Тибетские неправительственные организации проводят мероприятия, напоминающие о независимости Тибета

May 24, 2012 03:51

Спустя 61 год после того, как тибетская делегация была принуждена подписать “Соглашение из семнадцати пунктов”, Конгресс тибетской молодежи (TYC), крупнейшая неправительственная организация тибетцев в изгнании, провел акцию, напоминающую об отказе от признания этого документа.

Участники культурной акции в этнических нарядах и с тибетскими национальными флагами прошли 23 мая от главного храма резиденции Далай-ламы по главным улицам Дхарамсалы. Более ста человек приняли участие в шествии, обозначенном как часть движения “Лхакар” - движения сопротивления в сфере культуры, возникшего под влиянием событий 14 марта 2008 года в Лхасе (в китайских документах ‘инцидент 3.14’). Движение, название которого переводится как “Белая среда”, предлагает тибетцам - как внутри, так и вне Тибета, - соблюдать бойкот китайских товаров, употреблять по средам только вегетарианскую пищу, разговаривать на чистом тибетском языке, носить традиционное одеяние “чупа”.

В 1951 году, обеспокоенный вторжением армии Мао Цзэдуна в восточные регионы Тибета, Далай-лама направил из столицы Тибета в Пекин делегацию для переговоров о мире. Членов делегации заставили подписать так называемое "Соглашение о мерах по мирному освобождению Тибета", санкционировавшее введение в Тибет китайских войск и предоставлявшее центральному правительству в Пекине право определять внешние сношения Тибета.

Этот документ есть ничто иное, как “смертный приговор”, вынесенный многовековой истории независимости Тибета, отмечает Конгресс тибетской молодежи. “Достаточно только взглянуть на это ‘соглашение’, чтобы понять, что оно подписано под угрозами и нажимом”, - подчеркнул президент регионального отделения TYC Тензин Цунду. Документ был сфабрикован, продолжил он, в нем “даже неверно указано” имя члена тибетской делегации кхеме Сонама Вангду, использованы поддельные печати.

Китай в одностороннем порядке нарушил условия данного соглашения, по которому тибетский народ должен был бы получить региональную автономию и сохранить свободу вероисповедания. В тибетских провинциях Кхам и Амдо насильственно внедрялись реформы, связанные с изменением образа жизни и разрушением религиозных и культурных учреждений. Тибетское сопротивление вылилось в народное восстание в Лхасе 10 марта 1959 года. Ночью 17 марта Далай-лама совершил рискованный побег из дворца Норбулингка, уйдя в изгнание.

Вскоре после своего прибытия в Тезпур в Индии, Далай-лама обнародовал заявление от 18 апреля 1959 года, в котором разъяснялось, что соглашение из 17 пунктов подписано под угрозой новых военных действий. Далай-лама отметил, что это соглашение является ничтожным и не имеющим силы, и что он намерен добиваться восстановления независимости Тибета.

Пекин впоследствии ссылался на это ‘соглашение’, чтобы оправдать вторжение в Тибет и установление там однопартийного режима, а также свои претензии на часть индийского штата Аруначал-Прадеш. Выступая на церемонии по случаю 60-летия подписания соглашения в 2011 году, главный претендент на пост председателя КНР Си Цзиньпин заявил, что "мирное освобождение Тибета разрушило попытки внешних сил отделить Тибет от Китая”. “Оно позволило сохранить национальный суверенитет и территориальную целостность, а также обезопасить объединение страны и этническое единение”, - сказал он с трибуны, устроенной на площади под стенами Дворца Потала в Лхасе.

Еще одна влиятельная неправительственная организация, объединяющая тибетцев в изгнании, начала широкую кампанию в честь 100-летней годовщины обнародования Далай-ламой XIII декларации, провозгласившей независимость Тибета. Организация Students for a Free Tibet (SFT) планирует к 10 марта 2013 года провести в 100 городах мероприятия, нацеленные на ознакомление общественности с этим историческим документом, направив его в китайские посольства, представив мировым лидерам, а также разместив в местах, наиболее часто посещаемых туристами.

Далай-лама Тхуптэн Гьяцо, которого тибетцы называют “Великим Тринадцатым”, после вторжения маньчжурских войск в Тибет был вынужден с 1910 по 1912 год искать убежища в Британской Индии. С крушением Маньчжурской (Цинской) династии в 1911 году остатки ее войск были высланы из Тибета, что позволило Далай-ламе вернуться в Лхасу. Установление политического правления, не виданного со времен Далай-ламы V, имеет историческое значение для тибетского народа в контексте восстановления независимости Тибета в полном объеме.

13 февраля 1913 года - в 8-й день первого месяца года водяного быка по тибетскому календарю - Далай-лама XIII составил ‘Тибетскую прокламацию независимости’ из пяти пунктов. В течение трех десятилетий после обнародования этого документа Тибет пользовался полной независимостью от всякого иностранного контроля.

В соответствии с пресс-релизом SFT, кампания "Declare Independence" делится на три важных этапа. В ходе первой фазы кампании, название которой отсылает зарубежного наблюдателя к известному концерту исландской певицы Бьорк в Шанхае, предполагается “провозглашать культурную независимость от Китая, пропагандируя тибетский язык, искусство, литературу и культуру”. На втором этапе под лозунгом “экономической независимости” тибетцев и их сторонников призовут бойкотировать товары с ярлыком “Made in China”. На третьем этапе SFT намечает распространять копии исторического документа среди лидеров разных стран и зачитывать текст декларации в общественных местах. 


Чиновники “единого фронта” заявили о невозможности продолжения переговоров с ЦТА в прежнем формате
В Пекине на 100-м году жизни скончался тибетский политик, подписавший мирное соглашение с Китаем

Тибет, Дхарамсала, тибетцы

Previous post Next post
Up