Вернёмся к главной формуле триалектики:
«А» * «В» * «С» = Const.
Применительно к социуму, она выглядит так:
Политика*Идеология*Экономика = Е.
Построенная в фазовом пространстве «Политика- Идеология- Экономика» задаваемая приведённой выше формулой поверхность состояний социума имеет вид, показанный на 4, 5 и 6.
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Развиваясь, производительные силы общества увеличивают объём контролируемой им энергии, что соответствует увеличению величины Е (от слова Energy, заменившего Const. в первоначальной формуле). В случае её возрастания мы имеем поступательное развитие социума от простейших к более сложным (а значит, более энергоёмким) формам его существования. Направление, соответствующее увеличению совокупной контролируемой социумом энергии, обозначено на рисунках как вектор развития социума. Сменяющие друг друга общественно-экономические формации (первобытно-общинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм, социализм - так называемая марксистская пятичленка), изображённые в трёхмерном фазовом пространстве «Политика-Экономика-Идеология», будут располагаться друг над другом, постепенно удаляясь от начала системы координат. Вложенные одна в другую, поверхности состояний социума напоминают (не по форме, но по смыслу) знаменитую русскую матрёшку, по мере развития покрывающуюся слоем всё большего объёма (всё более энергетически ёмкими формами существования социума).
В ходе своего развития социум может переживать не лучшие времена, контролируемая им энергия может уменьшиться - и он «проваливается» в области существования предыдущих, уже пережитых им общественно-экономических формаций.
Гармонично развивающийся социум по сложной траектории, задаваемой системой из трёх обыкновенных дифференциальных уравнений первой степени (подробности - на четвёртом Шаге), блуждает вокруг вектора своего развития (рис.6). Чрезмерное отклонение от центрального вектора развития в сторону Политики приводит социум в область тирании, тоталитаризма, тимократии (так в диалоге «Государство» называл Платон страну, находящуюся под власть воинов-честолюбцев). Доминирование в социуме экономических интересов вырождает социум в плутократию. Безудержное богоискательство, чрезмерная вера в догму (иногда - в научную догму), забвение политических и экономических интересов страны приводит социум в область идеократии.
Книга, написанная в инете, по сравнению с её бумажным вариантом, обладает многими достоинствами, и одно из них - возможность размещения видеоряда. Приведённый ниже ролик, именуемый Баланс (Balance), изображает пентаду сил, по-началу гармонично взаимодействующих друг с другом, и потому составляющих полноценную, долгоживущую систему. Но появившийся извне чужеродный объект - всего-то некая дрянь, мелочь, какая-то заморская музыкальная шкатулка, разрушает гармоничное взаимодействие системы сил, приводит её к упрощению и самоуничтожению.
Итак, мы имеем социальную триаду Политика-Идеология-Экономика, и знаем, что обеспечивающая её устойчивость отрицательная обратная связь осуществляется попарным циклическим взаимным контролем, сдерживанием. Но кто всё-таки кого контролирует?
Возможны всего два варианта, два направления движения по замкнутому триадному циклу.
Первый вариант: Политика ослабляет Экономику, Экономика ослабляет Идеология, Идеология ослабляет Политику.
Второй вариант: Политика ослабляет Идеология, Идеология ослабляет Экономику, Экономика ослабляет Политику.
В соответствии с указанными двумя вариантами социум живёт по-разному, циклически переходя из одной фазы в другую (в обоих случаях началом цикла мы положили фазу доминирования Политики).
Первое направление вращения: - Политика >> Идеология >> Экономика >> Политика.
Второе направление вращения: - Политика >> Экономика >> Идеология >> Политика.
Заметка на полях.
Цитата из названной выше книги Г.Кваши:
«Остаётся лишь добавить, что главенство Востока (Идеологи) над Западом (Дельцы), Запада над Центром (Воины) и Центра над Востоком (вставки жирным шрифтом мои - М.М. ) - это мирное главенство. В случае военного противостояния векторный треугольник крутится в другую сторону. А потому, проигрывая войны Японии и Афганистану, Империя продвигается на Восток лишь мирным путём. И напротив, побеждая Запад в войнах, продвинуться на Запад не удаётся, и всё, что взято военным путём, всегда приходится отдавать (Финляндия, Польша, Прибалтика)».
Комментарий.
Процитированный отрывок описывает глобальный цикл, триадную динамику в глобальном масштабе, однако чуть ниже мы приведём ещё одну цитату из той же работы, где будет описан 12-летний триадный цикл России - при этом как в мирное время, так и в период революций и военных действий «направление вращения» в триаде будет указано одно и то же - второго типа.
Отметим, что вопрос о «направлении вращения» отнюдь не является умозрительным и малозначительным - по сути это вопрос о том, что в социальной динамике является причиной, а что - следствием.
«Всё в мире подчиняется Причине и Следствию. И никому не дано избежать Следствия, создав Причину. И как любая причина является следствием, так и любое следствие является причиной другого следствия».
Сергей Норка, «Заговор против России»
Итак, Г. Кваша считает, что мирному периоду существования социума соответствует второе «направление вращения». А первому, противоположному направлению соответствует период ведения военных действий.
По нашему же мнению, всё происходит «с точностью до наоборот» - исторический опыт показывает, что в мирный период существования социума доминирование иерархии «Политика» всегда приводит к ослаблению Экономики. Отсюда уже однозначно следует, что доминирование Идеологии ослабляет Политику, ну а Экономика подавляет Идеологию. Отрицательная обратная связь, действующая в замкнутом (на себя) триадном цикле и математическим выражением которой является формула Политика*Экономика*Идеология = Е, может быть описана следующим образом: «в стационарном, стабильном состоянии Жрецы передают Воинам правила, обязательные к исполнению Дельцами, создающих для Жрецов средства существования».
Отметим, что сделанный нами выбор «направления вращения» энергии в социальной триаде совпадает с тем, что было указано в Следствии №4 из сформулированного на первом Шаге неросоциогенетического закона.
В нестационарный период развития социума (в период войны, гражданской, или с внешним противником, или в период глобальных финансовых потрясений) иерархия «Политика» подавляет духовные и гражданские свободы, ослабляя иерархию «Идеология», и видит своей основной задачей развитие Экономики (примеры - переход экономики воюющих стран на «военные рельсы», период индустриализации в СССР как подготовка ко второй мировой войне, «экономическое чудо», организованное А.Пиночетом в Чили после военного переворота). Понятно, что в этом случае за подъёмом Политики следует фаза доминирования Экономики, после чего либо опять наступает фаза Политики, - как признак стабилизации ситуации и восстановления стационарного «направления вращения». Либо приходит фаза Идеологии - если период потрясений страны не закончился, и её ждёт новая война и/или революция.
По сути, в нестационарный год происходит сбой, и фаза Политики наступает во внеочередной раз, «внедряясь» между наступившей фазой Идеологии и ещё не наступившей фазой Экономики, после чего опять возобновляются циклы мирного времени (если одна революция не переходит в следующую, как это случилось в России между 1905 и 1917 годами).
Заметка на полях.
Профессиональный историк, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН А.В.Шубин заметил, как триада социума живет, усиливаясь то одним, то другим своим элементом. В фантастическом романе «Ведьмино кольцо. Советский Союз XXI века», являющимся единственным образцом беллетристики среди сотен написанных им научных статей и десятков книг, он пишет:
«Устройство мира - результат взаимодействия костного, животного и духовного начал. Оно обеспечивает гармоничное периодическое развитие мира, при котором в каждой части присутствуют его модель и начало».
«Философы и историки не устают спорить о первичности. Что первично, что определяет развитие событий. Хотя бы в человеческом обществе. Экономисты и их последователи нашли объяснение всему в экономике. Но попытка внедрить их теории в жизнь показала, что экономические процессы в свою очередь легко вывести из политических. Именно политическими, властными силами направляются экономические потоки. Собственность - это власть над людьми. Признание за экономикой первичности - описание человека как тела, потребляющего и производящего ресурсы, совокупляющегося и размножающегося. Это - преувеличение роли животного начала в человеке. Политическое понимание экономики превращает человека в инструмент или источник власти. Это - взгляд на человека как на передаточный механизм. Но и действия властителей определяются их идеями. Любой шаг человека можно вывести из его представлений, а развитие мира - из развития идей. Но не слишком ли много чести человеку, если судить о нем как о воплощенном духе? Мир идей, хотя и путем множества упрощений, можно поставить в зависимость от экономических интересов. Что же первично? Кругооборот».
«Знание рождает власть. Власть рождает принуждение. Принуждение рождает протест. Протест рождает разрушение. Разрушение рождает боль. Боль убивает иллюзии. Смерть иллюзий рождает знание».
Таким образом, в отличие от Г.Кваши мы считаем, что в стабильной ситуации Север (Политики) сдерживает Запад (Экономисты), Запад сдерживает, контролирует Восток (Идеологи), Восток сдерживает Север (подробнее с триадной геополитикой мы познакомим вас на следующем, третьем Шаге).
А на седьмом Шаге мы попытаемся разобраться, что является следствием, а что - причиной, и объяснить, как и почему стационарное «направление вращения» социальной триады меняется на противоположное.
Вернуться Оглавление Далее