- бурлеск и нищета Пятой Республики. Ревашоль Франция, 1960 г.
И снова у нас в гостях калужское "Знамя"! Из номера от 17.04.1960:
Днем и ночью кипит, бурлит "веселый Париж". Да только веселый ли? Зазывно горят неоновые вывески, то тут, то там виден дешевый блеск витрин. Капиталистический мир выставляет себя словно падшая женщина, за гроши спешащая продать свое тело бездельному толстосуму. А впереди майские праздники, которые жителям Франции придется встречать в условиях усиления кризиса слабеющего капиталистического мира погони за чистоганом и наживой. Освобождаются от колониального гнета народы Африки, все громче звучат голоса людей труда и в самой Европе. Нет, не весело сегодня в Париже.
Буржуа, рантье, биржевые игроки да американские моряки и натовские генералы с железными крестами, которые им вручал еще бесноватый фюрер - вот из кого сегодня состоит праздная парижская толпа. Вы не увидите там синюю блузу рабочего, колпак повара из общепита, стоптанных штиблет клошара. Озлобленные голоса "хозяев жизни" доносятся до нас, корреспондентов советской печати, случайно проходящих мимо одного из "злачных местечек" Парижа. Мы на ходу переводим с французского и американского языков:
- Эти русские большевики, что же они творят? Сегодня Африка, завтра космос, а после?.. Вы слышали, генерал такой-то обещал американцам установить во Франции новый порядок! Это давно пора, мсье, по две пули на каждого рабочего и коммуниста, по две!.. Война будет, мы начнем ее когда Шестой флот закончит... Уничтожить коммунизм! Уничтожить русских! Иначе биржу ждет крах - американская сталь падает уже вторую неделю!..
Ошметки человечества. Это не Франция - это ее паразиты. Быстрым шагом мы удаляемся подальше от пошлых рекламных плакатов - скорее туда, в рабочие кварталы столицы. Там нас уже ждут, на изможденных лицах улыбки радости: трудовой Париж с нами, здесь любят Советский Союз и радуются каждому успеху в строительстве нового мира. Возбужденные голоса перебивают друг друга, торопясь задать самые главные вопросы до появления жандармерии:
- В России действительно социальная справедливость? О, какой восторг! Позвольте пожать ваши руки, товарищи!..
Какой-то старик, ветеран Коммуны, пускается в трогательные воспоминания. Но что это? Раздуются свистки, негодующие крики сменяют звуки ударов дубинок. Наш главред встает на пути у конного офицера: "Не сметь бить людей!" Лошадь отшатывается, за ее мордой негодующее лицо с фашистскими усиками. "Кто ви есть такой?" Не сговариваясь, отвечаем хором: "Мы из Калуги!" Офицер бледнеет: "О, мон дье!" Дело сделано, рабочие спасены, борьба будет продолжаться.
Прощай, город капиталистических тунеядцев - мы обязательно еще вернемся и увидим настоящий рабочий, пролетарский Париж!