СТУПЕНЬ ЧЕТВЁРТАЯ. Шаг 4, ч.2. Пирамида - способ консолидации ресурсов.

Apr 09, 2010 12:32

Выше мы бездоказательно бросили обвинение - экономика любой страны - любая экономика сложнее натурального хозяйства (т.е. любая экономическая система, использующая денежный оборот) в той или иной мере является финансовой пирамидой. Чуть ниже мы покажем, почему экономика является пирамидой первого типа.

А пока изучим, что такое финансовая пирамида второго вида.

В построении финансовой пирамиды второго вида используется сетевой принцип привлечения вкладчиков. Вкладчик такой финансовой пирамиды не получает от её организатора ни гарантий выплаты фиксированного процента по вкладу, ни гарантий его возврата. Задача получения денег от пришедших позже него становится персональной задачей каждого участника. Вернет ли он свой вклад, и получит ли он на этот вклад какой-нибудь доход, зависит только от него самого. От его способности убедить кого-либо в выгодности участия в пирамиде, от того, насколько много людей он сумеет привести в пирамиду. Часть денег, вложенных в пирамиду пришедшими за ним участниками (т.е. теми, кто присоединился к цепочке, в которой он является первым звеном), и есть те деньги, на которые он может рассчитывать.

Особенность пирамиды второго рода: привлечением новых вкладчиков занимаются сами же вкладчики. Есть еще и такая особенность - организатор финансовой пирамиды второго вида способен выполнить свои обязательства перед вкладчиками в любой момент времени - если, конечно, не решил присвоить себе деньги, которые он обязан им выдать. Поскольку обязательства у него следующие: аккуратно вести учет цепочек взаимного привлечения вкладчиков, правильно рассчитывать суммы, причитающиеся вкладчикам - звеньям этих цепочек. А также вовремя передавать вкладчикам начисленные им суммы.

Финансовые пирамиды второго вида бывают чистого и смешанного вида. В первом случае по цепочкам распределяются сделанные вкладчиками единоразовые вступительные взносы, во втором случае для того, чтобы остаться в пирамиде (или для того, чтобы получить более выгодный алгоритм расчета начисляемого и выплачиваемого ему дивиденда) вкладчик должен периодически делать дополнительные взносы.

Вариантом финансовых пирамид второго вида являются так называемые компании сетевого маркетинга. В этих компаниях аналогом взносов является первичный (а также последующие) выкуп у компании партии ее «продукта». Торговая наценка, содержащаяся в цене продаваемого продукта, распределяется по цепочке взаимного привлечения - так же, как по цепочке вкладчиков финансовой пирамиды распределяются сделанные ими «добровольные» взносы. Правила, по которым распределяются названные денежные средства, в компаниях сетевого маркетинга носят название «маркетинговый план».

Однако в предельном случае - когда торговая наценка на продающиеся компанией товары сравнивается с наценкой, с которой подобного вида товары продаются в обычной, розничной торговле, обвинение компании сетевого маркетинга в мошеннической деятельности, в организации финансовой пирамиды, становится неправомерным. В этом случае сетевая компания из организатора финансовой пирамиды превращается в организатора торговли, основанной на сетевых принципах. Это очень важный момент, который поможет нам понять, почему построенная на сетевых принципах иерархия «Экономика», - не просто еще одна финансовая пирамида, а социальная технология, которой предстоит обратить в свою веру весь цивилизованный мир.

После того, как мы разобрались с терминами, покажем, как государство строит финансовые пирамиды, участниками которых мы с вами являемся.

Рассмотрим идеальное государство - представим себе, что в этом идеальном государстве чиновники не воруют из бюджета, не берут взяток, не играют на бирже, имея инсайдерскую информацию,  не принимают участия в рейдерских захватах чужой собственности, не ведут параллельно с государственной службой свой частный бизнес, поддерживая (крышуя) его своим административным ресурсом (каким чудовищной силы воображением нужно обладать, чтобы представить себе всё перечисленное!?).

Мы говорим о государстве с рыночной экономикой, где существует частная собственность на средства производства.

Образцом финансовых пирамид первого вида в такой экономике являются спекулятивные пузыри - на биржевом рынке, на рынке недвижимости. История биржевой торговли по сути есть история периодического возникновения и схлопывания спекулятивных пузырей (подробности о финансовых пирамидах, выстраиваемых с санкции государства на рынках акций и недвижимости, можно найти в познавательной работе Дмитрия Неведимого «Религия денег»).

Один из последних лопнувших пузырей - фондовый рынок США. После провала в 2000 г. рынка акций так называемых высокотехнологичных компаний,  ФРС ещё раз накачала фондовый пузырь - который таки лопнул в 2009 г. Сумма привлеченных на биржу, а затем испарившихся инвестиций оказалась максимальной за всю историю биржевой торговли.  Надо ли объяснять, что прибыль, которую смогли получить ранее вошедшие в рынок и вовремя вышедшие из него спекулянты, своими деньгами обеспечили те неудачники, что вошли в рынок незадолго до его обвала?

Следует отметить, что на начальном этапе спекулятивный биржевой бум играет положительную роль - движение цен на акции компаний, принадлежащих новому производственному сектору, способствует финансовому притоку, привлечению в него дополнительных, так необходимых ему инвестиций. Но чрезмерный оптимизм, переходящий в жажду спекулятивных сверхприбылей превращает денежный инвестиционный поток в безудержный бум, который заканчивается резким обвалом цен на акции (на пятом Шаге третьей Ступени мы уже обсуждали, что такое финансовый пузырь с точки зрения триадной схемы построения социума). Пузыри всякий раз надувались по-разному, - схлопыванию пузыря всякий раз предшествовали различные события. Например, на биржевом рынке США: открытие золота в Калифорнии перед крахом 1849 года, развитие железных дорог перед крахом 1875 года, «изобретение» биржевиками «нового финансового инструмента» - покупки акций в кредит под залог самих купленных акций перед крахом 1929 года, возникновение экономики «дот-комов» перед крахом 2001г. В последнем из названных годов ФРС применило (и до сих пор применяет) новый инструмент - финансирование пузыря путем кредитной эмиссии.  На наш взгляд такой способ борьбы с финансовым кризисом напоминает попытку тушить пожар, заливая огорь керосином.

Сам процесс капиталистического производства является комбинацией финансовых пирамид первого и второго вида. Для того, чтобы обосновать этот тезис, обратимся к марксизму - единственному верному экономическому учению о финансовой пирамиде.

В советские времена марксизмом народ кормили из-под палки, что неотвратимо приводило, как минимум, к несварению, - к его неверному пониманию, а чаще и вовсе к нежеланию его понимать. Однако значение трудов Карла Маркса трудно переоценить, а внимательное изучение понятия прибавочной стоимости дает совершенно неожиданные результаты.

Судите сами - что такое прибавочная стоимость? В двух словах, это предложение считать, что потребительская стоимость произведенного товара (количество денег, которое за этот товар готов заплатить покупающий его потребитель) можно разбить её на две неравные части. На себестоимость и прибавочную стоимость,  добавленную к совокупному первичному продукту в ходе производственного процесса (таким образом, применяемый во многих странах так называемый налог на добавленную стоимость является косвенным признанием правительством этих стран истинности марксистской теории). Прибавочная стоимость в свою очередь разбивалась Марксом опять на две неравные части - на заработную плату работника, и доход владельца капитала (капиталиста).

Маркс объяснял природу возникновения и роста капитала следующим образом - в процессе производства рабочие получают только часть произведенного прибавочного продукта. Оставшуюся долю получает владелец основных фондов, капиталист.

«Ибо был человек, чей труд был мудрым, умелым, успешным,

А отдаст свою долю тому, кто над ней не трудился,

Это - тоже тщета и большое зло».

Екклезиаст (Ек.2:21)

Рассмотрим любую производственную цепочку - к примеру, от карьера, где добывается руда, до домашней хозяйки, которая варит борщ в кастрюле, сделанной из выплавленного из этой руды металла. На каждом этапе производства есть специализированное предприятие, и на каждом таком предприятии (от электростанции, питающей горно-обогатительный комбинат в начале цепочки и до розничного магазина, где эта кастрюля была куплена) есть свои работники, и свои хозяева. Таким образом, продукт, переходя по цепочке производителей, превращается в кастрюлю, и, прирастая потребительской стоимостью, распределяет прибавочную стоимость по цепочке производителей - по капиталистам и их работникам.

Как работнику, так и капиталисту придется расстаться с частью своей доли прибавочной стоимости -  каждый из них разделит полученный доход на две неравные суммы. Одна часть пойдет на инвестирование, другая - на потребление. Инвестиционную часть капиталист вложит в расширение своего производства, а также в существующие на рынке различного рода инвестиционные продукты (если не сказать, пузыри) - в акции, в недвижимость. Часть заработка работника, направленная на инвестирование (правильнее сказать, на сбережение) занимает существенно меньшую долю, чем  у его классового врага. Тратя часть полученного дохода на потребление, и тот, и другой (конечно, в разной мере) будут потреблять произведенные другими капиталистами товары и услуги.

Заметка на полях.

Из текста, размещенного Саломатиным Андреем Аркадьевичем на форуме http://worldcrisis.ru/

«Существует мнение, что капиталистическая экономика отвратительна по той причине, что буржуи присваивают прибавочную стоимость и тем самым грабят наемных работников. Но на самом деле, капиталист присваивает не всю прибавочную стоимость, а лишь ту ее часть, которую тратит на личное потребление. Большую часть прибавочной стоимости капиталист вынужден реинвестировать в производство, т. е. тратить ее на развитие производительных сил всего общества. В литературе описано немало случаев, когда капиталисты ограничивали свое потребление на крайне низком уровне. Дело доходило до того, что некоторые финансовые капиталисты умирали от голода, лежа на сундуках с золотом. Часто случалось, что потребление пламенного революционера превышало потребление махрового буржуя, что, безусловно, справедливо».

По большому счёту, потребление также приводит к «развитию производительных сил всего общества» - но уже отраслей, поставляющих потребителям иные товары и услуги. В любом случае, как инвестирование (сбережение), осуществляемое капиталистом (работником), так и потребление (как капиталиста, так и его работника) являются замыканием производственно-реализационных цепочек других производителей - завершением чужих цепочек своими деньгами.

Заметка на полях.

А еще капиталист и его работники часть заработанного отдадут государству, в лице налогового ведомства. В России же капиталист еще раз заплатит тем же самым (и многим другим) представителям государства, но уже лично, в рамках существующих теневых схем.

Из утверждения о существовании прибавочной стоимости, часть которой присваивается капиталистом,  Маркс вывел эксплуатацию рабочего класса буржуазией. Я же в этом утверждении (в этой модели) увидел нечто совсем другое.

Любой капиталист - всего лишь звено в производственной цепочке, и добавив (вместе со своими работниками) к себестоимости продукта прибавочной стоимости, он в свою очередь отдает продукт дальше, вверх по производственной цепочке, следующему звену добавления прибавочной стоимости - и так до самого верха, до генерального подрядчика. Здесь можно усмотреть все тот же дележ прибавочной стоимости, но уже не между физическими, а между юридическими лицами - у одной крупной компании-интегратора всегда есть много мелких компаний поставщиков, контрагентов, у тех, в свою очередь, ещё более мелкие контрагенты, и т.д. И что работники для капиталиста, то сам капиталист для еще более крупного капиталиста. Если же капиталист произвел продукт, предназначенный для конечного потребления, то следует учитывать, что сам процесс реализации произведенного товара, как указывалось выше, является процессом добавления к нему прибавочной стоимости. То есть доля стоимости, прибавленной к первичному продукту рабочим на заводе, может быть смехотворно малой по сравнению с той долей стоимости, которая прибавляется специалистами по маркетингу к уже физически конечному, готовому продукту в ходе его рекламной компании (Марксу, при всей его гениальности, не дано было предугадать, что в XXI веке доля рекламных затрат, доля стоимости брэнда в реализационной стоимости товара будет доходить до 80-90%%). На смену производственным операции над товаром в этом случае приходят операции массмедийные.

Заметка на полях.

Распределение прибавочной стоимости по всей длине цепочки выполняется следующим образом (точные цифры здесь не принципиальны):  1 рубль получает изобретатель продукта, 10 рублей - его производитель, 100 рублей достанутся продавцу.

Доля капиталиста в прибавочной стоимости произведенного товара порой невелика - но нужно помнить, что капиталист один, а работников много. Капиталист имеет свою долю от прибавочной стоимости, добавляемой к товару каждым из своих работников. Ну а большой капиталист имеет свою долю от прибавочной стоимости, добавленной к товару каждым из своих контрагентов - мелких капиталистов.

Вам это ничего не напоминает? Правильно, это - схема финансовой пирамиды второго вида, схема сетевого маркетинга. В любом пособии по сетевому маркетингу вы найдете описание обычной промышленно-реализационной цепочки завод - оптовик - ритейлер (розничный продавец) и пояснение, что сеть дистрибуторов подменяет в ней два последних звена. Я бы от себя добавил - между оптовиком и ритейлером пропущена массмедийная стадия финишной обработки (не товара, а наших с вами мозгов - посредством, преимущественно, телевизионной рекламной компании). А сеть дистрибуторов заменяет собой не два, а три звена, с учётом сказанного.  Типичная МЛМ-компания заказывает на заводе таблетки (или продукты на основе сока алоэ, или чудо-кастрюли, или еще какой-нибудь там хайтек-пылесос), а затем силами своих дистрибуторов транспортирует товар до конечного потребителя, при этом телевизионная обработка клиента заменяется на его обработку в приватном порядке. И как, допустим, владелец оптовой фирмы имеет долю в прибавочной стоимости, создаваемой каждым членом коллектива работников, так в сетевом маркетинге каждый вышестоящий спонсор получает часть прибавочного продукта, произведенного дистрибуторами своей организации (работающей на него сети).

Любой товар можно реализовать по стандартной производственно-массмедийной схеме, а можно - методом сетевого маркетинга. И там, и там вышестоящий забирает себе часть прибавочной стоимости (часть конечной цены товара) произведенной нижестоящими. При этом в случае отечественной практики производственные финансовыми потоки дополняются, сопровождаются теневыми потоками, без которых производство бы встало, задавленное проверками и наездами радетелей «государственных» интересов, а сетевики были бы вынуждены собирать кучи бумаг для оформления копеечных (на нижних, наиболее многочисленных уровнях пирамиды) оборотов.

В описанной схеме не составляет труда увидеть пирамиду, поскольку её основной характерной чертой является присвоение немногими результатов труда многих.

Вспомните описанную выше схему компании сетевого маркетинга. В ней - распределение по цепочке дистрибуторов торговой наценки, здесь, в традиционной схеме производства и реализации -  распределение по цепочке производителей (капиталистов) прибавочной стоимости. Более того, окончание производственной цепочки (промышленный склад, склад оптовика, розничная точка) по экономическому смыслу совпадает с цепочкой дистрибуторов компании сетевого маркетинга. В сетевом маркетинге больше всех получает тот, кто находится в начале цепочки распределения, тот, кто пришел в компанию раньше всех. В традиционной схеме больше всех получит тот, кто успел приобрести (накопить) наибольший капитал.

Аналогия наблюдается даже в мелочах. Как мы утверждали, компания сетевого маркетинга только тогда является финансовой пирамидой, когда продает свой товар с неадекватно высокой наценкой - по завышенной цене, не соответствующей цене на подобные товары, продающиеся на свободном рынке. Аналогично, в стране развитого капитализма монопольное ценообразование считается не меньшим мошенничеством, чем организация финансовой пирамиды. Напомним, что монопольное ценообразование - это производство товара и продажа его по завышенным ценам в ситуации отсутствия на рынке его аналога, заменителя.

Покажем теперь, почему промышленное производство является финансовой пирамидой первого вида.

Для простоты представим себе, что в нашей экономике имеется один капиталист, нанявший десять работников за одну тысячу рублей с целью произвести партию товара.  Товар произведён, работники получили зарплату, капиталист имеет на руках партию, и желает продать её с прибылью - например, за 1300 руб. Работники купят товара на полученную 1000 руб. (как вы помните, других покупателей в нашей экономической модели не предусмотрено), а где капиталисту взять покупателей на оставшиеся 300 рублей товара? Ну, товара на 200 руб. он сумеет утилизировать на свои личные нужды - а что прикажете делать с товаром на оставшиеся 100 руб.?

Очень просто - нужно найти других покупателей. Реализуя эту стратегию, США вышли из Великой депрессии 1929г., вступив во Вторую Мировую войну за новые рынки сбыта, и присоединили к долларовой зоне Китай и Россию, на двадцать лет отсрочив момент наступления Величайшей депрессии 2009г.

Ну чем не пирамида первого вида, для существования которой принципиально необходим приток новых участников?

Заметка на полях.

Есть ещё два способа справиться с возникшей проблемой - и все они уже не раз были испробованы мировой экономической системой.

Способ второй - прокредитовать прежних покупателей.

Капиталист отдает работникам оставшийся товар в кредит, а те обязуются расплатиться с ним из следующей зарплаты.

Постепенно всё большая часть зарплаты работников будет удерживаться в погашение выданного ранее товарного кредита - и скоро наступит день, когда зарплату перестанут выдавать - она вся будет уходить в погашение ранее полученного кредита. Дальнейшее существование работников - жизнь в долговой кабале. Опять тупик.

И не важно, что не капиталист кредитует работника, а банк - деньгами капиталиста, которые тот положил в банк после реализации товара. Конец будет всё тот же, единственная разница - работники в итоге окажутся должны не капиталисту, а банкиру.

Способ третий - государство эмитирует дополнительные деньги, и, расплачиваясь ими за общеполезные работы, вбрасывает их в экономику.  В результате имеем разрушающую экономику страны неограниченную инфляцию.

Вернуться
Оглавление
Далее

4.4.2. Пирамида - способ консолидации.

Previous post Next post
Up