Отставка “красного” партбосса Чунцина вызвала конфликт двух группировок в правящем политбюро

Mar 24, 2012 07:38

Трансформация идеологического пространства, начавшаяся в материковом Китае после резкой смены власти в “красном” Чунцине, указывает на рост неустойчивости во всей пирамиде однопартийного режима. Наиболее заметным свидетельством перемен стала бурная полемика в интернете, в которой из-за давления цензуры используются зашифрованные обозначения.

В частности, “Мастер Кун”, вышедший на седьмое место по частоте поиска в микроблогах Sina Weibo (по данным блога Offbeat China, фиксирующего всплески сетевого интереса), нынче не только популярная марка лапши быстрого приготовления “Kang Shifu”, но еще и секретарь политико-юридической комиссии компартии Чжоу Юнкан (周永康). В его команду входит “помидор” - бывший партбосс Чунцина Бо Силай (薄熙來), который еще недавно выделялся своими инициативами по продвижению “красной культуры”.

Бо Силай также претендовал на вхождение в девятку высших партийных бонз, но 15 марта лишился не только этого поста, но и всяких надежд на продолжение карьеры. Несмотря на противоречивые догадки, появлявшиеся в прессе в течение последних недель, его перспективы выглядели весьма сомнительными после того, как заместитель председателя правительства Чунцина Ван Лицзюнь (王立軍), главный персонаж популистской драмы о борьбе с организованной преступностью, нанес 6 февраля весьма продолжительный визит в генконсульство США в Чэнду.

Отстранение партбосса, известного своими рискованными “краснокультурными” экспериментами, последовало за публичной критикой со стороны одного из лидеров правящего политбюро. Российские телеканалы воспроизвели фрагмент комментария Вэнь Цзябао (溫家寶), прозвучавшего на ежегодной пресс-конференции 14 марта, когда китайский премьер, покачивая пальцем, указывал на связь этих экспериментов с угрозой потери достижений экономической реформы и повторения трагического опыта "культурной революции".

Как говорилось в репортаже Chongqing TV, глава орготдела компартии Ли Юаньчао (李源潮), один из ближайших соратников Ху Цзиньтао, выступая с "важной речью" на совещании чиновников Чунцина, подчеркнул, что смена руководства оказалась необходимой “в свете серьезных политических последствий, вызванных инцидентом с Ван Лицзюнем”."Центральные власти пришли к такому решению после тщательного анализа имеющихся обстоятельств и ситуации в общем", - цитирует его South China Morning Post.

Хотя Бо Силай вряд ли столкнется с уголовными преследованиями, которым подверглись бывший партбосс Шанхая Чэнь Лянъюй (Chen Liangyu) и бывший партбосс Пекина Чэнь Ситун (Chen Xitong), обвиненные в коррупции, его дальнейшая судьба остается неясной. Пока на ленте Синьхуа не появилось уведомления о его назначении на другой пост, нельзя утверждать наверняка, что его оставят в покое. "Если только Бо Силай не попытается [оказать] неразумное неповиновение, его карьера может завершиться подобно тому, как [ушел] Ван Лэцюань", - считает политический эксперт из университета "Жэньминь" Чжан Мин (Zhang Ming). Напомним, что Ван Лэцюань был снят с поста главы парткома Синьцзян-уйгурского автономного района в 2010 году, но перебрался на незаметную должность в политико-юридической комиссии компартии, сохранив за собой членство в политбюро.

Однако падение Бо Силая в любом случае означает конец его "чунцинской модели" и сигнализирует об отступлении консервативных сил внутри партии. Это можно заметить по запрету “ультралевых” сайтов, посвященных критике современного общества с позиций маоистского прошлого. Один из ведущих выразителей подобных взглядов Сима Нань (Sima Nan) заявил 18 марта, что закрыт его микроблог на Sina.com, откуда на днях были удалены посты о выступлении Вэнь Цзябао и отставке Бо Силая. По его словам, закрыт также доступ к видеоматериалам по той же теме, размещенным на сайтах ультралевых. “Я не знаю, почему [это произошло], но точно знаю, что для меня это ужасное потрясение, поскольку я не могу более высказывать то, что хочу”, - приводит его слова гонконгская South China Morning Post.

Стали недоступными самые влиятельные сайты ультралевых - Utopia на wyzxsx.com, Redchinacn.com, Maoflag.net, а также некоторые другие. Эти сайты активно продвигали сталинистскую модель развития, которую Бо Силай пытался реализовать в Чунцине: сочетание примитивного равенства, жесткого идеологического контроля и беспощадной борьбы с организованной преступностью, не имеющей никакого отношения к понятию справедливого процесса.

Специалист по политической науке университета “Жэньминь” Мао Шоулун (Mao Shoulong) считает, что вытеснение ультралевых теоретиков из публичной сферы порождено стремлением Пекина обеспечить 'единую идеологию' в преддверии осеннего XVIII партсъезда. “Это еще и видимая демонстрация поддержки нового руководства Чунцина и [попытка избежать] там проявлений нестабильности”, - полагает он.

Вице-премьер Госсовета Чжан Дэцзян (張德江), назначенный одновременно партбоссом Чунцина, имеет теперь неплохие шансы на место в девятке, определяющей решения политбюро. Еще один выигравший претендент - партбосс провинции Гуандун Ван Ян. "Ван Ян вышел из этого настоящим победителем", - констатирует д-р Керри Браун (Kerry Brown), глава отдела Азии центра Chatham House в Лондоне.

На первой неделе после скандала с визитом зампреда правительства Чунцина в консульство США в Чэнду в микроблогах бурно обсуждали, есть ли указание центрального правительства убрать лицо партбосса Чунцина с первых полос. 12 февраля практически все газеты Чунцина отвели главное место репортажам о банкете, который Бо Силай устроил для премьер-министра Канады Стивена Харпера, но без привычных совместных фотографий. Вместо этого на снимках появились Харпер и его жена, обнимающие панду, которая отправляется в Канаду, или только панда. “Инцидент с Ван Лицзюнем не только принес потерю лица для Бо Силая, но и стал позором для правящей компартии. Центральное правительство определенно намеревается наложить определенные ограничения на репортажи в прессе, касающиеся Бо”, - сказал по этому поводу независимый эксперт по партийной политике Чэнь Цзимин (陳子明) из Пекина.

13 февраля с опозданием на сутки вышел репортаж Chongqing TV о том, как Бо Силай председательствовал на заседании парткома, призывая местных “кадровых работников” смелее осуществлять реформы. Город годами проводил различные реформы в соответствии с указаниями центрального правительства и руководства компартии, говорилось на заседании 12 февраля, так что следует "придерживаться консенсуса", чтобы углубить проведение реформ. Как следствие возникло впечатление, что “красный” партбосс сумел сохранить свое положение.

Но теперь комментарии в материковых микроблогах касаются противостояния в среде высших партийных бонз по поводу отставки Бо Силая, входящего в число 25 членов правящего политбюро. “На днях Пекин принял инновационное соревнование по перетягиванию каната между престарелыми; в игре всего девять спортсменов. Первый раунд состязания проходит бурно. Заметный перевес у команды Телепузика, а команда Мастера Куна заметно отстает”, отметил 22 марта один блогер. “Телепузик” - это премьер Вэнь Цзябао, имя которого частично совпадает с названием детской телепрограммы в китайской версии (tianxianbaobao). “Мастер Кун”, то есть отвечающий в политбюро за вопросы безопасности Чжоу Юнкан, представляет соперничающую группировку. Бо Силай, ассоциирующийся с “красным” цветом, стал “помидором” (xihongshi). “Помидор отправлен в отставку, и разве ‘Мастер Кун’ сохранит свой вкус?”, спрашивает другой блогер.

Как отмечает создатель сайта о китайской прессе Danwei Джереми Голдкорн (Jeremy Goldkorn), такие обозначения давно известны (например, ZF вместо zhengfu [правительство]), но в последние дни появилось много новых. “Чтобы понять фразы из этого круга - такие, как ‘Мастер Кун’ - надо [регулярно] отслеживать обмен в интернет-чатах”, - сказал он в интервью Guardian.

Поскольку типичный сетевой автор предпочитает лапшу быстрого приготовления, “Kang Shifu” попадается в микроблогах очень часто, добавляет Голдкорн. Попытка искать посты, в которых одновременно упоминаются “Телепузик” и “Мастер Кун”, приводит к блокированию результатов. Учитывая, что некоторые зашифрованные посты исчезают через несколько часов, можно заключить, что цензурные органы осведомлены о развивающейся дискуссии по поводу конфликта двух групп.

Дополнительную интригу представляет история о заговоре против назначения Си Цзиньпина (習近平) преемником Ху Цзиньтао (胡錦濤), который предположительно разоблачил Ван Лицзюнь, но это уже другая “щекотливая” тема.


Власти Чунцина начали мониторить непристойные выражения в караоке

компартия, Чунцин

Previous post Next post
Up