Гражданские активисты материкового Китая призвали не оставлять супругу Лю Сяобо в "одиночке"

Jan 04, 2013 06:51


Гражданский активист Ху Цзя (胡佳) выступил 2 января с публичным призывом организовать посещения супруги правозащитника Лю Сяобо (劉曉波), которая содержится под домашним арестом с того времени, как ее мужу в октябре 2010 года была присуждена Нобелевская премия мира.

Китайские граждане, правозащитники и иностранные политики должны навещать Лю Ся (劉霞) в ее квартире, возле которой дежурят охранники, чтобы помочь ей вновь обрести свободу, подчеркнул Ху Цзя. “Такого нельзя допускать в цивилизованном обществе, - приводит его слова Macau Daily Times. - Спасти Лю Ся значит спасти права всех граждан”.

Гонконгская газета Ming Paо опубликовала 2 января на своем сайте подробное описание расположения дома и его охраны, “чтобы помочь читателям лучше понять ее состояние под домашним арестом”.

6 декабря журналисты Associated Press сумели пройти в квартиру Лю Ся, пока охранники, по-видимому, ушли на обеденный перерыв, и записали первое интервью с ней за 26 месяцев. Как рассказала Лю Ся, она заперта в квартире без интернета и телефонной связи, и ей позволяют лишь раз в неделю выходить на улицу, чтобы купить овощи и повидаться с родителями.

"Мы живем в пространстве абсурда, - сказала она в том интервью. - Это все абсурд. Я думала, что эмоционально готова отреагировать на последствия присуждения премии Лю Сяобо. Но я никак не могла предполагать, что после того, как ему присудили эту премию, я не смогу выйти из дома. Это уже слишком абсурдно. Думаю, что Кафка не мог бы написать чего-то более абсурдного и невероятного, чем это".

28 декабря Ху Цзя, Сю Ююй (徐友魚) и Хао Цзянь (郝建) навестили ее, преодолев сопротивление охраны. На видеозаписи, размещенной на YouTube, видно, как охранник спрашивает Ху Цзя: “Кого вы ищете?”. Узнав, что они хотят увидеть Лю Ся, он говорит: “Нет, это невозможно”. “Да кто вы такой, чтобы говорить, что это невозможно?”, - отвечают ему, и все трое проталкиваются мимо него на лестницу, ведущую к ее квартире.

Лю Ся, которую этот визит явно потряс, просит активистов уйти, очевидно, опасаясь мести со стороны агентов внутренней госбезопасности. чиновников. “Вам надо уходить, или они явятся и у вас будут проблемы”, - говорит она.

Она шепчет что-то на ухо одному из активистов, так что на записи, длящейся 4 минуты 12 секунд, слышно совсем немного. После краткой встречи Ху Цзя, получивший большую известность благодаря раскрытию скандала с заражением целых поселков вирусом иммунодефицита человека, и двое других соглашаются, что пора идти. “Поторопимся, надо уйти, пока они не появились”, - говорит один и посетителей.

Ху Цзя надеется, что этот успех может дать старт новым визитам к Лю Ся. “Можно возлагать ответственность на страну за первый год ее содержания под домашним арестом и на охранников за ее второй год. Но всем нам как гражданам будет стыдно, если она останется в домашней тюрьме на третий год”, - подчеркивает Ху Цзя.

Лю Сяобо отбывает четвертый год из 11-летнего срока, к которому приговорен по подрывному обвинению за то, что подготовил “Хартию’ 08”, манифест с призывом к демократическим реформам. Авторитарное руководство в Пекине жестко возражало против присуждения ему премии мира в 2010 году, а значит, содержание под стражей его жены отражает стремление режима воспрепятствовать тому, чтобы она стала голосом заключенного супруга.

Ху Цзя указывает, что Лю Ся незаконно лишена свободы - подобно тому, как в провинции Шаньдун был лишен возможности общаться с внешним миром незрячий активист Чэнь Гуанчэн (陳光誠). Но она переживает одиночное заключение, подчеркнул Ху Цзя.

Прежде чем Чэнь Гуанчэн смог бежать из черной тюрьмы, где содержался вместе с семьей, десятки простых людей отозвались на призывы в интернете навестить его в деревне Дуншигу. Блогеры и активисты подвергались задержаниям, допросам и даже избиениям, но им удалось привлечь дополнительное внимание к его положению.

15 декабря 2011 года голливудский актер Кристиан Бэйл вместе со съемочной группой CNN попытался проникнуть в 'черную тюрьму', где содержался Чэнь Гуанчэн. Произошедшая на въезде в деревню стычка с наемными бандитами широко освещалась в международной прессе.

Характерно, что внешнедипломатическое ведомство КНР предпочло отделаться обвинением в адрес актера: мол, Кристиан Бэйл, приглашенный для участия в премьере фильма “Цветы войны” 12 декабря 2011 года, занялся “фабрикацией новостей”. На вопрос журналистов, раздражен ли Пекин его попыткой навестить незрячего активиста, представитель министерства иностранных дел Лю Вэйминь ответил: “По-моему, упомянутый вами актер должен ощущать раздражение, а не китайская сторона”.

“Китайская сторона не будет приглашать его, чтобы он производил новости в Китае”, - добавил Лю Вэйминь, намекнув таким образом, что Бэйлу больше не выдадут визы. Однако от проката фильма “Цветы войны”, где он играет главную роль, выгодного с позиций пропаганды зверств японской армии в Нанкине, отказываться не стали.

22 апреля Чэнь Гуанчэн совершил побег из-под незаконного домашнего ареста и добрался до Пекина, где укрылся в посольстве США. После того, как партийная верхушка согласилась выпустить его из страны, он изучает английский язык и американское право в Нью-Йоркском университете. 25 октября Кристиан Бэйл лично вручил ему премию Human Rights First.

Пекин, Ху Цзя, Китай

Previous post Next post
Up