Пропекинские российские чиновники поторопились с ожиданием приезда китайского генсека на открытие музея Мао Цзэдуна (毛澤東) в старинной подмосковной усадьбе.
В ходе мартовской поездки в Москву китайского министра иностранных дел Ван И (王毅) был согласован график очередной поездки старшего члена кремлевского тандема в Пекин. Отметив необходимость "справиться с временными сложностями", представитель партийной верхушки призвал "более быстрыми темпами выполнять задачи по национальному возрождению".
За этой дипломатической формулировкой скрывается недовольство скверной ситуацией, в которой Пекин должен срочно менять все планы, основанные на "долгосрочной стабильности" в стране, которая, как писал рупор компартии, должна служить сырьевой базой китайской промышленности и во все возрастающем объеме потреблять ее продукцию.
Хотя уже объявлено, что поездка российской делегации пройдет в июне, по-прежнему неизвестно, когда состоится ответный визит. И тем более маловероятно, что генсек Си Цзиньпин (習近平) будет присутствовать на церемонии открытия зарубежного центра маоистского культа.
Как сообщалось в российской прессе, на июль назначено открытие так называемого "музея Мао", под который отдан главный дом усадьбы Мусиных-Пушкиных в Троицком административном округе Москвы. В соответствии с отчетом, опубликованным 18 февраля на официальном портале мэра и правительства Москвы, "реставрация двухэтажного главного дома с антресолями и бельведером в старинной усадьбе в поселении Первомайском началась в ноябре 2015 года". Мосгорнаследие оперативно "одобрило проектную документацию", заявил начальник департамента Алексей Емельянов.
Главный архитектор проекта Елена Киселева
рассказала mos.ru, что "в отреставрированных залах разместят фотографии Мао Цзэдуна, а также делегатов исторического съезда. Посетители культурного центра увидят стенды с изречениями вождя, плакаты на китайском языке с лозунгами компартии". Все пропагандистские материалы, включая цитатники Мао, привезут из Пекина.
По ее словам, реставраторы восстановили фронтоны, бельведер, окна, сделали по фотографиям беломраморную лестницу. Работы почти завершены, осталось привести в порядок ограду, ведущую к парадному входу усадьбы.
Китайский культурный центр получил участок площадью 3267 кв м и здание общей площадью 1741,2 кв м в аренду на 49 лет, de facto навсегда. Договор, передающий старинную усадьбу под музей компартии, был подписан 5 сентября 2013 года в кулуарах саммита G20 в Санкт-Петербурге, куда приезжал Си Цзиньпин.
Напомним, что в то время российский тандем выглядел надежной "повозкой с двумя возницами", которая потащит тяжелый груз сырьевого придатка путем чехарды со сменой постов
вплоть до 2036 года. Российские города должны были превратиться в центры "красного туризма", чтобы китайская молодежь и здесь испытывала ощущение "сплоченности" вокруг партийной верхушки, видя повсюду памятники сталинистского культа.
Формально экспозиция нового туристического объекта посвящена VI съезду китайской компартии, который проводился здесь в июне-июле 1928 года. Как известно по воспоминаниям советских военных советников, работавших в национально-революционной армии до 1927 года, им не удалось добиться создания "собственных революционных, коммунистических частей". В решениях съезда, организованного под непосредственным контролем московских партбоссов, говорилось, что формирование китайской "красной армии" является главным условием подъема революции.
Однако Мао Цзэдун в этом съезде и последующих заседаниях политбюро, где доминировал пропагандист международной войны Ли Ли-сань (李立三), участия не принимал. В материалах VI съезда приводятся слова одного из делегатов: "Стремление быть вождем имеется внутри партии у многих членов партии". Но будущий инициатор "скачкообразного развития" и погромов "красных стражей" (хунвэйбинов) еще не имел сильной фракции, чтобы захватить власть в компартии.
Понятно, что китайское посольство намеревается угодить нынешнему начальству в Пекине, поскольку Си Цзиньпин использует политические практики, присущие маоистской идеологии. Тем не менее парарелигиозный культ бывшего "нацлидера", о котором
свидетельствуют обряды поклонения его изображениям, отнюдь не приветствуется.
Если очередной визит нынешнего генсека в Москву будет связан с посещением музея Мао Цзэдуна, это вызовет негативную реакцию в обеих странах. Даже самые "патриотические" жириновцы и зюгановцы не рискнут участвовать в церемонии открытия подобного мемориала. Остаются только единороссы и народнофронтовцы, которым тоже есть что терять на предстоящих выборах.