По сообщениям различных источников, первый случай протестного самосожжения отмечен в столице Тибета - Лхасе, где 27 мая подожгли себя двое тибетских монахов. Это произошло около 14 часов дня, когда небольшая группа молодых тибетцев собралась напротив монастыря Джоканг - важнейшего места религиозного паломничества - на акцию протеста против политики Пекина в Тибете.
Подоспевшие к месту происшествия солдаты с огнетушителями погасили пламя и перекрыли доступ для туристов. Все завершилось в течение 15 минут. Один из совершивших самосожжение скончался на месте, а еще двое увезены служащими сил безопасности, однако иные подробности получить пока не удается.
По
сведениям тибетской службы VOA, подожгли себя 19-летний Дорже Цетен из деревни Белонг в местности Бора исторической провинции Амдо и 25-летний выходец из деревни Сорума региона Нгаба. Оба уже некоторое время проживали в Лхасе и работали в ресторане "Nyima Ling".
Очевидцы сообщают о повальных обысках и задержаниях в районе монастыря Джоканг и дворца Потала. По словам источника RFA, на улицах Лхасы появились многочисленные отряды солдат и вооруженной милиции, сохраняется “крайне напряженная” ситуация.
Это лишь второй акт самосожжения, отмеченный в Тибетском автономном районе; еще 34 подобных протеста, считая с марта 2009 года, произошли в тибетских регионах, включенных в состав соседних провинций.
Именно сейчас в Лхасу стекаются паломники, поскольку 21 мая начался фестиваль Сака Дава, посвященный рождению, просветлению и уходу Будды в паринирвану. Как и в
предшествующие годы, китайские власти запретили действующим и вышедшим в отставку чиновникам, сотрудникам бюджетных организаций, студентам и школьникам посещать религиозные мероприятия в монастырях и храмах.
Как говорится в уведомлении комиссии ТАР по проверке дисциплины, опубликованном 24 мая на страницах Сицзан жибао (Tibet Daily) участие членов компартии, кадровых сотрудников, учащихся граничит с “серьезным нарушением политической дисциплины и работы по стабильности”, а значит, подлежит соответствующему наказанию. “Некоторые члены партии и кадры, в частности, вышедшие в отставку, все еще верят в религию, принимают участие в религиозной деятельности, а также нелегально переходят границу для посещения религиозных учений Далай-ламы”, цитирует это уведомление Тибетский центр прав человека и демократии (TCHRD). В тексте подчеркивается, что такое поведение вызывает вопросы относительно политической лояльности, свидетельствует о недостаточном понимании важности борьбы с сепаратистскими настроениями и выказывает открытую поддержку Далай-ламе.
Немногим ранее в Лхасе прошло совещание по проведению в тибетских монастырях "углубленной кампании правового перевоспитания". Как сообщил 16 мая сайт пекинской пропаганды Tibet.cn, один из партбоссов заявил, что данная кампания нацелена на серьезное “углубление патриотизма, дисциплины и гармонии” среди местных тибетцев.
Вмешательство Пекина в монастырскую жизнь Тибета подразумевает скрытое "внедрение" агентов безопасности и "принудительное" размещение плакатов с портретами партийных вождей,
отметил в интервью тибетской службе VOA руководитель TCHRD Джампел Монлам. С 2008 года "мы наблюдаем новое ужесточение" контроля за повседневной жизнью в крупных монастырях, где были под видом пожарной охраны размещены подразделения вооруженной милиции, готовые в любой момент подавить протест, добавил он.
Начиная с 1996 года, то есть уже в течение 16 лет, напомнил Джампел Монлам, партийные чиновники проводят в тибетских монастырях, которые рассматриваются как центры оппозиции, подлежащие строгому надзору, занятия под девизом “любви к китайской отчизне”, нацеленные на разоблачение авторитета Далай-ламы.
Назначенный на 28 марта митинг запрещен под экзотическим предлогом “ущерба безопасности” Китая В округе Голок провинции Цинхай совершил самосожжение 42-летний тибетский тулку В Тибетском автономном районе впервые совершил акт самосожжения бывший монах Карма Кагью В день буддийского праздника Сака Дава в Лхасе арестованы 6 тибетцев