Однопартийный режим материкового Китая, при котором чиновники поднимаются по карьерной лестнице благодаря умению повторять заученные штампы из партийных брошюр, снова продемонстрировал свою инертность в отношениях с соседней Индией.
В апреле Далай-лама планирует посетить приграничный штат Аруначал-Прадеш, где уже неоднократно бывал с религиозными и гуманитарными целями. Однако из Пекина вновь раздались требования к центральному правительству в Нью-Дели отменить визит духовного лидера тибетского буддизма в "приграничную территорию".
Граница между Китаем и Индией проходит по линии действующего контроля (LAC), которая обозначена линией Макмахона (McMahon Line) 1914 года. Китай не признает линию Макмахона, заявляя о своих претензиях на 90 тысяч кв км, составляющие почти всю территорию штата Аруначал-Прадеш. В ответ Индия
указывает, что Китай оккупирует 38 тысяч кв км ее территории на плато Аксай-чин (Aksai Chin).
По пограничному конфликту проведено уже 19 раундов переговоров, но достичь существенного результата пока не удалось. Впрочем, это отнюдь не означает, что правящее политбюро полагает возможным организацию фиктивного референдума на территории ‘Южного Тибета’, как неформально называется штат Аруначал-Прадеш. Аргументы Пекина сводятся к ссылкам на партийную доктрину, в соответствии с которой "путь развития Тибета определяется неоспоримым ходом истории".
Бывший глава китайской делегации Дай Бинго (Dai Bingguo) заявлял на переговорах, что регион Таванг является "неотъемлемой частью Тибета и проблема границы остается, поскольку не нашли отклика требования Китая в восточном секторе", подразумевая территорию штата Аруначал-Прадеш.
"Если индийская сторона примет во внимание озабоченность Китая в восточном секторе своей границы, китайская сторона соответственно отреагирует на вопросы Индии где бы то ни было [Аксай-чин, Джамму и Кашмир]", приводит его слова пекинский таблоид Global Times.
Дай Бинго представлял Китай на 15 раундах переговоров с Индией по пограничной проблеме с 2003 по 2013 годы. Последний раунд состоялся в Пекине в июле 2016-го.
Пекин как будто уже видит Аруначал подчиненной территорией, на которой можно не считаться с мнением населяющих ее тибетцев. В особенности это касается Далай-ламы, вместо которого правящее политбюро предполагает ввести собственную иерархию "патриотических" назначенцев.
В официальных заявлениях "серьезность китайско-индийского пограничного вопроса" прямолинейно связывается с "серьезностью вопроса Далай-ламы". Его визит в Аруначал "может привести к нарушению стабильности в районе китайско-индийской границы и серьезному ухудшению отношений между Китаем и Индией", - заявил 3 марта представитель министерства иностранных дел Гэн Шуан (耿爽).
Индия отвергла идеологические претензии Китая, сославшись на свободу передвижения духовного лидера тибетского буддизма. Спикер министерства иностранных дел (МEA) Гопал Банглай (Gopal Banglay) заявил, что правительство не вмешивается в планы поездок Далай-ламы внутри страны и его позиция по данному вопросу остается последовательной.
“Он является досточтимой религиозной фигурой, и в таком качестве признается правительством и народом Индии. Правительство не влияет на его поездки внутри Индии, которым не следует придавать никакого политического значения", - заявил он на брифинге для прессы в Нью-Дели.
Государственный министр внутренних дел Кирен Риджиджу (Kiren Rijiju)
выступил в поддержку поездки Далай-ламы в штат Аруначал-Прадеш, подчеркнув, что лично будет встречать его в Таванге.
Напомним, что в июне 2015 года министр Кирен Риджиджу
был специальным гостем на мероприятии по случаю празднования 80-летия Далай-ламы в Дхарамсале. "Индийский народ должен осознавать, что все идеи, которые я транслирую по всему миру, являются исконно индийскими, переданными изначально великими мастерами монастыря Наланда", подчеркнул тогда тибетский духовный лидер.
В последний раз Далай-лама
посетил штат Аруначал-Прадеш в ноябре 2009 года. Он совершил поездку по следам своего путешествия полувековой давности, когда, перейдя тибетскую границу, вступил на территорию Индии. Тибетский духовный лидер освятил монастыри и заложил фундамент детского хостела.
"Китай не имеет никаких оснований вмешиваться во внутренние дела этого приграничного штата. Аруначал-Прадеш является неотъемлемой частью Индии и все жители Аруначала, являясь ее гражданами, в потрясающем большинстве принимают участие в демократическом процессе по выборам своих новых представителей в ассамблею", -
заявил еще в октябре 2008 года главный министр штата Доржи Кханду.