Уйгурские мусульмане по-прежнему ощущают себя гражданами второго сорта на своей родной земле

May 27, 2010 19:58

По-прежнему остается неизвестной судьба многих уйгурских мусульман, задержанных в ходе волны милицейских облав, проводившихся в этнических поселках Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) в июле 2009 года, когда местные партийные начальники спешили отчитаться о разгроме ‘трех сил зла’, как принято здесь называть подозреваемых в причастности к религиозному экстремизму. Как стало известно Radio Free Asia (RFA), по меньшей мере три семьи в окрестностях города Кульджа [китайское название Инин] до сих пор не получили свиданий или информации о правовом положении своих близких, со времени задержания которых прошло уже более 10 месяцев.

С 7 июля 2009 года находятся за решеткой четверо молодых членов семьи из деревни Булак Дадамту (Bulaq Dadamtu) поселка Дадамту. Как рассказал патриарх семьи Тургун Полад (Turghun Polat), его дочь была арестована по подозрению в проведении “религиозных курсов с женщинами, живущими по соседству; остальных детей арестовали за чтение некоторых книг”. Говорят, что дочь видели в одной из тюрем Урумчи. “У меня имеются только уведомления о задержании, - отметил он. - Но нет никакого официального сообщения о суде над дочерью, [неизвестно], какой срок ей дали, никакого объяснения по поводу взятия под стражу”. Секретарь отделения компартии в деревне, пообещавшая в ходе встреч с начальниками в городе выяснить что-нибудь о дочери, судьба которой особо тревожит отца, “пока так и не позвонила”.

Два сына и невестка, добавил Тургун Полад, находятся в тюрьме ‘Новая жизнь’, но об их положении достоверно ничего сказать нельзя. Через месяц после того, как их забрали, в милиции выдали только уведомления о задержании. “Но суда так и не было. Свиданий с ними не дают, хотя разрешили послать в тюрьму деньги и продукты”, - сказал он. По словам представителей власти, главным поводом для арестов этих молодых людей стала “излишняя религиозность”, поскольку они одеваются в соответствии с требованиями религии и подрывают авторитет назначенных однопартийным режимом имамов, то есть демонстративно не приходят на церемонии погребений и молебны, заключает Тургун Полад.

Также за проведение исламских курсов без одобрения властей был задержан 15 июля 2009 года в деревне Уластай (Ulastay) поселка Дадамту 40-летний Сетивалди Хашим (Setiwaldi Hashim). Вместе с ним, рассказала его сестра Адиле Хашим (Adile Hashim), из деревни забрали 20-летнего сына Касимджана (Qasimjan Setiwaldi), зятя Турсунджана, и племянника Абдурахмана Османджана (Abdurahman Osmanjan). Сетивалди взяли по подозрению в изучении и преподавании исламских текстов, а также в организации религиозных обрядов, рассказал его младший брат Диливалди (Tiliwaldi), “однако в суде города Кульджа этого не упоминалось - судья зачитал, что он подозревается в чтении какой-то книги”. После этого выяснить в милиции или у других чиновников, предъявлены ли ему какие-либо уголовные обвинения, не удалось.

За контакты с Сетивалди были задержаны также Султан Турсун (Sultan Tursun) и его жена Хелиме из деревни Булак Дадамту. Хелиме через 40 дней вернулась домой, где без родителей оставались трое детей, тогда как о судьбе ее мужа и через год известно немного. “Как-то вечером за ним пришли и забрали прямо из дома, заявив, что он посещал незаконные религиозные занятия Сетивалди, у которого не было разрешения властей на религиозные курсы, - рассказала его мать. - Султан имеет только основное религиозное образование - знает, как пять раз в день совершать намаз, но не умеет читать Коран”.

По ее словам, с лета 2009 года в деревне Булак Дадамту были задержаны 11 молодых людей, из которых до сих пор выпущены на свободу лишь семеро. На заседании суда 18 января, продолжавшемся только два часа, говорилось, что Султан Турсун и его друзья причастны к сепаратизму и религиозному экстремизму, хотя они эти обвинения оспаривали. Власти заявляли, что “лидеры группы могут быть приговорены к 10 годам тюрьмы, а их последователи к трем; несмотря на это, обвинение им так и не предъявлено”. И мать, и ее соседи уверены, что эти аресты носят политический характер.

Уйгурское население поселка Дадамту живет под страхом мести со стороны ханьцев. “Я слышала, что произошло в Урумчи в прошлом году 5 июля, и все мы опасаемся за будущее наших детей - и даже сегодня боимся за них”, - сказала RFA одна из местных уйгурок.

Власти СУАР продолжают вводить новые меры, ужесточающие контроль за религиозной жизнью уйгурских мусульман. По данным RFA, 20 апреля в уезде Шайар (Shayar) округа Аксу опубликована первая в своем роде директива из 10 пунктов, нацеленная на “укрепление на уровне деревень контроля за религиозными организациями на местах”. Если раньше власти отказывались признавать, что требуют от мусульманских общин представлять на одобрение чиновников тексты и вопросы для экзаменов, используемые в богослужениях и учебных курсах, то новый документ указывает не только на необходимость регистрации всех религиозных групп в деревенском офисе управления по религиозным делам и ежемесячной проверки чиновниками мест молитвы и религиозных обрядов, но и предварительного одобрения текстов для любых богослужений.

“Перед тем, как жители деревни соберутся на богослужение, отдел по религиозным делам должен провести проверку относящихся к этому текстов. Сотрудник, ответственный за информацию, касающуюся религиозной деятельности, должен проверить соответствующие тексты и получить сведения о конкретной ситуации, где эти тексты будут использоваться для богослужения”, гласит пункт 7. “Религиозным учителям категорически запрещается использовать тексты, не прошедшие одобрения”, говорится в нем далее, а всякий, кто проводит религиозную деятельность вне предварительно одобренных мест, попадет под следствие как ‘отвязанный имам’, то есть действующий без санкции властей. Директива указывает также на запрет принимать участие в религиозных обрядах для чиновников и членов компартии.

По мнению жителей уезда, новые требования властей лишь усилят недоверие мусульман к официальным имамам. “Они говорят, что им скажут, а если будут отклоняться от [партийной] линии, то попадут под неприятности. А люди молча переживают недовольство, хотя и не говорят вслух. Они уверены, что имамы не говорят правду, что скрывают ее”, - отметил один из местных. По его словам, духовные наставники, которых выбирают местные жители, практически никогда под разными предлогами не получают одобрения чиновников управления по религиозным делам. Вместо них власти назначают идеологически верных, но никому не известных. Каждые 15 дней приезжают представители властей, чтобы выяснить у имамов, какие разговоры идут в мечетях, а по пятницам устанавливается дежурство поселковых чиновников с целью выловить среди приходящих в мечеть учащихся и членов партии, которым грозят разными карами, добавил он.

По данным официальной переписи 2006 года, в уезде Шайар, расположенном в 500 км от столицы автономного района Урумчи, проживают примерно 225 тысяч человек, из которых 92% - уйгуры. Ханьцы составляют менее 7% населения, что делает уезд наиболее этнически однородным в округе Аксу, где в последние годы отмечались серьезные выступления против китайского правления. В частности, в соседнем уезде Куча 10 августа 2008 года произошло нападение на отделение милиции, после которого были убиты до десятка подозреваемых в причастности к этому уйгуров.

Недовольство местных мусульман вызывается, в частности, тем, что китайские власти ввели бесплатные ланчи во время священного месяца Рамадан, когда вкушать пищу разрешается только после захода солнца. Учащиеся школ высшей ступени в уезде Шайар выражали возмущение навязываемой властями повседневной "пропагандой" по поводу религии и сепаратизма.

Да и вне мечетей и школ нередко возникают конфликты, в которых уйгуры ощущают себя гражданами второго сорта. 29 января 2009 года в принадлежащем китайскому хозяину интернет-кафе в поселке Шайар, где расположен комплекс уездного правительства, один из увлекшихся видеоигрой молодых уйгуров случайно наступил на ногу охраннику. Охранники заперли двери и стали избивать молодого человека и его друзей. Поскольку все происходящее было видно через выходящие на улицу окна, возле интернет-кафе собралась толпа уйгуров, которые начали швырять камни и стулья, чтобы спасти своих. В результате 6 уйгуров оказались в больнице, а еще пятерых власти отправили за решетку за подстрекательство к беспорядкам. Всего через три дня похожий инцидент случился в соседнем интернет-кафе, владельцы которого придрались к молодым уйгурам, заподозрив их в обмане на видеоиграх. И на этот раз несколько десятков охранников стали избивать уйгуров, которых было всего шестеро; в результате двое попали в больницу.

Напомним, что в соседнем уезде Куча 10 августа 2008 года группа уйгуров, в составе которой были две женщины, пыталась разгромить здания милиции, административных учреждений и магазинов, принадлежащих ханьцам. В результате погибли 12 человек, в том числе 5 участников нападения; двое подорвали себя в ходе операции по задержанию подозреваемых на рынке Куча, а еще троих застрелили солдаты вооруженной милиции.


Объявление на мечети в СУАР запрещает вход лицам до 18 лет

права человека, уйгуры

Previous post Next post
Up