В рамках обширной цензурной кампании в Тибете китайские власти запретили популярные рингтоны

May 27, 2010 04:00

Администрация школы высшей ступени, расположенной неподалеку от города Шигацзе в Тибетском автономном районе, под предлогом "увеличивающейся изощренности сепаратизма" приказала учащимся и преподавателям удалить со своих мобильных телефонов 27 популярных рингтонов на тибетском языке, уничтожив аудио и видеодиски.

"Сотрудники и учащиеся не должны иметь вышеуказанные песни в качестве мобильных рингтонов", цитирует появившееся на сайте школы 21 апреля уведомление Radio Free Asia (RFA). "Если у вас есть любые из этих песен в списке рингтонов, будьте добры удалить их; если имеются любые из указанных выше дисков, будьте добры испортить их путем плавления или сожжения", добавляет неизвестный цензор.

В документе приводится список из 27 песен, в основном на тибетском языке, среди которых "Счастливая Шамбала", "Надежды сына города снегов", "Пятицветные молитвенные флажки (версия на тибетском)", "Народ снежной горы (на тибетском)" и "Давняя надежда".

Партийный комитет школы, отдел образования и политики, а также комсомольская дружина школы намерены провести кампании по зачистке, направленные на удаление "нездоровых" песен. "Всех, у кого найдут нелегальную музыку или видеодиски, ожидают серьезные последствия", говорится далее в уведомлении, которое администрация, опасаясь бурной дискуссии, предпочла убрать из открытого доступа.

На днях власти столицы Тибета объявили о введении новых ограничений на размножение материалов в бюро копировальных услуг, которые принадлежат в основном ханьским китайцам. Одна из сотрудниц такого бюро в Лхасе пояснила RFA, что речь идет о материалах на тибетском. "Большинство из нас не читает по-тибетски. А главное, что Далай-лама должен быть связан с сепаратистами", - сказала она, добавив, что для многих клиентов обязательная регистрация только "лишняя головная боль".

Напомним, что 11 мая газета отделения компартии Тибетского автономного района Вечерняя Лхаса поместила статью, касающуюся новых правил, требующих перерегистрации офсетного и копировального бизнеса, а также содействие органам милиции в сборе имен, адресов и номеров удостоверений личности своих клиентов. По словам представителей милиции, пишет South China Morning Post, предусмотренная новыми правилами проверка продиктована "нуждами безопасности и стабильности", поскольку правительство намерено таким образом "воспрепятствовать незаконной деятельности".

Однако даже связанные с однопартийным режимом Пекина специалисты считают, что подобные меры вызовут только усиление напряженности и недоверия в отношениях тибетцев и власти. Такой шаг является непродуманным и явно непопулярным, подчеркивает эксперт из созданного правительством Китайского центра тибетологических исследований д-р Тензин Лхундуп (Tanzen Lhundup). "Я ни разу не слышал, чтобы такие меры вводились в прошлом, включая самые беспокойные периоды, - отмечает он. - Сначала надо посоветоваться с общественностью, а полномочия местных чиновников общественной безопасности должны подвергаться тщательной проверке по линии закона и общества".

На самом деле кампания по пресечению размножения документов идет в Лхасе еще с февраля, констатирует тибетская гражданская активистка Осер (Woeser) из Пекина. По ее словам, посетив тогда Лхасу, она узнала, что предприятиям и бюро дали указание не копировать материалы на тибетском языке, включая книги, брошюры и буддийские тексты. "Я была поражена этой очевидно дискриминационной мерой, а владельцы жаловались на безвыходное положение, так как приказ шел напрямую от властей", - сказала она Radio Free Asia.

По мнению Осер, новые ограничения являются лишь частью обширной кампании, нацеленной против тех тибетских монахов, активистов и интеллектуалов, кто рискует выражать критические оценки по поводу всеохватывающих методов политического контроля, которые вводятся в Лхасе после мартовских волнений 2008 года. "Власти явно хотят заглушить голоса несогласных и разжечь битву с сепаратизмом в сфере искусства и культуры", - отмечает она. Но эта "новая мера только усилит страх и подогреет напряженность в регионе", ведя к дальнейшему расширению сопротивления властям.

Едва ли улучшит отношение к мерам китайского руководства в сегодняшнем Тибете и арест тибетского писателя, известного под псевдонимом Shogdung, произошедший в провинции Цинхай 23 апреля. Как отмечает в опубликованном 18 мая докладе выступающая за права тибетского народа ‘Международная кампания за Тибет’ (ICT), Тагьял является самым высокопоставленным среди 31 тибетских писателей, блоггеров, певцов и защитников окружающей среды, которые подверглись задержаниям и были отправлены в тюрьму за последние два года.

Тагьял опубликовал книгу "Отделяя небо от земли", содержащую критические оценки действий Пекина по следам антиправительственных выступлений в Тибете в 2008 году, а также выразил недоверие чиновникам, назначенным на распределение помощи пострадавшим от землетрясения в уезде Юйшу. "Лучшее, что можно сделать - отправить в зону бедствия для передачи средств кого-то, кому вы полностью доверяете. Ведь никто не станет говорить, что здесь нет коррупции", говорилось в подписанном им письме, опубликованном на зарубежном сайте Boxun. Стоит заметить, что недавний протест тибетцев в Юйшу по поводу отказа в помощи жертвам стихийного бедствия показал, что его подозрения не были лишены оснований.

Картинка с видеозаписи песни "Надежды сына города снегов", размещенной на китайском сайте Tudou

15 тибетских крестьян получили ранения в ходе экологического протеста в провинции Ганьсу
За одиночный протест в Лхасе арестован тибетец, учившийся в Дхарамсале
Китайские власти закрыли доступ к iTunes с альбомом в поддержку Тибета

тибетцы, репрессии, Китай

Previous post Next post
Up