Арест тайваньского правозащитника сопровождается шантажом и угрозами со стороны Китая

Apr 14, 2017 23:02

Пекин долгое время твердил о стремлении "завоевать сердца тайваньских соотечественников", но арест тайваньского правозащитника сопровождается неприкрытым шантажом и угрозами.

Как сообщалось ранее, Ли Мин-чжэ (李明哲) был задержан 19 марта после того, как пересек внутреннюю границу между Макао и материковой частью Китая. Лишь спустя 10 дней представитель канцелярии по делам Тайваня при госсовете Китая (TAO) Ма Сяогуан (馬曉光) заявил, что он находится под следствием по туманному подозрению в проведении "мероприятий, угрожающих государственной безопасности".

Ли Мин-чжэ, работавший в Wenshan Community College в Тайбэе, занимался вопросами нарушения прав человека в Китае. Он ежегодно ездил в Китай, где выступал с лекциями на тему демократического развития Тайваня.

Супруга правозащитника Ли Цзин-юй (李凈瑜) намеревалась 10 апреля вылететь в Пекин на его розыски. Фонд по обмену между берегами пролива (SEF) обратился к китайскому партнеру - ассоциации по развитию связей через Тайваньский пролив (ARATS) - с просьбой оказать ей содействие.

Однако за несколько часов до вылета китайское министерство общественной безопасности сообщило национальному иммиграционному агентству при министерстве внутренних дел Тайваня, что разрешение на въезд на территорию материкового Китая для Ли Цзин-юй аннулировано.

Вместо того, чтобы дать внятные разъяснения по поводу ареста и предоставить свидания с близкими, Пекин прибег к методам, характерным для бандитского  правосудия. В процессе появился "решала" ("fixer"), ранее мотавший срок в китайской тюрьме Ли Чунь-минь (李俊敏), предложивший Ли Цзин-юй "неофициальную" помощь в обмен на отказ от "отстаивания прав человека и идеалов" или “антагонистической деятельности".

В тот же самый день, когда заместитель главного секретаря SEF Ли Ли-чжэнь сообщила, что Пекин отменил разрешение на въезд, "решала" доставил копию письма, которое якобы собственноручно написал Ли Мин-чжи. По словам его матери, невестка попросила не брать это письмо, чем она была “глубоко расстроена”. Однако эту историю опубликовало только одно тайваньское агентство под названием China Review News Agency. Поневоле "возникает вопрос, почему именно это агентство оказалось единственным, получившим непосредственный доступ к происходящему", отмечалось в редакционном комментарии Taipei Times.

Хотя агентство, как утверждается, живет на тайваньские средства и не подчинено China Review News Agency в Гонконге, в специфических заказах из Пекина сомневаться не приходится. 9 апреля пресс-секретарь TAO Ань Фэнь-шань (安峰山) официально заявил, что ARATS передала письма Ли Мин-чжэ родителям и супруге "через «соответствующие организации".

Ли Цзин-юй сообщила прессе, что "решала" сказал ей, что арест ее мужа произошел из-за того, что отдел госбезопасности провинции Гуандун не к месту "нажал на педаль газа" и взял "не того человека", чтобы показать стал результаты по применению закона о неправительственных организациях. Все это "связано с конфликтами между министерством госбезопасности и TAO, которые наблюдались в прошлом", процитировала она его высказывания. Значит, реальная причина отмены разрешения на въезд заключается в том, что они боятся, что центральное правительство в Пекине обнаружит ошибку, добавила она.

Она подчеркнула, что не приемлет никаких попыток шантажа и угроз. "Свободная, но без достоинства, жизнь похожа на жизнь собаки. Я не хочу, чтобы Ли Мин-чжэ жил словно собака", - приводит ее слова RTI.

Стоит отметить, что стоящая перед обществом проблема вызволения тайваньского гражданина из черной тюрьмы Китая носит исключительный характер. Последний подобный случай был в 2012 году, когда 53-летний тайванец Брюс Чжун (鍾鼎邦), практикующий "Фалуньгун,", отсидел почти два месяца в провинции Цзянси по обвинению в подрыве госбезопасности. Он отпущен на свободу, так как "полностью признался и раскаялся в содеянном, а также активно сотрудничал со следствием", говорилось в отчете русской службы Синьхуа. Однако давно известно, что такие признания выбиваются в Китае под пытками.

Законодательный юань провел 11 апреля консультативное совещание по вопросу о задержании тайваньского правозащитника, в котором приняли участие как депутаты от правящей Демократической прогрессивной партии (DPP), так и представители оппозиционных партий. По предложению партии New Power (NPP) парламент принял резолюцию, осуждающую пассивность правительства по вопросу о задержании Ли Мин-чжэ и призывающую привлечь внимание международной прессы.

"Правительство предпримет все возможное для защиты наших национальных интересов и прав народа", - заявила на организованной спустя несколько часов пресс-конференции министр MAC Кэтрин Чан (張小月), добавив, что "приоритет отдается обеспечению безопасности Ли Мин-чжэ". Пекин должен разрешить проблему путем диалога и воздержаться от использования политических причин в данном деле, отметила она.

Глава MAC повторила три требования к Пекину: китайское правительство должно немедленно разъяснить, какие обвинения предъявлены Ли Мин-чжэ, раскрыть его местонахождение и позволить семье свидание с ним.

Совет по делам материка (МАC) будет информировать о текущей ситуации на протяжении всего периода его пребывания под стражей, пообещал заместитель главы ведомства Цю Чуй-чжэн. "Необходимые лекарства для Ли Мин-чжэ уже были отправлены представителям пекинской ассоциации по развитию связей через Тайваньский пролив, мы просим, чтобы они передали их Ли Мин-чжэ"., - добавил он.

"Что касается адвоката, то фонд по обменам через Тайваньский пролив сотрудничает с ассоциацией юристов, семья Ли обратилась за помощью к юристу из материкового Китая, мы помогаем уладить все административные вопросы", - приводит его слова русская служба RTI.

Заместитель министра юстиции Цай Би-чжун заявил, что все попытки добиться от китайской стороны разъяснений по поводу задержания Ли Мин-чжэ, остались безрезультатными.

Правительство "разочаровано" действиями Пекина в ситуации с арестом тайваньского правозащитника, подчеркнул 12 апреля премьер Линь Цюань (林全), выразив надежду, что подход Пекина к данному вопросу все-таки изменится. По заявлению TAO, добавил он, ARATS якобы не получала посылку с лекарствами, которую отправили родственники Ли Мин-чжэ. Однако SEF представил снимок квитанции, на которой указано, что посылка прошла через таможенный пункт в Пекине 7 апреля и в тот же день была доставлена по адресу.

Тайвань, права человека, арест, Китай

Previous post Next post
Up