Пирамида авторитетов. Как компартия приспосабливает даосизм к своим нуждам.

Oct 29, 2011 06:36

Традиционный даосизм в материковом Китае, как принято называть территорию страны, исторически оказавшуюся под властью компартии, выживает в крайне тяжелых условиях. Даже в 1980-х католики и протестанты получали литературу благодаря самоотверженным усилиям зарубежных общин, буддийская традиция сохранялась в тибетских монастырях, уйгурские мусульмане продолжали посещать мечети. Но в даосизме нет зарубежных проповедников или компактных этнических центров.

Распространение даосской традиции вне “патриотической” структуры преследуется либо как уклон в мистику, если речь идет о партийных “кадрах”, либо как “нелицензированная” практика. Действующие в системе китайского даосистского общества (КДО) монастыри превратились в туристические объекты с билетами и благовониями от местного управления по делам туризма. Зачастую управление нанимает мужчин разного возраста, которые изображают монахов и поощряют пожертвования. В некоторых монастырях открыты офисы КДО, но их штат, включая рядовых сотрудников, весьма невелик.

Руководители китайского даосистского общества играют важную декоративную роль в мероприятиях госуправления по делам религий, которое отвечает за регулирование идеологическое воспитание верующих, распределенных по пяти “патриотическим” ветвям. Проведением таких мероприятий на международном уровне занимается китайское общество религиозно-культурных обменов, которое по должности возглавляет заместитель начальника управления Ван Цзоань (王作安). 25 октября в провинции Хунань он закрыл “международный форум по вопросам даосизма”, впервые организованный по поручению компартии для привлечения даосизма к пропаганде идеи “гармоничного общества”.

Строительство “гармоничного общества”, принятое в октябре 2006 года в качестве цели вечного партийного кружения взамен “классовой борьбы”, связывается обычно с конфуцианством, но, как видно по описанию форума, это вполне самостоятельная разработка партийной пропаганды. Под “гармонией” подразумевается поддержание стабильности в условиях огромного разрыва в благосостоянии, подкрепленное непоколебимой верой в “направляющую роль” компартии.

Поскольку многие граждане все еще придерживаются религиозной иерархии, основанной на истории и традициях, для них оставлены “патриотические” структуры, изначально нацеленные на перевоспитание в духе сплоченности вокруг партии. И в рамках “патриотических” мероприятий обязательно высвечивается пирамида авторитетов, основанная на внутрипартийном статусе чиновника и номере партийного билета.

На самой вершине стоит председатель всекитайского комитета народного политического консультативного совета Китая Цзя Цинлинь, олицетворяющий направляющую роль политбюро компартии в отношении лиц, придерживающихся религиозных и мистических воззрений, оставшихся со времен феодализма. В соответствии со статусом члена правящей девятки олигархов он ограничился поздравительным письмом, в котором призвал участников форума “исследовать сущность даосизма и сделать китайскую культуру достоянием всего мира”.

Мероприятие в месте проведения - это был поселок Наньюэ уезда Хэншань - официально открыл 23 октября начальник центрального отдела пропаганды компартии Лю Юньшань. Наставническую речь на церемонии открытия произнес главный ‘единофронтовец’ Ду Цинлинь, выразивший кое-какие общие мысли: “Даосизм, придающий особое значение сосуществованию человека и природы, очень подходит для современного мира”.

Горы Хэншань, у подножия которых находится поселок Наньюэ, с древности известны как священная обитель даосских монахов, так что теперь здесь создан хорошо развитый центр внутреннего туризма. Поскольку форум проводился с санкции госсовета КНР, сюда собрали достаточно круглое число участников - более 500 представителей даосизма, переводчиков и гостей из 21 страны мира. Среди видных гостей в отчете Синьхуа упоминаются только генеральный секретарь всемирного совета религиозных лидеров Бава Джайн (Bawa Jain), директор британской неправительственной организации Alliance of Religions and Conservation Мартин Палмер, и председатель КДО Жэнь Фажун. Последний непременно должен был присутствовать на этом мероприятии, как и Мартин Палмер, переводчик литературы по даосизму, в течение 15 лет занимающий в "патриотическом" обществе должность советника.

Впрочем, какой-либо экспертной дискуссии на форуме и не предполагалось, ведь его цели ничем не отличались от стандартных предписаний партийной пропаганды для всех международных контактов такого рода. Как указывалось в преддверии форума, это “распространение концепции гармонии, являющейся основополагающей целью даосской культуры и традиционной китайской культуры”, “стимулирование выявления активной роли даосизма в содействии построению гармоничного общества и социально-экономическому развитию”, “содействие активизации обменов и сотрудничества” между материковым Китаем, Гонконгом и Макао, а также с представителями даосизма на Тайване и в зарубежных странах.

22 октября заместитель главы китайского даосистского общества Линь Чжоу изложил для материковой прессы явно фиктивную статистику, касающуюся вверенной ему ветви внутри страны. По его словам, в материковом Китае в монастырях насчитывается около 30 тысяч даосских монахов и “еще 60 тысяч практикующих даосизм школы чжэнъи разбросаны по стране”. И, как цитирует China Daily, “пять крупных учреждений дают даосские тренинги”.

За рубежом, “в районах, где компактно проживают этнические китайцы”, тоже идет работа, отметил религиозный чиновник. “В Сингапуре, Малайзии, Индонезии, США и Франции имеются помещения для проведения религиозно-культовых обрядов даосизма”, - проинформировал он, добавив, что “все больше зарубежных вузов и научных учреждений начали проявлять интерес к изучению китайской даосской культуры”. “Высшая цель даосизма - достичь бессмертия путем самосовершенствования и познания истинного Пути - Дао”, - кратко суммировал Линь Чжоу собственный опыт учебы.

Поскольку среди участников форума были 80 делегатов из Гонконга, в том числе представители даосских храмов, ученые из Китайского университета и влиятельные бизнесмены, гонконгская South China Morning Post представила некоторые высказывания, звучавшие 24 октября.

Например, Ван Цзоань ссылался на привычную для однопартийной пропаганды тему “экологии души”. "В период глобализации мы можем черпать свою духовность из даосизма, - сказал. - Ведь нас волнует не только защита окружающей среды, но защита души и сердца". Как подчеркнул заместитель председателя китайского даосистского общества Чжан Цзыю (Zhang Jiyu), именно такие проблемы должны оставаться в центре внимания форума, призванного решить, как "даосская мудрость [может] помочь разрешению проблем, существующих в китайском обществе".

Вечером 24 октября государственное телевидение CCTV предоставило целый час для беседы между Су Цзялу (Xu Jialu), занимавшим ранее пост зампредседателя постоянного комитета всекитайского собрания народных представителей, и Мартином Палмером. Как подчеркнул Су Цзялу, форум работает над вопросом, можно ли приспособить к современной ситуации даосское понятие “довольствоваться тем, что имеешь”, призывая рядовых граждан минимизировать материальные потребности и замедлить гонку за мировым уровнем. Тогда как Мартин Палмер пояснил, что самой большой проблемой для материкового Китая является обеспечение устойчивости.

"Никто не станет спорить с тем, что сегодня в Китае [царит] головокружительный рост консюмеризма и богатства. И все более насущно для Китая попытаться понять, является ли это устойчивым, - приводит его слова South China Morning Post. - Но есть еще более глубокий вопрос, может ли Китай при этом снова стать сочувствующим, мудрым и ориентированным на общее благо". Потому-то компартия и “решила, впервые за все время, обратиться к даосистам, чтобы разобраться, как древняя мудрость и духовность могут вернуть сердце в бесконечно расширяющееся тело современного Китая”.

Председатель и исполнительный директор базирующегося в Гонконге пропекинского канала Phoenix TV Лю Чанле (Liu Changle) выступил с длинной речью насчет нравственного падения масс. Для этого он обратился к свежему случаю, произошедшему буквально за 10 дней до форума, когда в городе Фошань 18 человек прошли мимо попавшей под колеса двухлетней девочки Ван Юэ. В обществе отсутствует даосское понятие дэ - добродетель, подчеркнул он, добавив, что "все должны понимать цену хорошего деяния".

“Занятость и усталость стали нормальным состоянием для многих китайцев. За этими занятостью и усталостью мы видим безумную гонку за деньгами и выгодой. Но фундаментальными правилами мира являются спокойствие и чистота помыслов, - продолжил заместитель председателя КДО Хуан Чжиань (Huang Zhian). - Имея много вещей, нельзя долго нести их с собой. Мудрый вообще ничего не накапливает".

На церемонии закрытия была опубликована "Наньюэская декларация", которую даже Синьхуа не цитирует. Председатель китайского даосистского общества Жэнь Фажун подчеркнул, что “даосизм в качестве самобытной религии Китая имеет длительную историю”. Зампред госуправления по делам религии Ван Цзоань “выразил надежду на то, что представители религиозных кругов будут принимать активное участие в практике содействия социальной гармонии и достижению великого возрождения китайской нации”.

Неважно, как называть это мероприятие - “форум даосской культуры”, “даосский форум”, или “форум по вопросам даосизма” (в русской редакции Синьхуа еще не решили). Участникам удалось ссылаться на “Дао дэ цзин” и сетовать на утрату добродетели, не задевая партийных бонз такими, например, цитатами: "Когда множатся законы и приказы, растет число воров и разбойников".

Международный форум по вопросам даосизма широко освещался партийной прессой. Хэншань, провинция Хунань. 24 октября 2011

компартия, даосисты, религия, Китай

Previous post Next post
Up