В преддверии годовщины народного восстания 1959 года в тибетском регионе Нгаба (кит. Аба-тибетско-цянский автономный округ провинции Сычуань) совершил самосожжение тибетец, высказывавшийся против ястребиной политики Пекина в Тибете.
Тибетец по имени Цекхо (Tsekho), которому было уже за 40, вышел на огненный протест 7 марта около 17 часов по месгному времени в поселке Меурума в уезде Нгаба.
Как сообщил информационному сайту Phayul.com и Radio Free Asia (RFA) бывший тибетский политзаключенный из того же поселка, Цекхо скончался на месте самосожжения. Он выкрикивал призывы к возвращению Далай-ламы на родину и свободе для Тибета. Это был протест против репрессивных мер китайского правительства, отметил Мео Кунджам (Meo Kunjam), живущий теперь в Австралии.
Цекхо, которого звали также Цекхо Тукчак (Tsekho Tugchak), происходит из скотоводческой деревни №5 поселка Меурума (кит. Майэрма). У него остались мать, жена и две дочери.
Он часто говорил о проблемах тибетского народа - будь то в чайной или на рынке - и умел убедительно излагать свои взгляды, добавил Кунджам.
По словам местных жителей, в последние дни в Меурума были размещены дополнительные подразделения военных, чиновники заявляют о готовности разгонять собрания тибетцев и блокировать интернет.
Вероятно, Тукчак намеревался выйти на свой одиночный протест 10 марта, в 59-годовщину тибетского народного восстания в Лхасе, но опасался, что это будет слишком сложно из-за усиления патрулей.
Тибетцы в поселке Меурума и за его пределами "с печалью услышали новость о самосожжении и оплакивают Цекхо",
приводит RFA слова своего источника в Тибете. "Многие читают молитвы для мученика", добавил он, ситуация очень напряженная.
В международной прессе публикуется
заметка Associated Press, в которой отмечается, что регион по-прежнему закрыт для иностранных журналистов и подтвердить информацию о самосожжении практически невозможно. Сотрудники управления полиции, канцелярий правительства и отдела пропаганды парткома в округе Аба, отказываясь представляться, заявляют, что ничего не слышали об этом случае.
Центральная тибетская администрация (CTA) выразила сожаление в связи с тем, что тибетцы, несмотря на призывы воздержаться от радикальных методов, вынуждены прибегать к самосожжениям с целью выражения протеста. “Подобные самопожертвования тибетцев показывают, что репрессии под китайским правлением сделали жизнь в Тибете невыносимой”, -
подчеркнул президент CTA Лобсанг Сенге (Lobsang Sangay).
Настало время, когда китайскому правительству следует отреагировать на законные требования тибетцев в Тибете, стремящихся к свободе и возвращению Далай-ламы, добвил он. Наилучшим образом решение проблемы можно искать через 'подход срединного пути', возобновив диалог с тибетскими представителями, повторил Лобсанг Сенге.
Напомним, что в этом году отмечается 10-я годовщина массовых тибетских волнений, вспыхнувших весной 2008 года. Стихийные выступления протеста
начались 14 марта возле трех крупных монастырей в Лхасе и распространились по всем тибетским регионам.
Среди причин, вызвавших демонстрации с тибетскими флагами и столкновения с солдатами, упоминался документ госуправления по делам религий, возмутивший последователей тибетского буддизма во всем мире. В соответствии с положением, вступившим в силу в сентябре 2007 года, для признания реинкарнации видных буддийских наставников (тулку) требуется формальное разрешение партийных чиновников.
С 27 февраля 2009 года в тибетских регионах произошел всплеск самосожжений, число которых в 2012-м достигло 83. По данным CTA, с учетом огненного протеста Цекхо, первого в 2018 году, 152 тибетца - мужчины и женщины - совершили самосожжения в знак протеста против политики Пекина, 130 из них от полученных ожогов скончались.