В жизни каждого человека (по крайней мере, я на это надеюсь)
есть люди столь же замечательные, сколь и загадочные. Вот Серёга - из таких.
-
Новосибирск-Красноярск: дорога -
Красноярская ГЭС -
Смотровая площадка "Царь-рыба" -
Красноярские столбы -
Серёга -
Совет дня: проехать тысячу и не сойти с ума <<
Владивосток 2014 - Часть I (Москва - Новосибирск) Владивосток 2014 - Часть III (Байкал) >> Владивосток 2014 - Часть IV (Иркутск тревоги нашей) >> Владивосток 2014 - Часть V (Как мы доехали до Владивостока) >> ...
НОВОСИБИРСК - КРАСНОЯРСК: ДОРОГА
10.07 - Новосибирск - Красноярск (800 км)
Намереваясь совершить путешествие, персонаж
одной моей любимой книги говорит: "Главное - это вырваться из пригородов", имея ввиду, что нужно достаточно долго ехать, чтобы почувствовать, что ты хотя бы стронулся с места. Так и у меня лишь на подъезде к Красноярску захватило дух, что вот теперь мы действительно далеко заехали.
Что касается дороги. По качеству покрытия дорога в целом нормальная (местами даже отличная), но в основном изрядно залатанная.
Сразу за Новосибирском ландшафт меняет скучный равнинный характер. Появляются долгие крутые спуски и подъёмы, густые хвойные леса. Пахнет ёлками. Тут уже чувствуется та дремучая Сибирь, которую наивно воображаешь, сидя в Подмосковье. Становится ясно: есть что-то неслучайное в том, как выглядит Сибирский федеральный округ на карте (кстати, именно Красноярский край и образует эту мощную вертикаль).
Проезжали через Кемерово, который, за неимением у нас времени погулять и вглядеться, запомнился как длинный-длинный перекрёсток с трамвайными путями. И это жаль, потому что на самом деле, в каждом городе, что мы промахивали мимо, хотелось бы остановиться и пожить хоть вечерок.
Ведь есть в Кемерове все наши любимые места: и
краеведческий музей, и
прекрасные набережные, и
памятник Ленину перед зданием администрации, и даже огромные (привет Голливуду)
буквы "КУЗБАСС" на высоком правом берегу Томи. А уж вокруг Кемерова чего там только нет!
Шорский национальный парк,
Шерегеш. Но мы всё это хладнокровно проскочили и погнали дальше.
В город въехали часов в семь вечера и через запруженные машинами окраины пробрались к гостинице. Весь следующий день должны были провести тут, обозревая многочисленные достопримечательности.
Байкер-меланхолик доехал до Красноярска:
КРАСНОЯРСКАЯ ГЭС
Красноярская ГЭС - одна из сильнейших точек притяжения Красноярска, хоть и находится в паре десятков километров от города. Дорога очень живописна: затяжные спуски, ленивые петли серпантина, густой лес, сквозь который проглядывает Енисей. Мы выехали часов в девять утра, когда Енисей ещё был весь укрыт туманом.
Река Мана - приток Енисея.
Так сказать, "культурный референс":
Вторая по мощности среди действующих гидроэлектростанций России (после Саяно-Шушенской), девятая - в мире. Оказывается, она Толина ровесница: именно в 1955-м году было создано специализированное строительно-монтажное управление строительства «Красноярскгэсстрой».
К плотине можно подъехать с обеих сторон. Сначала мы подобрались с правого берега. От знака "Стоп" дошли пешком.
Даже Димина строительная жилетка не помогла пройти КПП под видом рабочих. Скорее всего, выдали значки на Диминой же панамке.
Вообще, за пару дней до приезда в Красноярск я звонила куда-то на ГЭС (телефон нашла в интернете) и потом ещё в туристическое бюро по поводу экскурсии в машинный зал. Мне ответили, что хотя в принципе
это возможно, однако требует долгого согласования ("Режимный же объект, девушка!"). Отсюда вывод для следующей такой поездочки - сначала назначить дату экскурсии, а потом вокруг неё выстраивать отпуск.
Случись, что красота тех мест заставит вас воскликнуть "О, Красноярск! О, ГЭС! О, Енисей!", восклицание должно быть строго вертикальным. Горизонтальное восклицание категорически запрещено.
Осмотрев ГЭС с правого берега, переехали Енисей, чтобы без указателя найти дорожку, которая ведёт на смотровую площадку левого берега. Съезд с шоссе на эту дорожку действительно никак не обозначен, но она есть на Яндекс.Картах при достаточно большом увеличении, так что главное поставить точку в навигаторе и верить в свой успех.
Из
Википедии: "При проектировании ГЭС были допущены значительные экологические просчёты. В частности, предполагалось, что незамерзающая полынья будет иметь длину тридцать километров. В реальности она составила около трёхсот километров (ниже Красноярска), что оказало сильное влияние на экологическое состояние и климат. Климат стал более мягким, а воздух более влажным благодаря огромному количеству воды, скапливающейся в Красноярском море. Енисей в районе Красноярска перестал замерзать. Кроме того, ГЭС критикуется за большие площади затопленных ценных земель и значительное число переселённого населения. В зону затопления попадало 132 населённых пункта, в том числе три райцентра, подлежало переселению 60 тысяч человек, а перебазированию - десятки предприятий."
Но самая крутая вещь, доступная для обзора с левого берега, это даже не ГЭС, а
судоподъёмник ГЭС - хитроумная гигантская хрень, переносящая суда с одной стороны плотины на другую (у Красноярской ГЭС нет шлюзов). Толя был совершенно сражён и сделал кучу фотографий. Некоторые из них будут дальше, однако лучше один раз увидеть шайтан-машину в действии, поэтому ниже помещаю хороший видео-репортаж о ней. Кстати, в городе можно узнать, когда подъёмник будет работать в очередной раз, и если звёзды совпадут, подъехать и посмотреть своими глазами. Хотя бы потому, что в России такой один! Кому интересно, вот есть
список судоподъёмников по странам с дальнейшими ссылками.
Click to view
На самом деле, на левом берегу Енисея находятся даже две смотровые площадки с видом на плотину ГЭС. Одна - нижняя (это наши первые фото). И вторая - рядом с верхней платформой судоподъёмника. Проехать туда можно свернув на одно из ответвлений той же дорожки, что ведёт к нижней смотровой.
Итак, духоподъёмный судоподъёмник:
Если вернуться от подъёмника и смотровой на шоссе (Р-257) и поехать не обратно в город (направо), а чуть протянуться влево, то в паре километров будет ещё один съезд (тоже налево от шоссе) в сторону посёлка Шумиха, известного место отдыха на Красноярском море. Там мы искупались в Енисее. Маленький одинокий петух в зелёном - я.
СМОТРОВАЯ ПЛОЩАДКА "ЦАРЬ-РЫБА"
Поездку на ГЭС удобно совместить с посещением известной
смотровой площадки "Царь-рыба", откуда с трёхсотметровой высоты открывается потрясающий вид на Енисей. Фишка в том, чтобы сначала, по утренней прохладе, посмотреть на выплывающую из тумана ГЭС. Потом, как поднимется градус жары, доехать до Шумихи и искупаться. И уже на обратном пути в Красноярск зарулить на "Царь-Рыбу" (около посёлка Овсянка), чтобы увидеть Енисей во всём его блеске.
После такого бодрого утра мы вернулись в гостиницу, оставили мотоциклы, вызвали такси и поехали к "Столбам". По моей информации к "Столбам" всё равно на мотоциклах не пустили бы, ибо заповедник.
КРАСНОЯРСКИЕ СТОЛБЫ
То, что достопримечательности могут быть простыми или сложными, даже трудными, я поняла ещё в
Исландии. Да что там!
Камбоджа - одна сплошная достопримечательность, а какая трудная. Вот и "Красноярские столбы", безусловно, достопримечательность сложная, требующая минимум одного свободного дня, решимости и хорошей физической подготовки. У меня тогда была только решимость :)
"Красноярские столбы" - большой государственный природный заповедник на северо-западных отрогах Восточных Саян. Помимо животных, редких птиц и растений, главной изюминкой его являются, собственно, столбы - большие скалы и крупные камни необычной формы, каждый из которых имеет своё название (Дед, Бабка, Внучка, Перья, Жаба и Цыпа и т.п. -
подробнее тут). Вокруг этих столбов даже сформировалась целая субкультура,
столбизм.
Ну и чтобы посмотреть на эти каменюки, надо пройти пару километров в гору. То есть это при подготовке к путешествию я прочитала в путеводителе про "2 километра до кордона Лалетино" (границы заповедника), вздохнула и подумала, ну ок.
И вот, не ведая беды, мы высадились из такси у входа в "Столбы". Прямо оттуда начинается главная дорога к скальной зоне - Лалетинская дорога. Она идёт вдоль одноимённого ручья (ох, и жаркий был день!).
Мужики увидели вывеску, посмотрели на поднимающуюся вверх дорогу и немного скисли. Толя сказал:
"М-м-м, вообще я одному красноярскому клиенту обещал заехать познакомиться". Но потом мы посовещались и решили, что два километра не так уж и много за-ради столбов, и двинулись вверх.
Но у кордона Лалетино ждал главный сюрприз. Оказалось, что тут просто заповедник начинается, а до скальной зоны надо пройти ещё пять километров (пять, боже, километров; пять!). Мы снова совещались. Толя сказал, что клиент всё-таки очень важный, и ушёл обратно, забрав по моей просьбе тяжёлый фотоаппарат (так что фотки будут мои, дурацкие и с айпеда). А мы пошли дальше, то и дело спускаясь к ручью глотнуть воды.
Километра через два я увидела на карте (следила по айпеду) ответвление от Лалетинской дороги, которое тоже вело к столбам, но показалось более коротким. И действительно, от дороги в лес уходила аккуратно оформленная широкая тропа со специальным указателем. Я предложила Серёге, с которым мы чуть поотстали от двух других наших спутников, пойти по тропе, чтобы срезать. К тому же на широкой асфальтовой дороге было не скрыться от солнца, а тропа шла через тенистый лес. И вот мы свернули. Довольно быстро широкая обустроенная тропа сошла на нет и превратилась в обычную, порой еле приметную лесную тропиночку, которая вела всё вверх и вверх.
И вот прёмся мы с Серёгой сквозь лес, минут сорок уже. Сил разговаривать нет, остались в нас только короткие выдохи с матюками. И вдруг навстречу тётка. Ну не тётка, ладно, муза. Нимфа леса. Шляпка, купальник, игривый платок вокруг талии. Мы вверх, она вниз. "Вы, - говорит, - чёрные очки не находили?" - "Нет". - выдыхаем, - "Ах жаль: поднялась наверх позагорать, а очки потеряла; вот, иду обратно, ищу". И вся такая на позитиве уходит. Летящей походкой. Найдёт очки, вернётся дальше загорать, я даже не сомневаюсь. И как их понять, местных? За нами - три километра леса, за нею - ещё столько же. В гору. А она как в магазин за хлебом прогуляться вышла. Сибиряки!
Короче, вряд ли я когда-нибудь забуду те часы, что мы с Серёгой провели, обливаясь потом и скача по тропам. Единственная радость, что и вдоль этой тропы тёк ручей, из которого мы каждые несколько сот метров пили чистейшую студёную воду и поливали ею разгорячённые затылки.
Но всё хорошее кончается, и наконец мы вышли к столбам где-то посредине короткого обзорного маршрута. Дальше будут несколько невнятных фото с айпеда. Любой, кто всерьёз заинтересуется Столбами, сможет легко найти множество красивых фото и описаний в интернете.
Столб
"Перья" Само собой разумеется, что мы осмотрели далеко не все столбы, а просто несколько наиболее близких к той точке, где мы выбрались из леса и, по счастью, ко входу/выходу из скальной зоны. На большее уже не было ни сил, ни времени.
Вот у меня есть карта части столбов (по
этой ссылке можно открыть более крупный оригинал). Мы осмотрели только тот пятачок слева картинки, где расположены "Дед", "Внук", "Бабка", "Перья", "1й столб".
Для информации:
Новый сайт Столбов - красивый, но пока мало информации.
Старый сайт Столбов - не очень красивый, но много информации.
Сайт столбистов Последний километр пути к скальной зоне оформлен в виде такой вот деревянной дороги-настила. По ней мы бодро спустились от столбов к верхнему кордону Нарым. И только там до меня дошло, что теперь-то ещё надо обратно идти шесть километров. А ноги-то уже отвалились.
Ещё через полтора часа мы выползли из "Столбов" еле живые, поймали частника, доехали до гостиницы и упали. Было часов восемь вечера и на остальной Красноярск уже не было сил. Так я и не увидела всего того, что хотела:
-
Коммунальный мост (опять см. культурный референс)
-
часовня Параскевы Пятницы (то же)
-
Виноградовский мост (пешеходный вантовый мост на остров Татышева)
-
памятник "Наша десяткя" (той самой десятирублёвой купюре)
-
фан-парк "Бобровый лог" Про "Бобровый лог" вот, собственно, что интересно. Там можно подняться на канатной дороге на верхнюю площадку, где тоже есть вход в "Столбы". Оттуда начинается 12-ти километровый ознакомительный маршрут. Читала об этом до поездки, но во-первых, как-то это у меня выветрилось, а во-вторых, мне казалось, что 12 километров что-то многовато (хе-хе). Теперь уже понимаю, что можно было бы сэкономить силы на подъёме к столбам, зайдя в заповедник со стороны "Бобрового лога", а выйдя по Лалетинской дороге через центральный вход. В любом случае, на это нужен, как минимум один полный день.
Следующим утром мы выехали в Иркутск.
СЕРЁГА
В жизни каждого человека (по крайней мере, я на это надеюсь) есть люди столь же замечательные, сколь и загадочные. Вот Серёга - из таких. Спросишь его - как дела? Обычный, казалось бы, вопрос; подвоха не ждёшь. А он замнётся и скромно скажет, что, ну вот, вернулся с Камчатки, где два бородатых месяца на корабле-призраке изучал океанские воды и пугал медведя фотокамерой.
Фото (с)
Сергей Левашов Или вот поехали мы с Толей в Грузию в 2013-м, а Серёга пишет "О, давайте встретимся в Ростове-на-Дону", а сам вроде как две недели назад уехал в Мурманск на мотоцикле. "Как, говорю, встретимся? Ты в Ростов поедешь из Мурманска?" - "Да не, я пока из Мурманска домой ехал, решил дедушку навестить в Керчи, заодно Питер посмотрел". И вот все истории у него такие.
Характерно, что с Серёгой, москвичом, мы с Толей, сами тоже местные, и познакомились-то не в Москве, а в Лоухах (это посёлок на пути в Мурманск, в полутораста км до Кандалакши). У меня тогда кончился бензин, и на заправку в Лоухах была вся надежда, но и там бензина не оказалось. К счастью. К счастью
нашей встречи с Серёгой и его друзьями :)
Так вот, в своём совершенно духе Серёга, как я
писала в первой части, за пару дней до нашего отъезда улетел во Владивосток, купил там мотоцикл и поехал нам навстречу. Время от времени мы слали друг другу смс-маячки, чтобы понимать, на каком участке маршрута назначать встречу. И вот когда мы выехали из Красноярска, а он из Иркутска, по всему выпало, что встречаться нам где-то под городом Тулун.
Поэтому не доехав до Иркутска четырёхсот километров, аккурат под Тулуном, мы остановились ночевать в мотеле для дальнобойщиков.
Мотель был отличный, с видами и закатом (бесплатно).
За 800 рублей мы получили узкую комнату с окошком и двумя кроватями, поставленными одна в ногах другой. Потом уже разобрались, что каждая комнатка являет собой строительный вагончик-бытовку, а всё здание - просто составленные вместе и друг на друга (второй этаж и мансарда!) вагончики с общим коридором. Ещё за сто рублей с носа мы все по очереди сходили в душ, разместившийся в баньке на дворе.
Толя пел, Диман молчал, Игорян ногой качал. Постояльцам туалет не только открыто, но и бесплатно.
Общий, классический, с дыркой в полу.
Толе очень понравились старинные автомобили, выставленные перед мотелем для красоты.
Серёга приехал поздно, весь в пыли дорог и впечатлениях.
Мы протрындели до часу ночи, потом вспомнили, что рано вставать и разъезжаться в разные стороны, и с сожалением разошлись по своим комнатушкам. Вот примерно то, что успел повидать и о чём рассказать нам Серёга:
Владивосток (Серёга поделился неожиданным для меня фактом: новых красивых мостов во Владивостоке построили два, а не один, вокруг которого была вся шумиха. Мосты выглядят похоже, только у одного опоры соединяются внизу в виде галочки "V", а у другого, наоборот, наверху, в виде буквы "A")
Фото (с)
Сергей Левашов Строительство космодрома "Восточный"
Фото (с)
Сергей Левашов Бурятия
Фото (с)
Сергей Левашов Ленин-бурят в Улан-Удэ
Фото (с)
Сергей Левашов И вообще Серёга смонтировал совершенно чумовое видео про свою поездку из Владивостока, вот:
You can watch this video on www.livejournal.com
Проснувшись и выглянув в окошко, мы поразились произошедшей за ночь перемене: вся просторная и пустовавшая вечером площадка за мотелем наутро была сплошь уставлена огромными спящими фурами. Как они подъезжали сюда, как парковались тесными рядами, а мы и не услышали? Чудо.
Вечер
Утро
И ещё про Серёгу. После встречи с нами, там же, у мотеля для дальнобойщиков, Сергей зацепился языками с кем-то из проезжавших водителей, погрузил свой мот на фуру и часть пути проехал в кабине дальнобоя! Когда же мы вернулись в Москву (через три, напомню, недели), он ещё не вернулся из Владика. Сначала (уже снова на мотоцикле) заехал на свадьбу друга в Йошкар-Олу, потом метнулся куда-то в сторону Урюпинска, потом прислал смс из Ростова-на-Дону. Короче, сама я так не умею, но очень рада, что есть такой человек и я его знаю :)
Фото (с)
Сергей Левашов А мы с Толей оставили мурманчан в мотеле и в шесть утра выехали в сторону Иркутска. Ребята решили пренебречь Иркутском в пользу Ольхона, чтобы пожить на острове пару дней. Мы же с Толей хотели поспеть и тут, и там. Так что следующая наша встреча была намечена через несколько дней уже за Байкалом, в Улан-Удэ.
СОВЕТ ДНЯ: ПРОЕХАТЬ ТЫСЯЧУ И НЕ СОЙТИ С УМА :)
А вообще, куда бы ты ни поехал на мотоцикле, всегда найдётся человек, который округлит глаза и станет допытываться, зачем ты едешь в такую даль, зачем на мотоцикле и действительно ли оно того стоит. И вот специально для этого удивлённого человека: да, мама, оно того стоит ;)
Хотя перегоны под тысячу километров бывают и тяжелы. Дорога тянется, тянется. Ты уже четыре раза заправился, три - покурил и два пописал. А ещё ехать и ехать! А тут дождь. Промок до трусов. Солнце село, фара перегорела, ни черта не видать. Поневоле впадёшь в уныние.
И вот тут помогает такой приём: выключить в голове обратный отсчёт километров и положиться на неизбежность хода времени. То есть вместо тоскливого и ежеминутного "О-о-о, ещё 200, 199, 198 километров до гостиницы" надо думать что-то вроде "Хм, сейчас пять часов? Отлично. Значит, где-то полседьмого мы уже будем на месте" - и почему-то остаток дороги сразу воспринимается легче, ведь что бы там ни было, а уж полседьмого-то обязательно наступит. Этот же приём можно применять и во многих других ситуациях: неприятный поход к дантисту, сдача экзаменов, визит к скучным родственникам, даже беременность ;)
Всё. Водитель мототранспорта глушит мотор, глушит эфир, глушит горькую и идёт спать.
Продолжение следует.
<<
Владивосток 2014 - Часть I (Москва - Новосибирск) Владивосток 2014 - Часть III (Байкал) >> Владивосток 2014 - Часть IV (Иркутск тревоги нашей) >> Владивосток 2014 - Часть V (Как мы доехали до Владивостока) >>