьмино кольцо. Советский Союз XXI века», являющимся единственным образцом беллетристики среди сотен написанных им научных статей и десятков книг, он пишет:

«Устройство мира - результат взаимодействия костного, животного и духовного начал. Оно обеспечивает гармоничное периодическое развитие мира, при котором в каждой части присутствуют его модель и начало».

«Философы и историки не устают спорить о первич­ности. Что первично, что определяет развитие со­бытий. Хотя бы в человеческом обществе. Экономи­сты и их последователи нашли объяснение всему в экономике. Но попытка внедрить их теории в жизнь показала, что экономические процессы в свою очередь легко вывести из политических. Именно политическими, властными силами направляются эконо­мические потоки. Собственность - это власть над людьми. Признание за экономикой первичности - описание человека как тела, потребляющего и про­изводящего ресурсы, совокупляющегося и размно­жающегося. Это - преувеличение роли животного начала в человеке. Политическое понимание эконо­мики превращает человека в инструмент или источ­ник власти. Это - взгляд на человека как на переда­точный механизм. Но и действия властителей опре­деляются их идеями. Любой шаг человека можно вывести из его представлений, а развитие мира - из развития идей. Но не слишком ли много чести че­ловеку, если судить о нем как о воплощенном духе? Мир идей, хотя и путем множества упрощений, мож­но поставить в зависимость от экономических инте­ресов. Что же первично? Кругооборот».

«Знание рождает власть. Власть рождает принужде­ние. Принуждение рождает протест. Протест рожда­ет разрушение. Разрушение рождает боль. Боль убивает иллюзии. Смерть иллюзий рождает зна­ние».

Таким образом, в отличие от Г.Кваши мы считаем, что в стабильной ситуации Север (Политики) сдерживает Запад (Экономисты),  Запад  сдерживает, контролирует Восток (Идеологи), Восток сдерживает Север (подробнее с триадной геополитикой мы познакомим вас на следующем, третьем Шаге).

А на седьмом Шаге мы попытаемся разобраться, что является следствием, а что - причиной, и объяснить, как и почему стационарное «направление вращения» социальной триады меняется на противоположное.

Вернуться
Оглавление
Далее

3.2.1. Триадная динамика социума.

Previous post Next post
Up