Вот если бы действительно, одним разом все люди
как-нибудь исчезли с лица Земли, как было бы хорошо.
#безшуток
-
Байкал -> Листвянка -
Байкал -> Ольхон -
Байкал -> КБЖД <<
Владивосток 2014 - Часть I (Москва - Новосибирск) <<
Владивосток 2014 - Часть II (Новосибирск - Красноярск) Владивосток 2014 - Часть IV (Иркутск тревоги нашей) >> Владивосток 2014 - Часть V (Как мы доехали до Владивостока) >> ...
ИРКУТСК
12-13.07 Красноярск - Иркутск (1075 км)
От Красноярска до Иркутска дорога примерно такая же, как от Новосибирска до Красноярска - вполне хорошая, разве что чуть более залатанная и с кочками; как и везде, встречаются неприятные ремонтируемые участки. Загружена мало.
Тут внимательный читатель заподозрит: "Минуточку! Это же не ваш мотоцикл! Где ваши мотоциклы?"
Пардон, всё чётко - вот наши мотоциклы:
Итак, мы приехали в Иркутск рано, в полдень. Я забронировала гестхаус в центре, но найти его мы не смогли - только какие-то задворки и развалины :) Цены же на гостиницы нас в очередной раз расстроили, поэтому потребовался час и несколько кругов по городу, чтобы примириться с расходами и заселиться в
отель «Иркутск» с видом на Ангару.
Наскоро приняли душ и скорей, скорей! - свежие, помытые, на чистых мотоциклах, затаивши дыхание, готовые прикоснуться к детской мечте - поехали в
Листвянку увидеть Его - Байкал.
БАЙКАЛ (ЛИСТВЯНКА)
И вот он какой. Ещё прежде того, как мы покинули элитные пригороды Иркутска, и задолго до того, как краешек Байкала показался со случайного поворота, мы почуяли его прозрачно-голубое дыхание. Так осенью в порывах ветра уже чувствуешь приближение зимы.
Дорога в Листвянку - Байкальский тракт - идёт вдоль Ангары, хотя самой реки не видно, и постепенно спускается к берегу. Байкал долго не показывается, но на всём тракте не покидает ощущение, что где-то там, в низине, куда ведёт дорога, спит и дышит могучий ледяной великан.
Сухим языком фактов: в городе стояла жара в двадцать девять градусов, а в Листвянке (62 км от Иркутска) хотя и был ясный солнечный день, но всего двадцать два и как-то свежо.
В мультфильме
"Принцесса Мононоке" есть персонаж Бог леса, который обычно является людям в виде эдакого интеллигентного оленя, а на самом деле - огромный, прозрачный, переливающий звёздами годзилла. Так вот, мне кажется, Байкал похож на него (больше даже на годзиллу, чем на оленя):
Ну а Листвянка это такой байкальский Коктебель, весь из одной оголтелой улицы-набережной и пыльной автомобильной пробки. Туристические автобусы, толкучка прогулочных катеров у пристани, монотонные приглашения на водную экскурсию сквозь скрежет мегафона, аляповатые палатки с сувенирами мейд ин чина, цепкий запах рыбы и шашлыка - вот Листвянка. Насилу нашли куда приткнуться с нашими мотоциклами. Но тем сильней чувствовался контраст кипящего человеческого муравейника на берегу и студёного спокойствия Байкала.
От толпы народа мы очумели, от цен в ресторане с видом на Б. чуть не упали с балкона в этот самый Б., поэтому наскоро поели в забегаловке, сели на мотики и поднялись выше над посёлком в горнолыжную
базу отдыха "Истлэнд". Тут дают прокатиться на подъёмнике до смотровой площадки "Камень Черского", откуда открывается вид на исток Ангары.
Поднялись
Пугали клещей
Байкал, исток Ангары. Вид с камня Черского:
Про смотровую площадку
пишут вот что: "Камень Черского расположен на небольшой высоте - всего 728 метров над уровнем моря. Гора названа в честь Яна Доминика Черского - польского патриота, сосланного в Сибирь и ставшего волей судьбы знаменитым исследователем Байкала. Якобы на этой горе сидел Ян Черский и любовался Байкалом."
Именем Черского названо на Байкале еще 2 горы: пик Черского на Хамар-Дабане (2090 м) и Гора Черского на Байкальском хребте (2588 м).
Когда мы спустились, набережная уже опустела - вечер. Немного побродили около гостиниц, поглазели на иноземные мотоциклы, попробовали Байкал на вкус.
Какие же у меня страшные были эти мото-кроссовки, прямо валенки какие-то! Хорошо, что в один из дней пошёл дождь и они так промокли, что выбросила их без сожаления :)
Первое знакомство с Байкалом состоялось. Пусть не такое интимное и уединённое, как хотелось бы, но сам Байкал оказался и глубже и прозрачней мечты о нём. Вот если бы действительно, одним разом все люди как-нибудь исчезли с лица Земли, как было бы хорошо. #безшуток
Тут ещё стоит добавить перечень других интересных мест Листвянки и около неё. Во-первых, вот
хороший маршрут для посещения Листвянки на один день:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/38393/15177467.b2/0_9ebaf_3725b3a_XL.jpg)
(с) fanatbaikala На этом маршруте цифрами отмечены:
1.
Байкальский музей2.
Дендрарий3. Смотровая площадка "Камень Черского"
4.
Нерпинарий5. Местный рынок (рыба, сувениры)
6. Обед в беседке с видом на Байкал
7. Свято-Никольская церковь
8. Центр ездовых собак
9.
Ретропарк10. Мини-зоопарк "У медведей"
А не доезжая 20 км до Листвянки можно посмотреть на
архитектурно-этнографический музей "Тальцы" под открытым небом.
Вот
тут у пользователя
fanatbaikala в подробностях написано про все эти достопримечательности, эта запись мне и помогла в планировании поездки. Спасибо!
ОЛЬХОН
Не откладывая в долгий ящик, на следующий же день мы поехали на
Ольхон - самый большой остров Байкала. Он считается "местом силы" и является одной из главных точек всех байкальских туристических маршрутов.
Из википедии: "Длина острова 73,5 км, ширина - до 15 км, площадь - 730 км², постоянное население - 1668 чел. (2014), расстояние от Иркутска - 256 км. Русифицированное название Ольхон происходит от бурятского слова «ойхон» - «лесочек» или «немного лесистый», поскольку леса занимают чуть более трети поверхности территории острова."
Кстати, вот так выглядели наши планы общего знакомства с Байкалом, выделено три главных места:
Теперь о дороге на Ольхон. Первые сто тридцать километров - прямая взлётно-посадочная полоса в бескрайней степи. Того гляди наскачут кочевники и увлекут в полон. Хорошо, что мы на мотоциклах.
В местечке Баяндай нужно свернуть направо на Еланцы и следующие сто двадцать километров до парома едешь будто совсем по другому краю: густой-густой лес, крутые подъёмы и спуски, приятные изгибистые повороты. Где-то на этих поворотах моему мотоциклу исполнилось 50000 км.
Паром находится в посёлке Сахюрта (т.е. именно это название нужно вбить в навигатор, отправляясь из Иркутска).
Даже страшно писать, чтоб не сглазить: паром до Ольхона в пик сезона курсирует каждые полчаса и притом - абсолютно бесплатно!
Глаза цвета Байкала. Самый красивый человек, которого я знаю.
И вот мы на Ольхоне. На фотографии видна единственная дорога острова, ведущая к самому крупному местному посёлку, Хужиру. На этой дороге мы за час упоролись так, что фотографировать не было сил, осталась только пара мутных айфонофоток.
Вообще, о грунтовой дороге через Ольхон мы получали самые разные сведения. На фотографиях в интернете она казалась приличной. А вот встреченный мотоциклист Юрий из Москвы очень отговаривал соваться туда на мотоциклах. То же повторили и Толины красноярские знакомые, бывавшие на острове.
В Иркутске же местные мотоциклисты смотрели на предприятие гораздо радужнее, приводя в пример различные случаи проезда по Ольхону ими и их знакомыми на самых неподходящих, казалось бы, мотоциклах. Разумеется, мы поверили бесстрашным иркутянам!
А вот что мы подумали после: на хороших, новых дорожных мотоциклах, если вы к ним хоть сколько-нибудь привязаны, не нужно, не езжайте на Ольхон. Главного отрезка дороги там всего-то 35 километров (как раз до Хужира). Но эти 35 километров - глиняно-песчаная грунтовка с камушками и з-у-б-о-д-р-о-б-и-т-е-л-ь-н-о-й гребёнкой, на которой мотоцикл скакал подо мной как разъяренный бык, отчаянно стуча пластмассками и шестерёнками, вмиг растеряв свою хвалёную германскую сдержанность.
Короче, дорога не то чтобы сложная, никаких там непроходимых колей или преград, но просто очень неприятная, очень. Хотя вот на фото этого и не видно :)
Вдоль основной грунтовки вьются параллельные, стихийно проложенные машинами грунтовые дорожки, которые то отходят от основной, то вливаются в неё через километр-два. Поначалу эти альтернативные тропки показались нам довольно дружелюбными, и мы стали, дорожка за дорожкой, объезжать по ним главную. Но внезапно одна из таких дорожек из глиняной превратилась в песчаную. Моё заднее колесо стало то и дело уходить с прямой, и на одном из барханов я завалила мотоцикл.
Короче, с этих заманчивых дорожек мы в итоге съехали и, стуча зубами и костяшками, потащились по главной. Ну и времени на 35 километров ушло - час. Вроде ничего страшного, но мотоциклы было и вправду очень-очень жаль.
С другой стороны, как подумаю - 250 км до Ольхона и что? Нанимать машину? Гордым мотоциклистам тащиться на четырёх колёсах с чужим дядькой туда и обратно? Не знаю, не знаю. Тоже как-то безрадостно. В общем, решайте сами! :)
А мои эмоции от дороги написаны прямо на лице:)
После пережитого ужаса, мы первым делом заглянули в предприятие общепита.
Вот так оно выглядит изнутри - просторная деревянная юрта. На Ольхоне, кстати, можно поселиться и пожить в юртах (не деревянных, а настоящих).
Толя ест любимые хинкали, которые на Байкале называются позами.
А вот он Хужир - пыльный, песчаный. Мы припарковали мотоциклы в песочной куче на одной из центральных улиц, Пушкинской :) Вот на яндекс.картах есть отличные
панорамы посёлка, можно погулять виртуально. Прямо чувствуешь, как плавит тебя жара.
Весёлый грузовичок улыбается. Он мне так понравился, что я попросила Толю сделать эту фотографию.
В Хужире мы, прежде всего, заглянули в очень симпатичный краеведческий музей.
Краткая справка о столице Ольхона:
Кусочки экспозиции
Нашёлся даже мотоцикл. Видимо, кто-то приехал на нём в Хужир по делам, но, представив дорогу обратно, плюнул и решил остаться.
Музей нам очень понравился.
А далее - классическая серия фотографий с Ольхона.
Это
скала Бурхан (Шаманка), одна из самых известных достопримечательностей Байкала.
Тут видно насколько (пока ещё) прозрачна в озере вода.
Как пишут, скала и находящаяся в ней пещера на протяжении многих веков имела сакральное значение: "Шаманская пещера была наиболее почитаемым святым местом на Байкале, которому приносили жертвы и давали обеты со времени появления первых шаманов. После распространения среди бурят тибетского буддизма пещера почиталась также и бурятами-буддистами. Ранее в пещере проходили шаманские обряды, а после в ней находился алтарь Будды
По рассказам старожилов, в первом десятилетии XX века для молебствия около скалы приезжали сотни лам из дацанов Забайкалья. Ламы говорили, что в пещере мыса живёт монгольский бог, переселившийся из Монголии в незапамятные времена, ища спасения; что ламы из всех 34 действующих в Бурятии дацанов обязательно приезжают сюда молиться.
О пещере имеется много легенд, в том числе легенды о пребывании на острове Ольхон Чингиз-хана и повелителя монголов Гэгэн-бурхана".
Песчаные пляжи Ольхона похожи на прибалтийские: волны, песок, сосны.
Летом 2015-го из новостей мы узнали, что на Ольхоне бушуют страшные лесные пожары, их очень долго не могли потушить и выгорело много леса. Вот нашла
сайт, где можно зарегистрироваться добровольцем и в 2016-м году участвовать в посадке леса.
Вообще экологии острова развитие туризма очень вредит: растут стихийные свалки мусора (с острова его не вывозят), ускоряется эрозия почв. Вот если бы действительно, одним разом все люди как-нибудь исчезли с лица Земли, как было бы хорошо. #безшуток
Шаманские штучки. Прямо хребет дракона.
Очевидно, те самые кемпинг-юрты
Вид на Бурхан с другой стороны
Люди облекают свои желания в фигуры из камней
Чайки же думают, что это всё тлен и суета
Повседневная жизнь Хужира. Чем-то это напоминает
Камбоджу. Вообще нам с Толей все хорошие места так или иначе напоминают Камбоджу :)
Музыка дров
Тайная штаб-квартира "Почты России"
Уже вернувшись с Ольхона на материк, в нескольких километрах в сторону Иркутска заметили на пригорке любопытный монумент. Остановились посмотреть и не пожалели. Оказалось, это памятник Бродяге из песни "По диким степям Забайкалья".
Итак, что можно посоветовать относительно Ольхона. Во-первых, выделить на посещение острова не менее двух дней. Для интереса переночевать можно, например, в гостинице-юрте. Вечером посмотреть на гуляющую публику (кое-где пишут, что в Хужире по вечерам, бывает, даже играют джаз). На следующий день нанять машину и съездить на дальнюю оконечность острова. Там нет дорог (в основном песок), но очень-очень красиво.
Самый северный мыс Ольхона называется Хобой (Клык). Это удивительное место! Вот по этой
ссылке откроется PDF с красивейшими фотографиями тех мест. Откройте - не пожалеете (я уже сто раз пожалела, что мы туда не добрались).
(с)
http://geol.irk.ru/baikal/baikal/rep_2008/pdf/baikal2008_apx6.pdf Во-вторых, если на Ольхон у вас всё-таки один день, как у нас, то нужно иметь ввиду, что это означает 500 км обычной дороги (т.е. минимум пять-шесть часов езды туда-обратно) и 70 км плохой дороги на Ольхоне (то есть два часа туда-обратно), плюс время ожидания парома (в лучшем случае по сорок минут на каждом берегу). Итого часов девять-десять из вашего "одного дня на Ольхон" уйдут просто на дорогу из Иркутска и обратно. Мы с Толей как-то не вполне осознали этот момент и возвращались в темноте, что в степи с вольно пасущимися козами как-то не особенно приятно.
Приведу также ссылки на интересное:
-
остров Ольхон из космоса (pdf)-
фотографии эндемичных водных животных Байкала (pdf)-
фотографии восточного берега Байкала (pdf)-
официальный сайт "Охрана озера Байкал" И для полноты картины:
КРУГОБАЙКАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА (КБЖД)
Коротко о КБЖД:
(с)
http://etosibir.ru/krugobajkal-skaya-zheleznaya-doroga_menu_istoria_fakty/ О Кругобайкальской железной дороге я узнала задолго до того, как придумала поехать во Владивосток. Увидела как-то фотографии и поразилась. На деле посещение КБЖД стало нашим самым большим разочарованием за всю поездку. Вернее - что это я несу! - не сама дорога, конечно, а популярная экскурсия, в которую мы вписались за неимением времени для самостоятельного осмотра.
На фотографиях в интернете можно увидеть этот ретро-паровоз (см.фото выше), и якобы иногда он даже ездит по маршруту. Честно говоря, увидев его на тупиковом хвостике рельс, мы подумали, что все фотки - фотошоп, и вряд ли паровоз вообще когда-либо куда-то выезжал.
Но ретро там не только паровоз :)
Немного об истории дороги (
из Википедии):
"Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) - название, использовавшееся во время постройки и первых годов эксплуатации по отношению к участку Забайкальской железной дороги от станции Байкал до станции Мысовая протяжённостью 260 километров. Ныне этот участок входит в состав Восточно-Сибирской железной дороги. В настоящий момент под Кругобайкальской железной дорогой обычно подразумевается участок от станции Слюдянка до станции Байкал (что является ответвлением от современного хода Транссибирской железнодорожной магистрали), являющийся тупиковым с 1956 года. Однако этот участок является уникальным памятником инженерного искусства."
"Возведение самого сложного отрезка, от Слюдянки до станции Байкал, началось лишь весной 1902 года, а сроком окончания работ Комитетом по Сооружению Кругобайкальской железной дороги была названа дата 15 августа 1905 года. Берег Байкала на данном участке представлял собой каменистую гряду, возвышающуюся над урезом озера на высоту до 400 м. По первоначальному плану, на этом участке было необходимо соорудить 33 тоннеля общей стоимостью в 5,3 млн рублей; подпорных стенок на сумму 3,7 млн рублей; виадуков на сумму 1,6 млн рублей."
"По причине отсутствия прибрежной террасы доставка всех материалов к месту строительства (за исключением камня, добываемого на месте) осуществлялась по воде (летом - на баржах, зимой - на гужевом ходу по льду). Сложный рельеф берега, сложенного практически везде скальными породами, вынудил строителей подавляющую часть маршрута дороги прокладывать в тоннелях либо на искусственных полках, вырубленных в скале; откосы дороги приходилось укреплять подпорными стенками. Строительство велось практически вручную; трудности и лишения, терпимые рабочими, усугублялись жарким летом и суровой зимой."
Ну а теперь о том, почему нас разочаровала экскурсия. Во-первых, на неё непросто попасть, особенно если у вас всего несколько дней на всё про всё, потому что поезд этот ходит не каждый день. Причём иногда экскурсия стартует в Иркутске: из центра города вас забирает автобус, везёт до Листвянки, и оттуда ещё небольшой катер перевозит на станцию "Порт Байкал". Там начинается сама экскурсионная поездка, которая вечером заканчивается на ж/д станции "Слюдянка", откуда снова на электричке вы приезжаете на вокзал Иркутска.
(с) с сайта туристической компании "Кругобайкальский экспресс"
http://www.krugobaikalka.ru/weekend/express.php Иногда экскурсия стартует ровно наоборот: от "Слюдянки" в "Порт Байкал". А машинист, бедняга, работает в одно лицо!
Во-вторых, представьте себе, что вы целый день едете на некую отдалённую дачу на электричке.
Представили? Ну вот это и будет ваша экскурсия - целый день с несколькими остановками в пригородной электричке с толпой незнакомцев.
В экскурсионном поезде не так много вагонов, как в обычной электричке, конечно, но почему-то один из них называется первым классом (и там кормят), а остальные - вторым (и не кормят). Ценник довольно высок. Спрашивается, ну почему в эти деньги не включить хотя бы чай и печеньки? В результате, вагоны второго класса путешествуют под хруст пакетов, которые пассажиры берут с собой (мы с Толей тоже взяли, конечно - фрукты, печенье - и тоже хрустели, а что делать!).
Остановки довольно часты и занимают от десяти минут до часа (в середине дня поезд стоит у деревеньки Шумиха, где местные жители подсуетились и угощают проезжающих шашлыком).
Но в целом, вот ожидания:
(c) Гуков Юрий Сергеевич, Иркутское фотографическое общество
http://www.pribaikal.ru/single-image/gallery/0/286/4459.html И вот реальность.
Вот если бы действительно, одним разом все люди как-нибудь исчезли с лица Земли, как было бы хорошо. #безшуток
Лучшим вариантом знакомства с КБЖД представляется пеший поход, с рюкзаком и палаткой, дней этак на десять. Причём лучше осенью, так как будет очень красиво. На самом деле, такой пеший маршрут довольно популярен. Нам встретились даже школьники:
Представляете, пожить в таком палаточном лагере? (Если бы ещё не мотался этот поезд с туристами и машинистом в одно лицо!)
Но сама по себе и железная дорога с её невиданными туннелями, и сам маршрут по кромке Байкала вряд ли кого-то оставят равнодушными.
Меня, кажется, электричка конкретно утомила :)
Наша экскурсия завершилась в Слюдянке.
В ожидании электрички до Иркутска, многие захотели в туалет. Оказалось, чтобы попасть в него, в кассе необходимо купить билет "на выход" за 10 рублей :) Правда, при входе в туалет никто билетов не проверял. Но что интересно, есть особые категории граждан, кому в Слюдянке можно бесплатно. Это дети до пяти лет, работники РЖД и депутаты ГД РФ. Аллилуйя.
Некоторые полезные ссылки про КБЖД:
-
Википедия-
интересный сайт энтузиастов КБЖД -
туристическая компания "Кругобайкальский экспресс", тут можно найти информацию о расписании экскурсий
-
красивый фотожурнал о Сибири, статья про КБЖД-
красивые снимки инженерных сооружений КБЖД Поразительно, но Яндекс.Карты не поленились и сделали полноценную
панораму прямо с путей КБЖД! Можно на всё взглянуть своими глазами.
Про Байкал это всё. А следующая серия будет печальная ;)
<<
Владивосток 2014 - Часть I (Москва - Новосибирск) <<
Владивосток 2014 - Часть II (Новосибирск - Красноярск) Владивосток 2014 - Часть IV (Иркутск тревоги нашей) >> Владивосток 2014 - Часть V (Как мы доехали до Владивостока) >>