Поспешный снос огромной статуи, воздвигнутой среди сельскохозяйственных полей провинции Хэнань, отразил противоречия внутри компартии, связанные с парарелигиозным почитанием Мао Цзэдуна (毛澤東) среди пожилых крестьян.
Как сообщалось 8 января на портале People’s Net, принадлежащем рупору компартии Жэньминь жибао, монумент стоимостью 3 млн юаней “не был зарегистрирован или одобрен” чиновниками местного правительства, хотя причины сноса все еще “неясны”.
утром 7 января проходы к статуе были перекрыты милицией и охранниками в оливково-зеленых шинелях, которых направили туда чиновники уезда Тунсюй, расположенного в окрестностях города Кайфэн. На следующее утро от монумента высотой 37 метров остались только обломки.
Независимые источники полагают, что монумент, сооруженный вблизи деревни Чжушиган, демонтировали из-за насмешливых и резких комментариев, сопровождавших фотографии сидячей статуи, покрытой золотой краской. Похоже, как будто Мао Цзэдун наконец присел облегчиться, написал под снимком @JigmeUgen.
Провинция Хэнань была центром голодомора, возникшего в период между 1958-м и 1962-м под лозунгами "большого скачка", в результате которого
умерло до 45 млн человек. “Вы что, утратили память о великом голоде, раз это строите?”, -
цитирует Afp один из китайских микроблогов на Sina Weibo.
Как отмечалось на портале HMR.cn, завершившееся в декабре строительство статуи потребовало 9 месяцев работы. По сведениям NY Times News Service, его затеял и финансировал местный бизнесмен Сунь Цинсинь (孫清新), глава конгломерата Lixing Group, который производит оборудование и владеет пищевыми предприятиями, больницами и школами. Он также занимает кресло заместителя председателя уездного собрания народных представителей. "Он просто сходит с ума по Мао, - сказал местный картофелевод по фамилии Ван. - Его фабрика набита [изображениями] Мао".
С тех пор, как кресло председателя ‘народной республики’ занял Си Цзиньпин (習近平), давление на прессу резко ужесточилось, но “левым”, как называют маоистских идеологов, по-прежнему не позволяют возрождать культ ‘великого кормчего’. Опасения правящего политбюро связаны в первую очередь с тем, что в среде мигрирующих рабочих, которых насчитывается до 150 млн, его образ контрастирует с коррумпированными чиновниками. Мао Цзэдун стал объектом парарелигиозного почитания, представляясь покровителем бедных крестьян, лишившихся земельных участков и колхозного равенства.
“Основатель ‘народной республики’, в течение всей своей жизни требовавший разрушать старые традиции и вести борьбу с мистикой и религией, нынче почитается наряду с другими народными божествами вроде яшмового императора и бога богатства“,
говорится в декабрьском репортаже Global Times, так что его изображениям возносят молитвы с просьбами “избавить от неудач, родить мальчика или быстро обогатиться”.
В репортаже, приуроченном к празднованию 122-й годовщины со дня рождения Мао Цзэдуна, рассказывается, как поклонялись новой статуе бывшего нацлидера в даосском храме уезда Цзинюань провинции Ганьсу. Видео с этой церемонии, на которой смешались “революционная ностальгия и народная религия”, распространилось в материковом интернете.
Над храмом, где собрались даосистские священнослужители в синих рясах и пожилые крестьяне в маоистских френчах, развевались красные флаги. Сначала шесть стариков в красных шарфах под аккомпанемент духового оркестра, исполнявшего партийный гимн "Алеет Восток", сплясали “экстатический танец”. Затем “похожая на шамана” фигура в разноцветном наряде и с мечом долго бубнила перед бронзовой статуей какие-то заклинания.
Храмы, “посвященные” бывшему нацлидеру, появились в последние десятилетия во многих селах провинций Шэньси, Гуандун и Хунань, продолжает Global Times, но политбюро и местные партаппаратчики это не приветствуют. Нынешний генсек Си Цзиньпин в своей речи по случаю 120-летнего юбилея Мао Цзэдуна в 2013-м подчеркнул, что “нельзя поклоняться [революционным лидерам] как божествам только за то, что они великие люди, не позволяя другим указывать на их ошибки и неверные шаги”.
В начале 2000-х местное правительство приказало снести подобный храм в деревне Цзянмэнь провинции Гуандун, поскольку "Мао не верил в бога и не был суеверен, а значит, не должно быть посвященного ему храма". Но это не остановило крестьян, которые тайно возвели храм в 2003-м. Узнав об этом, секретарь парткома деревни отправился туда, чтобы “помолиться” о победе на следующем партсобрании, излагает Global Times критическую публикацию Southern Weekly.
Преподаватель партийной школы провинции Ганьсу Сун Гуйу (Song Guiwu) в ходе своих поездок в Цзингуань, Юйчжун и другие уезды, изучавший проблему “идолизации Мао”, сказал в интервью Global Times, что примерно треть крестьян ставит портреты бывшего нацлидера рядом с богом богатства (персонаж романа “Троецарствие” Гуанъюй). По его словам, этот феномен связан с тем, что крестьянам, ощущающим растущий разрыв в благосостоянии, не хватает “авторитарного лидера, который мог бы изменить их судьбу”. Несмотря на официальное молчание, 26 декабря в городе Шаошань провинции Хунань, на родине Мао Цзэдуна, на его день рождения опять собралась многотысячная толпа. В средней школе уезда Луань в провинции Хэбэй шкопьники и учителя ели в его память “лапшу долголетия”.
В 2015-м маоисты опубликовали петицию с требованием официально объявить этот день общенациональным праздником. "Великой партии нужна душа, непобедимой армии нужна душа, великому возрождению китайской нации нужна душа - и эта душа Мао Цзэдун!”, цитирует их призыв Global Times. Поскольку “все в Китае имеет марку 'народное': народное правительство, народные суды, даже деньги называются жэньминьби, то есть народные деньги, - Мао должен упоминаться в истории как народный лидер".
Среди нескольких тысяч подписантов есть сыновья и дочери бывших чиновников, партийных лидеров и генералов, а также “левые” ученые. "Стратегия реформ и открытости принесла свои плоды, но также породила множество проблем - разрыв в благосостоянии, неравенство и жизнь в нищете. Имеется большая потребность в стремлении вернуться к эпохе социализма, и Мао является символом этой эпохи", - заявляет “левый” маоист Го Сунминь (Guo Songmin), также подписавший петицию. Пресса, находящаяся под контролем “правых”, добавляет он, демонизирует Мао Цзэдуна и преувеличивает нанесенный им вред.
Если бы пропагандистский таблоид ограничился только популяризацией призывов маоистских идеологов, выступающих в оппозиции “либералам”, то парарелигиозный культ ‘великого кормчего’ оказался бы вполне "согласованным". В конце концов после некоторых "взносов" чиновникам снесенный на днях памятник можно восстановить в другом месте.
Однако репортаж Global Times завершается признанием того факта, что память о погромах ‘культурной революции’, запущенных с подачи Мао Цзэдуна в 1966 году, по-прежнему актуальна. На день рождения бывшего нацлидера известный актер Ван Баоцян (Wang Baoqiang), выходец из бедного сельскохозяйственного региона, написал в своем блоге, что всегда возносил молитвы и благодарил “дедушку Мао” за то, что его мечта стала реальностью. В ответ он получил столько презрительных комментариев, в которых говорилось, какой урон Мао Цзэдун нанес китайскому народу, что вынужден был удалить свой пост.
“Если бы Мао был еще жив, то вы были бы никем иным, как бедным крестьянином, не имеющим работы, которого заставляли бы надевать кепку и маршировать. Только подумайте о том, как жил ваш отец, и какой жизнью вы живете теперь?”, приводит один из комментариев таблоид, выходящий под эгидой редакции рупора компартии.
В числе принципов, которыми “нельзя поступиться”, в партийной пропаганде обязательно включается “мышление Мао”. Но для большей части Китая Мао Цзэдун остается олицетворением произвола культа личности, приведшего к гибели миллионов ни в чем не повинных людей.