22 января партийные чиновники в Лхасе организовали новую церемонию по случаю праздника Весны, как называют традиционный новогодний фестиваль по китайскому календарю. На площади перед дворцом Потала собрали 660 чиновников и бюджетников, которым следовало восторженно взирать, как на здании правительства Тибетского автономного района (ТАР) был открыт плакат с изображением "четверицы" партийных вождей размером 13,6 м на 8,9 м. Председатель правительства ТАР Падма Чолинг выступил с речью, в которой заявил, что этот гигантский плакат отражает “сердечную признательность тибетских масс” компартии и центральному правительству.
Как
отмечается в заметке Синьхуа, власти ТАР раздали более 1 млн флагов и таких же плакатов в монастыри, школы, офисы правительства и сельские домовладения. Красный флаг и плакат, на котором изображены Мао Цзэдун, Дэн Сяопин, Цзян Цзэмин и Ху Цзиньтао, должны находиться на виду в домах и учреждениях на 23 января и на тибетский новогодний праздник в феврале.
В заметке
упоминается "образцовый" монах, который повесил белый хадак на этот плакат, заверяя, что "очень благодарен правительству за услуги здравоохранения и пенсионное страхование для религиозного персонала". Нетрудно догадаться, что плакат с ликами четырех поколений вождей однопартийного режима является пародией на "тханку", которую потребуют теперь вывешивать на все официальные праздники.
В канун этой парарелигиозной церемонии стало известно о тотальных проверках тибетских паломников, возвращающихся с учений Далай-ламы на юге Индии. На пути в Лхасу от города Драм (кит. Чжанму) на непальской границе установлены 12 специальных блокпостов, на которых “паломников задерживают, всячески домогаются, угрожают оружием”. “Страшно возвращаться домой, но мы ничего поделать не можем”, -
приводит тибетский сайт Phayul свидетельства паломников из Тибета. Некоторые вообще решили повременить с возвращением. “У меня виза до марта, так что я собираюсь подождать немного, - сказала одна из паломниц. - Надеюсь, что ситуация [с мерами] безопасности на дороге изменится”.
Как
заявил представитель Центральной тибетской администрации (ЦТА) Тхубтен Сампхел, на блокпостах конфискуют даже лекарства и изделия религиозного характера, включая четки и предметы, получившие благословение, которые тибетцы приобрели в ходе паломничества. ЦТА осуждает подобные действия китайских властей, указывающие на нарушение прав тибетцев на свободу религии и свободу передвижения.
Тибетским паломникам пришлось пережить задержания, хотя и сравнительно недолгие, и при пересечении территории Непала. Можно только предполагать, что в Пекине понятия не имели о том, что несколько тысяч тибетцев должны возвращаться с церемонии в Бодхгае, иначе трудно объяснить, почему именно на это время был назначен визит китайского премьера в Непал,
откладывавшийся с 20 декабря. Как выяснили непальские журналисты, власти Катманду узнали о том, что визит состоится 14 января, лишь за 24 часа до того, как Вэнь Цзябао прилетел в международный аэропорт Tribhuwan.
Начальник полиции столичного округа Раджендра Шрестха
заявил позже, что обеспечение безопасности во время пятичасового пребывания китайского премьера явилось большим испытанием для его ведомства, понадобились “чрезвычайные меры и дополнительные силы”. В общей сложности на маршрутах следования эскорта Вэнь Цзябао были размещены 1900 полицейских, в том числе 200 в штатском.
Только по подозрению, что они “могут принять участие в протестах”, 14 января в разных местах Катманду были задержаны 339 человек, которые вскоре после отлета Вэнь Цзябао в Катар вечером того же дня были освобождены. Полиция выставила патрули в районах Боуда, Сваямбху, Джавалакхел и возле других монастырей, чтобы не выпускать тибетцев на улицы.
Пусть и по случайному совпадению, тибетцы, возвращающиеся из паломничества в Бодхгаю, также попали в список угроз безопасности для китайского премьера. “Нам понадобилось много усилий, чтобы отслеживать въезд тибетцев через Тханкот вплоть до 5 утра 14 января”, - приводит выходящая в Катманду Republica отчет, с которым выступил пресс-секретаря столичного комиссариата полиции Рави Радж Шрестха (Ravi Raj Shrestha). По его словам, в Джагати, в районе Бхактапур (Bhaktapur), были остановлены автобусы с 270 пассажирами, среди которых оказались тибетцы.
Еще 40 пассажирских автобусов были задержаны в Тханкоте и в сопровождении полиции доставлены в район Боуда, где оставались под стражей до 8 утра 14 января. Начиная с 13 января, полиция задерживала тибетцев и в других пограничных пунктах на севере, в частности, упоминаются Расува (Rasuwa), Нувакот (Nuwakot) и Дхадинг (Dhading).
Между тем, как следует из публикаций на официальном сайте ТАР, местные чиновники отреагировали на церемонию в Бодхгае только 19 января. В пропагандистской
статье говорится, что Далай-лама 3 января осудил политику центрального правительства в Тибете и призвал противопоставить истину вооруженной силе. В основном текст, как обычно, составлен из штампованных обвинений по поводу ‘сепаратистских’ и ‘раскольнических’ идей, но есть и беглая ссылка на подход "срединного пути", который предусматривает создание "Тибетской республики с учреждениями самоуправления", где будет "зона мира".
Как
сообщалось, более 8 тысяч тибетцев, ранее не встречавшихся со своим духовным лидером, присутствовали с 1 по 10 января на программе посвящения Калачакры в Бодхгае.
Тибетцы в районе Тханкот ждут под наздзором полиции, пока китайский премьер покинет Непал. Катманду, 14 января 2012
Тибет снова закрыт для иностранных туристов на период ‘Лосара’ и годовщины мартовских волнений Непал: 207 паломников из Тибета, вернувшихся из Индии, задержаны и отпущены в Катманду В монастырях Тибетского автономного района углубляется кампания политической переподготовки В Тибетском автономном районе вводятся премии и доплаты для “образцовых гармоничных” монастырей В Тибетском автономном районе запланировано резкое сокращение численности монахов