Для тех, кто не знаком с «Книгой Золотой Лестницы», приведу отрывок из нее (единственным оправданием и объяснением непомерной длинны нижеприведенной цитаты является цитирование автором своего собственного труда).
«Наставник …ступеней восемь, однако для нас, людей, седьмая ступень - это горная гряда на линии горизонта. Лишь преодолев её, мы сможем узнать, что находится за ней, на восьмой ступени. Знание о восьмой ступени недоступно нам до тех пор, пока мы остаемся людьми, чтобы овладеть им, необходимо радикально измениться - связав свои сознания, став единым целым, превратиться в надсущество, в ГАМАЮН.
Семь смертных грехов должен избежать послушник-христианин, семь чакр должен открыть в себе подвижник индуистской традиции, шесть стоянок души ожидают суфия на его восхождении к Богу, семь ступеней Золотой Лестницы должен преодолеть Наставник на своем пути к Сверхчеловеку.
Эти ступени находятся внутри, в сердце каждого из нас!
Преодоление ступеней - это последовательное раскрытие Наставником своих семи чакр, обретение им семи качеств, необходимых для порождения Сверхчеловека - из себя и совместно с другими. Это последовательное изгнание из себя семи пороков, в христианской традиции именуемых смертными грехами.
В «Трактате об исповеди вершителей зла и ведьм», изданном в 1589 году, Петер Бинсфельд, знаменитый немецкий демонолог, подразделял демонов в соответствии с теми смертными грехами, к которым они склоняют людей. Мы, Наставники Золотой Лестницы, преодоление её семи ступеней ставим в соответствие с битвой и победой над тем или иным демоном, - обличьем дьявола.
Слово «дьявол» происходит от греческого diaballein - «клеветать, порочить». Отсюда дьявол - великий обманщик, ставящий препятствия на пути человека к конечной цели его жизни - слиянию с Божеством. Всякий раз, толкая нас во грех, демон внутри нас осуществляет замысел главной силы, воплощения Зла - дьявола, предстающего перед нами всякий раз в одном из своих семи обличий.
«Одинокий, ты идешь дорогой к самому себе! И твоя дорога идет впереди тебя самого и твоих семи дьяволов!
Ты будешь сам для себя и еретиком, и колдуном, и прорицателем, и глупцом, и скептиком, и нечестивцем, и злодеем.
Надо, чтобы ты сжег себя в своем собственном пламени: как же мог бы ты обновиться, не сделавшись сперва пеплом!
Одинокий, ты идешь путем созидающего: Бога хочешь ты себе создать из своих семи дьяволов!»
Фридрих Ницше
1.
Первая ступень Золотой Лестницы, именуемая Исток, соответствует рождению человека - возникновению локального объекта.
Согласно индуистской традиции, у каждого из нас при рождении открывается первая, нижняя чакра - Муладхара. А потом долгие годы многие из нас остаются подобны ребенку, основным мотивом в жизни которого является сосательно-глотательный рефлекс. Сложность прохождения первой ступени Золотой Лестницы заключается в том, что Наставник должен справиться с головокружением от приобретенного материального благополучия, умерить в себе животные инстинкты, из которых произрастает грех чревоугодия, навязанный нам демоном, имя которого - Вельзевул.
Заметка на полях:
Вельзевул (Beelzebul, Beezebub, Beelzebub) - «повелитель мух». Он был князем демонов в древнееврейских верованиях и в христианском учении. В средние века ему приписывали огромную власть - чародеи, взывавшие к нему, рисковали умереть от апоплексии или удушья. Призвав Вельзевула, было очень трудно прогнать его. Он появлялся в виде гигантской уродливой мухи. Он управлял шабашами ведьм. Они воспевали его во время ритуальных плясок.
Преодоление чревоугодия не означает, как многие думают, избавление от лишнего веса - это избавление от чрезмерного желания есть. Чувствуешь разницу между западным и восточным подходами? Первый предлагает бороться со следствием - ожирением, а второй - с причиной, с порочной тягой к еде.
(…)
Кстати говоря, упомянутые мною «Запад» и «Восток» не имеют никакого отношения к сторонам света. Когда говорят «западный», подразумевается «рациональный», когда говорят «восточный» - обычно имеют в виду «иррациональный, мистический». С нашей же точки зрения «Запад» и «Восток» разделяют два противоположных способа восприятия мира (не лишним будет заметить, что точкой Золотого сечения между этими крайностями является «Север» - по-прежнему не имеющий отношения к географии, - относящийся к нашей, русской, цивилизации). Мистицизм, восточный способ мышления - это холистическое, системное восприятие действительности, умение за деревьями увидеть лес. Если восточный мистик называет окружающий нас мир «майей», игрой, иллюзией, не стоит воспринимать его слова как солипсизм, высшую степень идеализма, как желание сказать, что «объективная реальность» не «существует». Мистик знает, что мир «существует», просто он утверждает, что у бытия кроме профанного, бытового, очевидного, есть другой, высший смысл. И постигший этот смысл - постигнет Бога.
Семи ступеням на Пути Наставника соответствуют семь чакр. Чакры - это врата, через которые последовательно, одни за другими, в ходе своей жизни проходит человек, приближаясь к высшей цели - к соединению с Божеством. Можно представить себе, что первые врата очень узкие - такие, что толстый человек должен будет обуздать свою жадность и значительно похудеть, чтобы пройти через них. Да, худеть больно, очень больно. Тело, организм страдает, расставаясь со своей плотью. Не важно, теряешь ли ты плоть, когда моришь себя голодом, или когда из твоего тела вырезается кусок мяса - и так, и так одинаково больно.
« - Ты не можешь позволить себе и клочка человеческой формы, если надеешься проскользнуть в щель между мирами (я помнила эту фразу из его книжек). Нужно быть худым, тощим, с изможденным телом и полностью свободным от чувства собственной важности. Или… дверь с треском захлопнется перед твоим носом. «Это» не позволит тебе войти в мир магии, - он вознес свои ухоженные руки к небу.
…
- Ты должна быть худенькой, chica, чтобы выйти к свободе через игольное ушко. - Я пообещала ему похудеть».
Эйми Уоллес (из книги «Ученица Мага. Моя жизнь с Карлосом Кастанедой»)
Важно понимать, что чревоугодие - это не только стремление угождать чреву едой - к чревоугодию относится также пристрастие к алкогольным напиткам, курению табака, употреблению любых иных веществ, отравляющих тело и оглупляющих разум.
Человека губит как отсутствие пищи, так и её избыток. Ограничивая себя в еде, человек повышает уровень своей поисковой активности, получает дополнительный жизненный стимул. Лучшей формой, лучшим самочувствием, большей энергией обладает тот, кто, не позволяя себе излишеств, держит себя в напряжении.
Преодоление первой ступени не сводится к избавлению от лишнего веса - оно означает освоение того способа существования, который даст адепту максимально долгую жизнь - для того, чтобы её хватило на преодоление всех 7 ступеней.
Метод самоограничения используется и в дальнейшем, для преодоления высших ступеней Золотой Лестницы. По мере прохождения семи ступеней адепт осваивает семь практик воздержания. На первой ступени, как было сказано - от пищи, на второй - от половых контактов, на третьей - тренируется воздерживаться от тепла - переносить холод, на четвертой - практикуется в задержке дыхания, на пятой учится неподвижности в различных позах, на шестой практикует периоды длительного молчания, воздержания от словоблудия, на седьмой ступени практикует воздержания от внутреннего монолога, от мышления.
Каждое воздержание предваряется и заканчивается периодом отдыха, равному длительности воздержания. Последовательность периодов воздержания представляет собой последовательность семи простых чисел: 1-2-3-5-7-11-13. Понятно, что для каждой практики используется свой временной масштаб. Например, в случае воздержания от половых контактов цифры обозначают месяцы, при воздержании от пищи приведенные цифры - дни, при воздержании от тепла - минуты, проведенные в холодной воде, при задержке дыхания единицей измерения является период времени, равный 10 секундам.
Последовательница - А я где-то читала, что чрезмерный аппетит является следствием недостатка в организме тестостерона. Может, проще обратиться за помощью к современной науке, чем вываливать на головы людей весь этот средневеково-инквизиторский антураж - имена дьявола, борьба с грехами...
Наставник - Никто не спорит - если кого-то глубоко научная борьба за увеличение тестостерона в организме увлекает больше, чем единоборство со своим внутренним демоном, - шприц ему в руки. Однако испокон веков человек боролся со своими страстями, представляя их себе либо в антропоморфном, либо в зооморфном виде - либо в человекоподобном образе, либо в образе, содержащем черты животных. Объясняется это довольно просто: вся история человечества - это борьба людей с животными и друг с другом. Попробуй мобилизовать себя на борьбу за концентрацию в крови органической молекулы, гормона - уверен, тебе нескоро удастся получить необходимое боевое настроение!
По большому счету не важно, каким образом, какой системой представлений пользуется человек, пытаясь взять под управление свою жизнь и свой организм. Важно, чтобы образ был достаточно ярким - что называется, за душу брал.
Однако опасно не верить в дьявола - поскольку враг, в существование которого ты не веришь - непобедим. Наш разум поврежден грехом, грехи же наши и есть лики дьявола, лики Смерти. Дьявол существует, и днем и ночью он ищет и находит предлоги для того, чтобы очередной раз разрушить наше намерение избавиться от его власти. Поэтому начиная свой Путь, перестань произносить бессмысленные обвинения в свой адрес - напротив, узри того демона, что толкает тебя во грех. Преодолевая первую ступень, увидь пред собой Вельзевула, вглядись в его ухмыляющуюся свиную рожу, посмотри в его заплывшие жиром глаза, услышь его похожий на хрюканье смех, и с твердым намерением произнеси форму защиты: «Я не подвластен тебе, Вельзевул!». И всякий раз, когда что-то будет толкать тебя во грех, пытаясь сбить тебе с твоего Пути ко второй ступени, вспомни имя своего врага, еще и еще раз произнеси свой отказ подчиниться ему!
2.
Но пойдем дальше. Следующая за Муладхарой чакра открывается практически у всех нормально развивающихся людей - это чакра Свадхистхана. Ее открытие означает оформление локального объекта, представляет собой половое созревание человека. Этой фазе развития человека соответствует вторая ступень Золотой Лестницы, которая носит название Схождение.
На второй ступени у Наставника Золотой Лестницы появляется множество знакомств, в том числе и с представителями противоположного пола. Если быть до конца точным, в подавляющем большинстве случаев с представителями противоположного пола. Дело в том, что на второй ступени Наставник осваивает навыки выращивания своей будущей нелокальной составляющей - своей Кроны. Основной принцип выращивания Кроны заключается в том, что Наставник должен искать своих Последователей среди представителей противоположного пола.
Наверное, не стоит долго объяснять, что женщина, имея дело с мужчиной, а мужчина - с женщиной, имеют дополнительные преимущества, в каждом случае свои. Те, кто с порога пошлют куда подальше распространителя, - с интересом пригласят его зайти в офис, выслушают, напоят чаем и обязательно что-нибудь купят, хотя бы самую мелочь, но только если распространитель - милая молодая особа женского пола. Мужчины снисходительно выслушают её бойкие тексты. Если же то же самое в офисе прозвучит из уст агента-мужчины, он будет изгнан, немедленно и с позором. Почему речь идет об офисе? Потому, что по домам с коммерческими предложениями в России ходить не принято. А вот в Америке в начале прошлого века по домам ходить было принято. В рабочее время там можно было встретить только женщину-домохозяйку, поэтому коммивояжерами в те времена работали именно мужчины.
Можно еще много приводить примеров - от исторических, вспомнив о представительницах первой древнейшей профессии, о храмовой проституции в древнем Вавилоне, - до современных, наблюдая на телеэкранах жриц второй древнейшей профессии, берущих интервью у политических и иных ньюзмейкеров. Важно другое - оформление Наставника как локального объекта, и его переход на третью ступень Золотой Лестницы является его победой над Асмодеем - демоном распутства.
Заметка на полях:
Асмодей (Асмодеус, Ашмедай, Сидонай - Asmoday) - демон вожделения, блуда, ревности и одновременно мести, ненависти и разрушения. Он стремится внести раздор между мужьями и женами, разрушает молодые семьи, склоняет мужчин к супружеской неверности.
Князь инкубата и суккубата («Молот ведьм»). Князь четвертого чина демонов: «карателей злодеяний», «злобных, мстительных дьяволов» (Р. Бёртон). Начальник всех игорных домов в Аду (И. Вир). Пятый из десяти архидемонов в каббале. Оккультисты относят его к демонам Луны. По описаниям он имеет три головы: великана-людоеда, барана и быка. Эти создания имеют наибольшую сексуальную распущенность. У него петушиные лапы и крылья (петух считается самой агрессивной птицей). Он ездит верхом на огнедышещем драконе.
Образ Асмодея уходит корнями в древнюю Персию. Персам он был известен по меньшей мере три тысячи лет назад как Айшма-дэв (Aeshma-dev), один из духов, составляющих верховную триаду Зла. Древние евреи считали, что родители Асмодея - Наама и Шамдон. Асмодей был одним из серафимов, ангелов, наиболее приближенных к престолу Бога, но попал в немилость. По другим источникам, он был мужем Лилит, демона похоти. Легенда об Асмодее говорит о нем, как об отпрыске Лилит и Адама.
Обратимся теперь к ступеням, по которым идут, восходят к Богу мусульманские мистики, практики суфийских орденов.
В суфийской практике - в системе, которой, к примеру, следуют суфьи ветви Саабирийах ордена Чишти, получившего распространение в Пакистане, ступени называются стоянками души. И их шесть а не семь, поскольку первые две ступени считаются одной стоянкой души - «Макаам ан-нафс». На этой стоянке Последователь преодолевает свой «нафс», эго, свое животное начало. Остальные пять стоянок души совпадают с пятью ступенями Золотой Лестницы, речь о которых пойдет ниже.
В древности суфьи, принадлежавшие различным орденам, носили свою особенную одежду, с изображениями знаков принадлежности к тому или иному ордену, при этом важную роль играл пояс, который символизировал связывание страстей. В пояс вкладывался специальный камень-амулет. Принимая в ряды ордена, его глава семикратно вынимал и вставлял этот камень в пояс, произнося текст примерно такого содержания: «Связываю жадность и разрешаю страх Божий, связываю чревоугодие и разрешаю духовное довольство, связываю дьявольское искушение и разрешаю Божестванность».
3.
Довольно много на свете людей, раскрывших в себе третью чакру. Если говорить о публичных представителях этой категории людей - это вожаки, руководители, лидеры. Открытие Манипуры означает начало процесса трансформации человека, локального объекта, возникновение у него нелокальной составляющей. Третьей чакре соответствует ступень Золотой Лестницы под названием Сила. Круг общения Наставника, достигшего третьей ступени, приобретает такие размеры, что он начинает ощущает свою Крону как некое единое целое, как нелокальную часть самого себя. На третьей ступени Наставник учится завоевывать себе «место под солнцем», учится занимать территорию и приобретать власть над вещами. Порок, борьба с которым становится его основной задачей - ревность, зависть. Только поборов в себе демона зависти, имя которого Левиафан, он сможет перейти на четвертую ступень, название которой - Могущество.
Заметка на полях:
Левиафан (Лефиафан, Лефиан, др. евр. liwyâtan, от lawâ, «свёртываться», «виться») - демон алчности. Является князем Серафимов и вместе с Вельзевулом и Люцифером возглавил восстание ангелов. Левиафан - главарь еретиков, он склоняет людей к грехам, прямо противоречащим вере. В списке демонов смертных грехов Бинсфельда, Левиафан олицетворяет зависть. Согласно одному библейскому преданию Господь создал двух страшных чудовищ левиафана и бегемота, но их нельзя ни в коем случае отождествлять с демонами Левиафаном и Бегемотом. Иногда Левиафана обвиняют в том, что он был тем самым змеем, который соблазнил Еву в райском саду.
Третья ступень Золотой Лестницы соответствует стоянке души, название которой - «Макаам ал-Калб», стоянка сердца. Ее сможет достичь только тот мюрид - послушник, ученик, который сумеет покинуть, перерасти первую стоянку, одолеть свое эго.
4.
Немногим в течение своей жизни удается раскрыть свою четвертую чакру - Анахату. Это великие полководцы, могущественные государи, гениальные музыканты, писатели - властители дум. Открытие четвертой чакры представляет собой рождение нелокального объекта - открывшие её люди ощущают себя и действительно становятся частью великого целого - страны, народа, культурной традиции. На четвертой ступени Наставник получает власть над людьми, приобретает способность подчинять их своей воле. На ней начинается его трансформация в Сверхчеловека. Для того, чтобы покинуть четвертую ступень и перейти на следующую, пятую, Наставник должен осознать ничтожность и коварство материальных благ, и преодолеть в себе демона алчности, имя которого Маммон. Тот же, кто упивается властью, тешит себя предоставленными ею благами, навсегда останется на четвертой ступени.
Заметка на полях:
Маммон (Маммона, лат. Mammon, от греч. «богатство») - это демон, олицетворяющий власть золота, сребролюбия и стяжательства. В списки демонов смертных грехов Бинсфельда Маммон олицетворяет алчность. Он первым научил людей разрывать грудь земли, чтобы похищать оттуда сокровища. Он низвергнут в Ад последним. Ходит всегда низко склонив голову. В «Потерянном рае» Мильтона упоминается, что он построил для Люцифера дворец из золота. В книге Френсиса Баррета «The Magus», Маммон называется князем демонов-искусителей и соблазнителей. Как и многие демоны раньше были божествами разных народов, так и Маммон, был богом богатства и наживы у древних сирийцев, а у христиан со временем стал злым духом.
Четвертая ступень Золотой Лестницы соответствует стоянке души, название которой - «Макаам ар-Руух», стоянка души. Суфьи считают, что самостоятельно, без помощи учителя - шейха, никто не сможет достичь этой стоянки. Они говорят, что мюрид, достигший стоянки души, еще больше приблизился к Богу, но на этой стоянке его подстерегают склонность к самообману, легкомысленное отношение к жизни, высокомерие, зачастую - презрение к окружающим.
«И я почувствовал, что в деньгах, именно в самых деньгах, в обладании ими есть что-то гадкое и безнравственное, что самые деньги и то, что я имею их, есть одна из самых главных причин тех зол, которые я видел перед собой, и я спросил себя: что такое деньги?»
Лев Николаевич Толстой
Вернуться Оглавление Далее