К визиту президента США Пекин приурочил первое назначение женщины на пост даосского наставника

Nov 18, 2009 09:28


Желая продемонстрировать высокому американскому гостю наличие в Китае религиозной свободы, Пекин с размахом объявил о первом назначении женщины на должность настоятеля даосского монастыря Чанчуньгуань (长春观) в городе Ухань, столице провинции Хубэй.
Ведущие газеты компартии и центральное телевидение CCTV опубликовали на английском языке репортажи, посвященные торжественной церемонии, в результате которой У Чэнчжэнь (Wu Chengzhen) стала первой настоятельницей монастыря (fangzhang) в 1800-летней истории китайского даосизма. Как отмечает Жэньминь жибао, церемонией инаугурации 15 ноября лично руководили высшие государственные чиновники - заместитель начальника государственного управления по религиозным делам Ци Сяофэй (Qi Xiaofei) и председатель Китайского даосского общества (или, точнее, Всекитайской ассоциации последователей даосизма) Жэнь Фажун (Ren Farong). На церемонию были приглашены также около тысячи зарубежных последователей даосизма из Малайзии, Франции, Испании и Египта.

52-летняя китаянка У Чэнчжэнь является, судя по заметке Жэньминь жибао, проверенным “кадровым” сотрудником одной из пяти одобренных компартией и действующих по указаниям правительства религиозных организаций. Она родилась 14 января 1957 года в поселке Синьчжоу (Xinzhou), входящем ныне в город Ухань, и здесь же получила степень магистра философии в Научно-технологическом университете Huazhong (HUST). Получив направление на религиозную работу, в марте 1984 года У занимает должность даосского священнослужителя, на которой ее деятельностью непосредственно руководит из Пекина 22-й fangzhang монастыря Baiyun Се Чжунсинь (Xie Zhongxin).

В настоящее время она назначена постоянным членом провинциального комитета Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК), который, как орган единого патриотического фронта, создан для выполнения задач по “сплочению” в среде представителей религиозных и этнических меньшинств, вернувшихся на родину эмигрантов и соотечественников из Гонконга, Макао и Тайваня. Поскольку руководящие сотрудники религиозных организаций Китая не могут входить в число членов компартии, членство в НПКСК считается для них наивысшим карьерным достижением. В соответствии с этим У занимает также посты председателя даосского общества провинции Хубэй и председателя даосского общества города Ухань.

Поскольку нигде не уточняется, был ли ранее в этом монастыре настоятель и имеется ли здесь монашеская община вообще, на новой должности У предстоит исполнять чисто декоративные функции. Монастырь Чаньчуньгуань, разгромленный в период "культурной революции", после 1983 года признан одним из значимых объектов внутреннего и иностранного туризма. Посещение монастыря возможно только за плату, по билетам местного управления по делам туризма. Известно также, что в некоторых даосских монастырях Китая в качестве монахов выступают лица, нанятые управлением по туризму.

Одна из важных декоративных обязанностей - представительство религии в благотворительных мероприятиях. Как пишет China Daily, У Чэнчжэнь известна своими усилиями по “оказанию помощи сиротам и вдовам, строительству мостов и дорог, поддержке учащихся из трудных семей”. С 2000 года, продолжает газета, монастырь Чаньчуньгуань передал на благотворительные цели 4 млн юаней (586 тысяч долларов). Впрочем, как это нередко отмечается в последнее время, партийная пропаганда опять запуталась, пытаясь успешно пропиарить религиозное событие. Как пишет другая официальная газета Global Times, У с 2000 года “сделала огромный вклад в общественную жизнь, собрав почти 4 млрд юаней для бедных и детей, исключенных из школы” [здесь миллионы перешли в миллиарды]. Зато эта газета подчеркивает, что на самом деле основная деятельность У сводится к организации культурных обменов по линии даосизма со странами Юго-Восточной Азии и Европы.
Очевидно, первое назначение женщины на ответственный религиозный пост призвано продемонстрировать американскому президенту “прогрессивный” характер развития религии под руководством компартии. Но, если формально для того, чтобы стать наставником даосской общины, кандидат должен пройти три ступени отбора, последнее слово все равно остается за государственным управлением по делам религий.

Представлявший это управление на церемонии 15 ноября Ци Сяофэй (齐晓飞) и ранее был известен как заместитель начальника, отвечающий за даосское направление и зарубежные обмены, а также продвижение пекинских назначенцев в тибетском буддизме. В частности, в январе 2000 года он лично удостоверил назначение в качестве 7-й реинкарнации Ретинга Ринпоче 2-летнего мальчика по имени Сонам Пхунцок (Sonam Phuntsog), которого не признают Далай-лама и монахи монастыря Ретинг. Судя по всему, после того, как в сентябре Е Сяовэнь ушел с должности начальника управления, Ци пока сохраняет прежнее положение.

Фрагмент церемонии с сайта CCTV. 15 ноября 2009


Настоятельница монастыря Чанчуньгуань У Чэнчжэнь (Wu Chengzhen) получает дар от даосов Синьцзяна. Ухань, провинция Хубэй, 15 ноября 2009 [CFP]

Глава управления по религиозным делам КНР уходит в отставку
Китайская даосская ассоциация, действующая по указаниям КПК...
В Китае вводятся новые правила для создания учреждений

Ухань, даосисты, Китай

Previous post Next post
Up